Катастрофа под Ульяновском. 1983 год

Nov 20, 2020 20:20

Летним вечером 5 июня 1983 года жизнь на борту теплохода «Александр Суворов» текла своим чередом. Кто-то, постарше, после ужина уже спал в своих каютах, но большинство пассажиров находились на верхней палубе гордости советского речного флота. В разгаре были традиционные круизные развлечения - кино и танцы. Солнце уже зашло, и в глубоких сумерках практически никто не обращал внимания на происходящее вне судна. А зря. В 22:45 «Суворов» на полном ходу врезался в мост, пересекавший Волгу в районе города Ульяновска.



Теплоход «Александр Суворов»


"То, что происходило на теплоходе, трудно передать словами.
Матросы и проводницы таскали раненых. Если можно назвать их ранеными. Без рук, без ног, они тянулись к нам. Просили помочь, не ощущая того, что у них даже нет ни рук, ни ног. Они умирали у нас на руках. Искалеченные дети, беременные женщины с разорванными животами. Близкие искали своих близких. Никаких криков - тихие стоны. Даже дети не плакали. Труп одной девушки, разорванной пополам, долго висел вниз головой. Пошел дождь, и по волосам стекала кровь. Это было страшно"...

* * *
Теплоход "Александр Суворов" был построен по проекту 92-016. Речные теплоходы данного проекта были самыми большими в СССР - длиной 135,8 метров. Их водоизмещение составляло 3935 т. Всего было построено 9 теплоходов данного проекта. Близнецы-братья Александра Суворова: теплоходы Семён Будённый, Георгий Жуков, Мстислав Ростропович, Михаил Фрунзе, Фёдор Шаляпин, Сергей Кучкин, Феликс Дзержинский и Валериан Куйбышев. Строительство велось на верфи Slovenske lodenice в чехословацком городе Комарно.
По первому судну, переданному советскому заказчику в 1976 году, этот тип кораблей получил название «Валериан Куйбышев», но неофициально за свой характерный облик с удлиненным корпусом и острым носом их прозвали «крокодилы». Одним из кораблей серии и стал теплоход «Александр Суворов», поступивший в Волжское пароходство в 1981 году.



"Зимуют" красавцы-теплоходы Михаил Фрунзе, Александр Суворов, Семен Буденный.

Спустя год, в 1982-м, «Суворова» передали из Горького (сейчас Нижний Новгород) в Волго-Донское пароходство на замену ушедшему на Дальний Восток теплоходу «30 лет ГДР» и начали эксплуатировать на линии Ростов-на-Дону - Москва. В свой очередной круиз по этому маршруту корабль вышел в начале июня 1983 года. На борту находилось 50 членов экипажа под командованием капитана Владимира Клейменова, 35 человек обслуживающего персонала и 330 туристов, в основном донбасских шахтеров, премированных за ударный труд путевками в дефицитное путешествие.

По некоторым данным, теплоход перевозил и некоторое количество "зайцев" - неучтенных пассажиров, родственников и знакомых экипажа.
«Александр Суворов» не был самым роскошным судном советского речного флота (на нем, например, не было бассейна, как на теплоходах «Антон Чехов» и «Лев Толстой»), но все же уровень предлагаемого комфорта был несопоставим с прежними советскими речными судами. Все пассажирские каюты на корабле были полулюксами (то есть с собственными санузлами). На борту имелись два ресторана, бар, читальный и музыкальный салоны. На верхней («солнечной») палубе размещались солярий, танцплощадка и специальная надстройка, в которой находился кинозал.



Кинозал теплохода «Александр Суворов»



Верхняя палуба теплохода «Александр Суворов»

Через сутки после начала плавания теплоход сделал остановку в порту Чебоксар и пассажиры отправились на экскурсии и речные прогулки. В следующие два дня у «Суворова» были запланированы пляжная стоянка и рыбный день. Вечером 5 июня 1983 года «Александр Суворов» подплывал к Ульяновску, крупному областному центру и родине Владимира Ульянова (Ленина).

