Как устроен итальянский домашний вертеп

Jan 18, 2018 20:37

Мне давно хотелось написать о традиции вертепа (презепе)  в итальянских семьях.  Недавно соседи по дому пригласили  посетить их домашний  вертеп  (согласно неаполитанской традиции его не смотрят, а посещают).  Рассказ владельцев  и мои фотографии  легли в основу долгожданного поста о том, как устраивают домашний вертеп.




Буквально недавно здесь рассказывала о традициях рождественских празднований в Тоскане, где пояснила что, новогодняя елка пришла в дома тосканцев относительно недавно. Вертеп, хотя и имеет Тоскане многовековую историю, но в качестве семейной традиции стал популярен примерно в ХIX веке, как и на остальной территории Италии.

Самый первый презепе,  теперь я буду называть его только итальянским термином, который я увидела в Италии ( прощу прощения! посетила!), был именно домашний.  Глядя на тот игрушечный городок с множеством маленьких фигурок, мне пришла в голову мысль, что взрослые играют в куклы. Я тогда не знала о презепе абсолютно ничего, даже само его название никак не  запоминалось. Но идея маленького спектакля, наглядно рассказывающего о рождении Христа, помню, очень впечатлила.

Постараюсь рассказать о домашнем презепе так, как услышала от его хозяйки Патриции.




История презепе началась 25 лет назад, когда в семье начали подрастать дети: девочка и мальчик.




Чтобы приблизить детей к христанству, родители начали строить домашний презепе.




История рождения Христа, воплощенная в миниатюрном варианте, стала не просто игрой для детей, а наглядным пособием по определению места их семьи в этом мире.

Семья во главе угла в буквальном смысле заложена в идее презепе. Достаточно взглянуть на центральный угол, ближний к зрителю, чтобы увидеть фигурки малышей перед их домиком.




Строительство презепе, очень похожее на обычную игру, заключает в себе множество значений и символов. Начиная с даты, когда из кладовок достаются коробки с заботливо уложенными фигурками...

Наряжать елку и начинать сборку презепе принято 8 декабря, когда католики отмечают праздник Непорочного зачатия Девы Марии.

На деревянном постаменте устраивают многоуровневый рельеф, покрытый бумагой. Сзади презепе вешают синюю ткань со звездами, которая должна обозначать тьму, в которой находится мир до рождения Христа.




На каждом из склонов расставляют персонажей презепе, согласно их символического значения в том маленьком спектакле.

Большинство посетителей презепе ( помните, что презепе посещают!) сразу ищут грот, в котором родился младенец.  Оказывается, сначала нужно найти фигурку пастушка Бенино-Засони, спящего на самом нижнем ярусе. Считаете, что все, что находится в презепе, просто снится этому персонажу.




Безусловно, главными героями презепе является святое семейство и персонажи-свидетели таинства рождения Христа.  В итальянском презепе, а речь сейчас идет именно об итальянской традиции, местом рождения Христа служит хлев, в ясли которого и был положен младенец. От латинского названия яслей и родился термин "презепе".

В традициях других стран, России в том числе, местом рождения считается грот, поэтому и название воспроизведения этой сцены несколько другое. Например, в России используют термин "вертеп".

Сверху святого семейства располагается архангел Гавриил, сообщивший пастухам о рождении Спасителя.

Рядом должен находится один из пастухов, держащий в руках ягненка в качестве символа Агнца Божьего.




Цвета одежды Девы Марии и Святого Иосифа, их фигуры, жесты и местонахождение полны символизма.

Символичны и фигурки быка и осла, которые согревают своим теплом новорожденного. Мне же хочется верить, что этих персонажей, обязательных теперь и не существующих в Библии, люди внесли, пользуясь собственным опытом. Достаточно вспомнить, как рационально строились  пещерные дома  Матеры,  которые обогревались теплом домашних животных.

С укладыванием новорожденного в ясли связана самая важная традиция каждого семейного презепе. Это происходит ночью после возвращения из церкви. Домашние собираются вокруг презепе, целуют в лоб младенца, и самый маленький или самый старый член семьи укладывает его в колыбельку.




