СВЯТОЙ ВЕЛИКОМУЧЕНИК И ЦЕЛИТЕЛЬ ПАНТЕЛЕИМОН

Dec 15, 2017 22:28

В истории христианства есть святые, без которых невозможно представить духовный образ России, хотя они никогда не были в России и не являлись русскими.
Это, в первую очередь, святитель Николай Мирликийский, апостол Андрей Первозванный, великомученик Георгий Победоносец. Рядом с этими святыми именами необходимо поставить и никомидийского великомученика Пантелеимона, любовно названного на Руси - Целителем, память которого в 2005 году праздновалась уже в 1700 раз.



Чудотворная икона св. вмч. Пантелеимона (Свято-Пантелеимоновский собор)

[Дальше...]

Почитание святого великомученика и целителя Пантелеимона и в наши дни весьма широко, оно распространилось не только в среде воцерковленых, верующих людей. Имя этого скорого помощника в телесной немощи и болезнях на слуху у всех конфессий. В древней Никомидии (ныне турецкий город Измит), где он пострадал 27 июля (9 августа н.ст.) 305 г., совершаются ежегодные праздничные торжества, и туда стекаются тысячи православных христиан, армян, католиков и магометан.

Там же в храме при митрополии хранится книга «Кондак», куда занесены автографы и турок, и греков, и итальянцев и армян - всех, кто когда-либо получил исцеление от своих недугов после молитвы к святому врачу. Такое широкое, а не узурпированное какой-то одной религией почитание, связано отчасти и с его именем - Пантелеимон, переводимым с греческого как «Всемилостивый».

Примечательно также, что наименован он так был вовсе не от рождения или при крещении. По преданию это имя возвестил Глас свыше во время смертных мук, или, как их называют в отдельных агиографических источниках, - Крещения страданием (страдания и смерть Христа, а также страдания и зачастую смерть верующих в Христа людей, выпадающие на их долю в результате преследований). Чудесным образом его прежнее языческое имя, под которым он был известен в земной жизни, Пантолеон - «Равный Льву» - вдруг было переменено при кончине.

*****

В то время, когда Пантолеон познавал искусство врачевания, в Никомидии тайно проживали священномученики пресвитеры (старейшины) Ермолай, Ермипп и Ермократ, уцелевшие после сожжения «20 тысяч христиан» в Никомидийской церкви в 303 году. Из окна своего уединенного убежища святой Ермолай неоднократно видел Пантолеона и провидел в нем избранника Божия. Однажды Ермолай пригласил Пантолеона к себе и во время разговора изложил ему основные истины христианской веры.

Вскоре произошло первое чудо. Однажды Пантолеон увидел укушенного большой ядовитой змеей (ехидной) маленького ребенка, который в муках к этому времени умер. Ехидна находилась по-прежнему рядом с трупом ребенка, свернувшись клубком. Именно в этот момент молясь Богу о спасении умершего ребенка Пантолеон решил, что, если случится чудо - он примет христианство. Чудо произошло - ребенок ожил, а змея была расчленена неведомой силой на части. Пантолеон был чрезвычайно воодушевлен этим фактом, - практически сразу после этого события Ермолай окрестил его с именем Пантелеимон и приобщил его к христианским таинствам. Семь дней он провел после крещения у Ермолая и стал частым его гостем.



св. вмч. Пантелеимон. Икона. Византия. XII век. Греция. Афон. Великая лавра.

Впоследствии, уже практикуя и став известным врачом, Пантелеймон исцелил неизлечимого другими целителями слепого в присутствии его отца - закоренелого язычника, в результате чего приняли христианство как бывший слепой, так и отец Пантелеймона.

Наставник Пантелеймона - врач Ефросин часто бывал в дворце императора, врачевал его самого и придворных. Пантелемон часто сопровождал Ефросина и был замечен как-то императором как внимательный и талантливый врач. Тогда император расспросив Ефросина о Пантелеймоне, сказал ему, что хотел бы впоследствии видеть Пантелеймона во дворце как личного врача...



св. вмч. Пантелеимон. Икона. Византия. 1300 г. Греция. Афон. Хидандар.

После смерти отца Пантелеймон посвятил свою жизнь страждущим, больным, убогим и нищим. Он безвоздмездно лечил всех обращавшихся к нему, посещал в темницах узников и при этом исцелял страждущих не столько медицинскими средствами, сколько призыванием имени Иисуса Христа. По большому счету, Пантелеймон просто начал лишать местных знахарей хлеба насущного, поскольку слава его как эффективного доктора быстро росла. Это вызывало зависть, и городские врачи начали доносить императору, что Пантелеиймон христианин и даже лечит христианских узников...

Очевидно доносы, какое-то время, не принимались всерьез и завистники спровоцировали того самого христианского «слепого» проговориться, что Пантелеймон лечит призыванием Иисуса Христа. Об этом доложили императору и тот захотел выслушать бывшего «слепца» лично.

Первый исцеленный Пантелеймоном предстал перед императором и признал, что был исцелен им, когда тот призвал Иисуса Христа. На вопрос, кто его исцелил Иисус или римские боги, бывший «слепец» предложил императору самому решить, кто, - поскольку лечение которое он проходил у традиционных врачей, лечивших от имени Эскулапа привело не к улучшению, а к ухудшению зрения и, что все его деньги ушли к врачам без результата, а только с ухудшением.

Император дал ему возможность признать, что его, таки, исцелили римские боги, но христианин настаивал на его исцелении именем Иисуса и позволил себе назвать слепцами римских богов и самого императора, что не видят истины. Император разгневался и приказал убить христианина усекновением его главы. Позже Пантелеймон выкупил тело первого своего пациента и похоронил рядом со своим отцом.



св. вмч. Пантелеимон. Фреска. Сербия. XIV век. Косово. Монастырь Высокие Дечаны.

Позже настала очередь Пантелеймона. Император, помня о своем добром отношении к нему сказал, что во многом не верит доносам, и решил получить ответы от самого Пантелеймона лично и сразу упрекнул его в том, что он поносит имя Эскулапа и не уважает римских богов, но готов его простить и принять при дворе, если он тут же принесет жертву римским богам. Пантелеимон, мудро уклонившись от прямого ответа, предложил императору прямо при нем испытать силу римских богов врачевания и Иисуса Христа.

Для этого надо было принести тяжело больного безнадежного лежачего и пусть его попробуют вылечить дворцовые врачи, а если у них не получится - это сделает он силой имени Иисуса Христа. Жрецы и врачеватели долго пытались исцелить больного призывая всех греческих и римских богов, но результата не было, чем вызвали у Пантелеймона насмешки над ними.

Император, видя, что у эскулапов ничего не получается, предложил Пантелеймону самому исцелить больного. Пантелеймон сотворил молитву Иисусу Христу и взяв больного за руку сказал:

- Во имя Иисуса Христа встань и будь здоров! Больной тут же был исцелен, встал и ушел на своих ногах.

Жрецы тут же сказали императору, что, если так дело пойдет, власти Рима придет конец, что мы все будем осмеяны христианами. Убей его, скорее!



св. вмч. Пантелеимон. Керамика. Византия. X век. США. Балтимор. Музей искуссв Уолтера.

Впечатленный чудом и озабоченный словами жрецов император, тем ни менее еще раз предложил Пантелеймону принести жертву римским богам, напомнив сколько христианских мучеников было уничтожено римской властью и что он не хочет его мучений и смерти. Пантелеймон ответил, что с радостью примет все мучения и смерть, потому как тогда он совсем скоро окажется в Царствии Небесном и ждет этого с нетерпением и, вообще, считает жизнь пустой, если она не отдана за Христа. Император рассвирепел и приказал тут же перед ним предать мукам Пантелеймона. Его тело рвали железными крючьями и прижигали пламенем свечей. Пантелеймон сотворил молитву Иисусу Христу и ему Иисус явился в виде образа Ермолая сказав, что он с ним. В этот момент все мучители омертвели и прекратили его пытку.

Император был впечатлен и спросил - в чем сила его волшебства? Пантелеймон просто ответил, что его сила в Иисусе. Император тогда сказал, что подвергнет его более тяжким мукам, на, что Пантелеимон ответил, что Иисус просто даст ему гораздо больше сил и император будет посрамлен в результате опять.



св. вмч. Пантелеимон. Фреска. Византия. 1164 г. Македония. Нерези. Церковь св. Пантелеимона.

Церковные источники рассказывают, что Пантелеймона бросили в котел с кипящим оловом, но олово тут же остыло, а мученику не было принесено вреда. Раздосадованный мучитель по навету предстоящих приказал его утопить в море, но и этого не произошло - Пантелеймон сам вышел на берег морской пройдя к нему по поверхности воды подобно Иисусу. Император решил отдать Пантелеймона на растерзание диким зверям, предложив, однако ему поберечь его юность, принести языческие жертвы и спастись. Пантелеймон отказался.