Вторым действом презепе является сценка поклонение волхвов. Их ставят только за 3 дня до Богоявления (6 января). Каждый день фигурки приближают к  колыбели младенца.

Фактически, праздник Богоявления, когда волхвы кладут перед младенцем свои дары, является последним днем  маленького мира презепе: назавтра презепе и елку начнут убирать в коробки до следующего года.




Сейчас бы следует остановиться на моменте, где приобретаются материалы для презепе и фигурки персонажей.

Обычно самые первые небольшие презепе покупают уже готовыми. Одновременно приобретают  главных персонажей, которых я только что описала.

Затем, поддавшись страсти, начинают коллекционировать фигурки второстепенных персонажей, для которых уже  нужно расширять сценическое пространство, строить жилища,  воспроизводить окружающую природу и т.д.

Теперь уже не обойтись без посещения специальных ярмарок, на которых ремесленники продают все необходимые для презепе материалы. Самое посещаемое в этих целях место находится в Неаполе.

Толчок развитию неаполитанской индустрии презепе дала королевская семья Бурбонов, правящих в свое время в Неаполе. Буквально недавно в моем журнале был пост, посвященный королевской резиденции Бурбонов с фотографиями их коллекции презепе.

Друзья и родственники, зная о страсти своих близких по презепе, при случае покупают в подарок новые фигурки или предметы жизни, которые окружают этих персонажей. Иногда кто-то поддается своей собственной страсти по обеспечению любимого персонажа всем необходимым.

Вот вам свежий пример! Маленькие симпатичные кастрюльки и сковородки потребовали соответствующего персонажа. Сын Патриции начал делать под них фигурку поварихи.




Мы с Патрицией посмеялись, что этой поварихой могла бы стать я. Остается нанести фигурке черты моего лица, а мешать кашу в котле повариха уже умеет при помощи малюсенького моторчика.

Придется теперь найти миниатюрный фотик и комп, чтобы образ получился законченным))). Таким макаром и селятся новые персонажи в презепе.




Расскажу о героях, уже живущих  в  презепе.

Семья пастуха, предложившая свой хлев для Джузеппе и Марии. Обычно  пастух изображается в виде персонажа старинной комедии из Пьемонте. Пастуха зовут Джелиндо, его жену Алинда и их дочку Аурелия.




Нужно пояснить, что все все персонажи, о которых пойдет речь, по традиции представляют собой людей эпохи XVIII века. Тогда мода на презепе захватила широкую часть общества, аристократию в том числе.  Помните королевскую семью Бурбонов?!

Поэтому одежда, предметы и атмосфера, в которой живут наши герои, относится к той эпохе. Оттуда и платочек на "моей" голове поварихи, а не лихой поварской колпак))))

После обязательного для любого презепе  события рождения Христа коллекционеры начинают воссоздавать атмосферу того места, в котором они  сами живут в действительности. Тем самым люди начинают чувствовать себя участниками события.

Обычно это передается через фигурки ремесленников, профессии которых типичны для местности.

Перед нами  тосканский город Прато, в котором мы живем.




Миниатюрная копия инсталляции, которая встречает гостей города.  И фигурки эмигрантов, среди которых так и просится китайчонок в силу того, что китайская диаспора Прато одна из самых старых в Европе.




Развешенные материи и гладильщица говорят об текстильной индустрии, градообразующей в Прато.




Этому пекарю Патриция даже присвоили фамилию Бранкетти, т.к. в нашем доме находится пекарня под таким именем.




Прато считается тосканской столицей хлебопеков и кондитеров. Вокруг города производится зерно, поэтому и фигурка крестьянки, просеивающей его.




Все эти фигурки двигаются при помощи маленьких моторчиков. Как устроены приводы, показать не могу, т.к. для этого нужно видеть презепе в разобранном виде.




А пока наши герои живут и работают.

Кузнец-классический пример ремесленника для любого презепе.




Столяр, да к тому же специализирующийся на изготовлении стульев, можно назвать типичным для Прато. Мы сами часто пользуемся услугами одного такого, который чинит плетеные сиденья наших стульев.