Весь город собрался лицезреть зрелище растерзания смелого целителя-христианина. Однако звери отказались убивать Пантелеймона, они лишь пытались получить от него ласку и вели себя как кроткие детеныши. "Общественность" отреагировала на чудо соответственно и стала провозглашать отпустить Пантелеймона. Император в ярости приказал убить всех зверей, а Пантелемона отправить в темницу. Кстати, трупы зверей не разлагались несколько дней, так что властям пришлось, пряча эти свидетельства от глаз горожан, тайно зарыть тела зверей в землю.



св. вмч. Пантелеимон. Фреска. Сербия. XIV век. Косово. Печский патриарший монастырь.

Император приготовил место публичной казни Пантелеймона в виде колеса с металлическими крючьями, разрывающими плоть, и приказал распять мученика на нем. Тут же пыточный механизм был разрушен неведомой силой, но Пантелеимон был совершенно невредим. Император спросил, кто его научил этим чудесам? На что Пантелеймону пришлось ответить, что это пресвитер христианин Ермолай. Император тут же захотел его видеть. Пантелеимон, поняв, что Ермолай тоже умрет, вызвался сам привести его. Ермолай уже был предупрежден в видении, что пришел его смертный час и ждал Пантелеона.

Император, увидев Ермолая спросил, - один ли он в своем служении? Ермолай ответил, что помогают ему служить истинные рабы Христовы, - Ермиппа и Ермократ. Император тут же приказал призвать и их тоже к себе и обвинил в том, что они отвратили Пантелеимона от римских богов. Те ответили, что это Христос призывает к себе человека из тьмы мракобесия и идолопоклонства к свету познания. Император прервал их и предложил им вернуть Пантелеона к римским богам и тогда они будут помилованы и облагодетельствованы.

- Как можем мы это сделать, - с твердостью спросили его святые, - если мы и сами готовимся умереть с ним за Христа Бога нашего?! Ни мы, ни он не отречется от Христа, и тем менее. не принесем жертвы глухим и бездушным идолам.

Сказав это, они обратили все свои мысли к Богу и стали молиться, возведши глаза свои к небу. И свыше явился им Спаситель и тотчас произошло землетрясение и поколебалась местность та.
- Видите, как боги прогневались на вас, - провозгласил ловко царь, - они колеблют землю!
- Ты правду сказал, - согласились святые, - что из-за ваших богов поколебалась земля, ибо они упали с своих мест наземь и разбились, низверженные силою Бога нашего, прогневавшегося на вас!



Священномученики Ермолай, Ермипп и Ермократ и усекновение главы священномученика Пантелеймона. Фреска.

Когда они так говорили, прибежал к царю вестник из "капища" с известием, что все их идолы пали на землю и рассыпались в прах. Безумный же правитель, видя во всём этом не силу Божию, но волшебство христиан, воскликнул:
- Поистине, если этих волхвов не погубим в самой скорости, то весь город погибнет из-за них.

Он приказал Пантелеимона отвести в темницу, старца же Ермолая и с ним его двух друзей, подвергнув многим истязаниям, осудил на усекновение мечом. Так старец Ермолай, Ермипп и Ермократ совершили свой мученический подвиг.

Снова предстал перед императором Пантелеймон. Император решил обманом спасти Пантелеймона сказав, что Ермолай, Ермипп и Ермократ принесли идолам жертву и пусть он последует их примеру. Пантелемон сказал, что знает о смерти мучеников и оставался непреклонен, чем вызвал безудержную ярость императора, который приказал его жестоко пытать и отсечь его голову публично, а тело предать огню.

От первого удара мечом, последний погнулся, не навредив Пантелеймону. Воины, отправленные его казнить в ужасе просили их простить и простить им их грехи. В этот момент святому было откровение, в котором Господь объявил, что имя ему теперь Пантелеймон, что на нем теперь благодать миловать всех прибегающих к нему во всяких бедах и горестях и прямо сейчас призывает его к себе на Небеса.

Когда святой молился, ему было откровение - послышался с неба голос, обращенный к нему и утверждающий переименование его; потому что Господь, вместо Пантолеона назвал его Пантелеимоном, явно сообщая ему благодать, чтобы миловать всех прибегающих к нему во всяких бедах и горестях - и призывал его Господь на небо. Святой, исполненный радости, повелел воинам, чтобы усекли его мечом; но те не хотели, потому что боялись и трепет напал на них. - Тогда святой обратился к ним с такими словами:

- Если вы не исполните порученного вам, не получите милости от Христа моего.