Кроме ремесленников, связанных с городскими профессиями, множество персонажей представляют собой людей, напрямую зависящих от окружающей природы.

Те любители презепе, у которых руки вставлены нужным концом, обязательно конструируют  горную речку со струящейся водой.

А где речка, там и рыбак с рыбой. Символически он представляет фигуру святого Петра, а рыба-души тех, кого он ловит.




Сама река несет глубокую смысловую нагрузку, но это уже слишком сложно для обычного описания.

Пусть прачка, стирающая белье в чистой проточной воде, останется лишь работящей женщиной, а не  персонажем с подспудным смыслом.




Протекающая через территорию Прато река и низменность вокруг нее способствовали активному огородничеству жителей, снабжавших близлежащую Флоренцию свежими овощами.

Как ни отразить сей факт в истории презепе?!  Фигурка зеленщика для меня не так важна, как овощи, которые видны на переднем плане фото. Все овощи Патриция изготовила сама.  Вот и еще одно доказательство настоящей страсти по презепе!




Кроме овощей в округе Прато производят отличное оливковое масло.

По-вашему, что использовала Патриция в качестве оливок, из которых жмут масло в ее презепе?!




Вокруг Прато полным-полно каштановых лесов. Каштаны и каштановая мука широко представлены в местной кухне.

Поэтому никак без персонажа с жаровней для каштанов. К тому же, такой персонаж отвечает месяцу ноябрю, а все двенадцать месяцев являются желательными персонажами презепе.




Вот некотрые из них: Июль-продавец помидоров, Март-продавец цыплят и птиц, Октябрь-винодел и охотник.




Италия не мыслима без своих гастрономических сокровищ. Поэтому вино, сыры, копчености в обязательном порядке присутствуют в презепе. Но... несут символическую нагрузку, а не просто представляют любимое место итальянцев, где можно вкусно поесть. Например, вино подразумевает Святое причастие...




Домашние и дикие животные-любимые персонажи любого презепе.

Как истинный жежист, начну с котиков и...




... козла Фрэнка. Хотя сдается мне, что это все-таки коза))))




Еще немного зверья.







Если вглядеться, то рядом с индюком можно разглядеть и цесарку, которая на днях была героиней одного красивого рецепта.




Овечки-самые обязательные из презепных животных после ослика и быка, но на  фотографии ниже я хочу обратить внимание  не на них.

Зеркала! В чем их смысл в презепе?! Сразу и не догадаешься, если не знаешь истинного назначения семейного презепе, несущего смысл причастия к Рождеству , соучастия в нем.

Когда посетитель проходит мимо презепе, замечает свое отражение в зеркалах, т.е. может ощущать себя  внутри действия, происходящего в презепе.




И еще один персонаж, самый скандальный и самый веселый, приносящий удачу.

Ох, хотелось бы ему выдать звучное русское название, но низзя! Не наш это монастырь! Поэтому назову так, как принято, Каганер.

Кому интересно, читайте про него здесь. А я лишь улыбнусь фантазии ремесленника, изготовившего...  пи-пи-пи... в виде Санта Клауса, взявшего паузу.  Пусть Каганер принесет удачу семье, давшей ему приют.




В заключении ничего не буду говорить, т.к. мне, человеку, далекому от веры, сложно судить об этой  традиции с точки зрения  религии. Я могу выразить только мое человеческое восхищение подобной красотой.

Насколько презепе органично семье, создавшей его, говорит инсталляция, изготовленная мужем Патриции. Стилизованная новогодняя елка символизирует современный мир, в котором еще много людей ждут своего Спасителя.

В качестве прекрасной иллюстрации к описанию принципов построения презепе публикую ссылку на главу  из книги Жоржи Амаду  "Дона Флор и два ее мужа", в  которой  описываются две сестры, посвятившие жизнь созданию презепе. Ссылку любезно предоставила френдочка iismene





Тоскана, Италия, итальянские кулинары, итальянские традиции, друзья, Прато

Previous post Next post
Up