Икона. Святой Пантелеймон с житием, начало XIII века (единственная житийная икона святого Пантелеимона византийского времени).

Пантелемон дал знак воинам приступать к отсечению его головы, те отказывались, но один согласился это сделать и, в месте отсечения его главы, потекли "кровь и молоко", а дерево - маслина, к которому он был привязан всецело покрылась спелыми плодами.

Когда нечестивый царь Максимиан узнал о таких удивительных событиях на месте казни святого, он приказал срубить маслину и сжечь ее вместе с телом великомученика. Но даже огонь не тронул тела, которое нашли под пеплом догоревшего костра неповрежденным. Через некоторое время на старом корне выросла новая маслина, как бы символизируя смерть и воскресение для новой жизни.



Тело Пантелеймона не сгорело и его похоронили на близлежащей земле философа Адамантия. Эти события были записаны Лаврентием, Вассой и Провианом, служивших при доме мученика, следовавших за ним издали, видевших все его мучения и слышавших голос с неба, бывший к Пантелеймону, они же написали повествование о жизни и мучениях его и передали христианской церкви в память мученика.

Святой Пантелеимон был усечен 27 июля 305 года. В месяцеслове Василия говорится, что истекшие при усечении святого кровь и молоко хранились до X в. и подавали верующим исцеления; об этом говорится и в греческом стишном прологе XII в.



Память святом Пантелеймона издревле особенно чтилась на Востоке. Церкви, во имя его построенные в Севастии армянской и в Константинополе, относятся к IV в. Мощи его перенесены были в Царьград, оттуда большая часть перенесена в Париж в Сен-Дени, а глава якобы в Лион в 802 г., но русский паломник Антоний в 1200 г. видел главу его в Софии в Царьграде, а по свидетельству Стефана Новгородца (1350 г.) в XIV в. мощи св. Пантелеимона почивали во Влахернской церкви в Царьграде.

А от «воскресшей» маслины святого великомученика Пантелеимона русский монах лет сто тому назад взял косточку, принес на Святую гору Афон и посадил в русском Свято-Пантелеимоновом монастыре. Косточка пустила побег, и со временем на выросшей из нее маслине был повешен жестяной ящик со стеклянными боковыми стенками и неугасимой лампадой внутри.

*****



В 1968 году в русском монастыре на Афоне возник страшный пожар, от которого сгорела почти половина всех строений и был причинен существенный ущерб монастырской библиотеке с уникальными рукописями . Вместе с другими горел и больничный корпус, неподалеку от которого была высажена никомидийская маслина.

Во время пожара, когда все здание было объято пламенем, вырывавшимся из окон, у которых росла маслина, уже загорелись поленницы дров, окружающие ее с двух сторон, но ни один листочек на самой маслине не сгорел. Дрова вокруг превратились в пепел, выгорел большой каменный корпус, а маслина выстояла. Это было не единственным ее чудом.

Маслина , выросшая в Свято-Пантелеимоновом монастыре из косточки того чудотворного дерева, - тоже целебная. Многие из заболевших монахов и паломников, с верой и молитвой съедавших ее дивные плоды, исцелялись от различных болезней и душевных недугов.



Подворье Афонского Свято-Пантелеимонова монастыря

Еще один отросток этой маслины был промыслительно высажен на Афоне в болгарском монастыре Зограф, и, когда в недавнее время древо, росшее в русской обители, стало внезапно иссыхать при ремонтных работах поблизости от него, братия Зографа передала в Свято-Пантелеимонов монастырь молодой побег, словно возвращая бесценный дар.

Дело в том, что с чудесной маслиной великомученика Пантелеимона связано одно из афонских предсказаний сродни тому, что со священным Мамврийским дубом Авраама. Будто, когда он высохнет, то придут последние времена. Так и маслина великомученика Пантелеимона своим иссыханием словно укажет на угасание русской обители и оскудение иноческого подвизания на всей Святой Горе Афон.

Надо сказать, что, после векового упадка и забвения, русский монастырь на Афоне возродился также благодаря чуду великомученика Пантелеимона. В середине XVIII века из-за русско-турецкой войны 1734-1739 гг. Свято-Пантелеимонов монастырь пришел в упадок, «егда стало невольно Российским монахам выходити из своего отечества в чужия страны».

В начале XIX века князь Скарлат Каллимах, служивший чиновником Турецкой империи, внезапно заболел смертельной болезнью, и считанные часы оставались до его кончины. Тогда он стал обращаться ко всем врачам и ко всякого рода знахарям, которые ничем не могли помочь, пока к нему не пришел афонский старец Савва с настойчивым призывом, чтобы тот обратился к великомученику Пантелеимону, дав строгий обет, что он восстановит монастырь, посвященный святому на Афоне.



Ковчег с цельбоносной главой вмч. Пантелеимона.(Свято-Пантелеимоновский собор)

И произошло чудо: после долгих молитв вода с чудотворной главы великомученика Пантелеимона была предложена больному, он ее выпил и - чудесным образом получил исцеление. Князь Скарлат Каллимах стал ктитором Свято-Пантелеимонова монастыря и много споспешествовал его обновлению, устроив церковь на новом месте на берегу моря, где была некогда монастырская арсана (пристань). Так произошло возрождение русского монастыря в начале XIX века, приобретшего вскоре всемирную известность и великую славу. Получается, что святой радел не только о всех болящих, но и о месте своего земного почитания, в стенах Свято-Пантелеимонова монастыря на Святой горе Афон .

Почитание великомученика Пантелеимона пришло на Русь уже при основании первой монашеской обители в Киевских Пещерах, начало которой положил наш «Антоний Великий» русского монашества - преподобный Антоний Печерский. На это он получил благословение на Афоне, где принял иноческий постриг. Согласно историческим документам, уже в XII веке имя великомученика стало очень популярным и его часто давали младенцам при крещении.



Афонский Свято-Пантелеимонов монастырь

Известно, что великий князь Киевский Изяслав был наречен в крещении Пантелеимон. С ним связано первое чудо великомученика Пантелеимона на Руси, записанное в летописях. Князь выковал на своем шлеме изображение святого великомученика и был спасен его заступничеством от верной смерти в битве в 1151 году. С тех пор почитание святого Пантелеимона как Целителя на Руси соединилось с его почитанием как небесного покровителя воинов.

Особым центром почитания Пантелеимона стал Санкт-Петербург, когда под командованием Петра I русские войска одержали две важнейшие морские победы над шведами на Балтике при Гангуте в 1714 году и при Гренгаме в 1720 году в день памяти великомученика - 27 июля (9 августа н.ст.). Память о первой победе русского флота при Гангуте до сих пор сохраняется на синем воротнике матроски в виде одной из трех белых полосок. В благодарность за небесную помощь Великомученика русскому флоту при Гангуте и Гренгаме в Петербурге повелением Петра был воздвигнут Пантелеимоновский собор, ставший самым большим храмом в честь этого святого в России.

Во второй половине XIX века день святого Пантелеимона праздновался как Царский День, поскольку совпадал с днем рождения Императрицы Марии Александровны, и есть даже несколько проповедей святого праведного Иоанна Кронштадтского на этот день.

В русском монастыре на Святой горе Афон принял постриг величайший сербский святой - первосвятитель Савва Сербский (в миру царевич Растко, сын царя Стефана Неманича I).



Святой Савва Сербский

В память об этом один из его преемников сербский царь Стефан Душан в 1347 году даровал русской обители в знак благоволения главу святого великомученика Пантелеимона, которая являлась родовой святыней сербского царствовавшего дома, о чем сообщалось в присланном хрисовуле: «Царство мое посвящает обители Россов святую главу святого славного страстотерпца, бессребренника и целителя Пантелеимона, которая имеет на себе плоть, и которая засвидетельствована не только от отца моего и царя, но и от прежде его бывших царей, также от патриархов» .

С этого времени честная глава великомученика неизменно пребывает в русском Свято-Пантелеимоновом монастыре. Для этой святыни в монастыре в 1812 году был заложен и в 1819 году освящен вселенским патриархом Григорием V величественный кафоликон в византийском стиле, в алтаре которого находится ковчег с честною главой.



Афонский Свято-Пантелеимонов монастырь

За всю многовековую историю честная глава Целителя Пантелеимона только лишь трижды покидала пределы Афона. Первый раз - в начале XIX века ее перемещали в пределы Молдовлахии для молитвенной помощи в борьбе против турок. Второй раз - в 1996 году (в разгар перестройки) мощи были принесены в Москву. И третий раз - в 2000 юбилейном году - святой Пантелеимон посетил три столицы Российского государства: Киев, Санкт-Петербург и Москву, что сочли знамением единства Русской земли, знаком того, что Целитель Пантелеимон молится за всю Россию, не разделяя ее границами СНГ.

Использованы материалы
http://vladimirdar.livejournal.com/69014.html

Священномученик Пантелеимон, Бог Вера, Святые

Previous post Next post
Up