Во время ужина по радио поздравили с днём рождения шеф-повара ресторана. К этому поздравлению присоединились и отдыхающие.Бурными аплодисментами они приветствовали вышедшего к ним виновника торжества. Он обещал и дальше радовать гостей теплохода кулинарными изысками и выразил надежду, что питание во время круиза не будет вызывать никаких нареканий. После ужина наступило время традиционных развлечений и большинство пассажиров перешли на верхнюю палубу, где гремела музыка и были танцы. В кинозале в это время проводился аукцион, после чего должны были показать старый, но интересный детектив «Возвращение „Святого Луки“».

Шел одиннадцатый час вечера.
В 20:00 на вахту заступил старший помощник капитана, штурман Евгений Митенков. Капитан корабля Владимир Клейменов спал в своей каюте, его смена наступала лишь в полночь. Непосредственно у штурвала стоял рулевой Уваров. Именно этим двум морякам, Митенкову и Уварову, суждено было совершить ошибку, погубившую почти две сотни человек.

В Ульяновске Волгу пересекал Императорский мост. Это двухкилометровой длины сооружение построили в 1916 году, а с 1950-х переправа совмещала в себе один путь железной дороги и две автомобильные полосы. В большинстве мостов судоходные пролеты размещались ближе к центру конструкции, но не в ульяновском. Здесь высота моста снижалась к левому берегу Волги, а судоходным пролетом являлся третий, ближний к правому берегу реки. Митенков прекрасно знал это, он 18 раз проходил мост только на теплоходе «Александр Суворов».
Однако в этот раз все пошло не так. Вместо того, чтобы, как обычно, пройти через третий пролет моста, Митенков направил теплоход в шестой - негабаритный.
Судно шло с почти максимальной скоростью - 25 километров в час (7 метров в секунду).



Тот самый Императорский мост

Митенков перед приближением к мосту запросил у диспетчера габарит пролёта, на что получил ответ: «13,8». Запросив повторно, он получил тот же ответ и сказал: «Совсем плохо!» Штурман визуально понял, что габарит меньше. Но, получив от диспетчера правильную цифру габарита пролёта в 13,8 метров, при котором теплоход проходит, продолжил движение. В несудоходный пролет моста.
То, что теплоход направляется не в свой пролёт, заметил и охранник на мосту. Он попытался привлечь внимание вахтенных матросов выстрелами, но они не принесли результата.

В 21:40 «Александр Суворов» на полном ходу врезался в перекрытие шестого пролета моста. Металлические фермы как ножом срезали ходовую рубку и расположенный за ней кинозал. Все находившиеся там и на открытой танцплощадке пассажиры и члены экипажа попали в настоящую мясорубку. «Александр Суворов» продолжал по инерции идти вперед, а смятые пролетом надстройки, не проходившие под его габарит, двигались в обратном направлении, "перемалывая" людей, разрывая их на части.



Пассажиры, находившиеся в своих каютах, услышали глухой гул и скрежет. Многие даже не поняли, что же происходит. Поднявшись по трапам, они увидели страшную, совершенно непередаваемую картину. Лестницы наверх были залиты кровью, сама открытая верхняя палуба представляла собой кошмарное зрелище из металлических обломков, бревен, перемешанных с кусками тел людей, которые еще несколько минут назад наслаждались теплым июньским вечером, не подозревая о приближающейся катастрофе.

По роковому стечению обстоятельств, за несколько минут до столкновения на мост со скоростью 70 км/ч заехал товарный поезд из 53 вагонов. От удара теплохода железнодорожное полотно сместилось на 40 сантиметров, и 11 вагонов сошли с рельсов. Груз поезда - зерно, уголь и бревна - посыпался на палубу и на тела изувеченных пассажиров. Одна из цистерн с 93-м бензином сорвалась с креплений, но неповрежденной чудом застряла в перекрытиях моста, Если хотя бы одно ведро горючего пролилось на теплоход, то он превратился бы в факел и выгорел за 15-20 минут. Не спасся бы никто.
Но и без этого катастрофа была колоссальной. В общей сложности погибло 176 пассажиров и членов экипажа. Тела, точнее, их части, продолжали находить на берегах Волги и в самой реке еще около месяца.



Пунктиром отмечены уничтоженные при столкновении надстройки верхней палубы



... Сразу после ужина Владимир Петрович П. пошел в каюту с женой. Около половины одиннадцатого она сказала: “Пойдем наверх, рядом город, а мы его не увидим - сидим как тараканы...” Он отмахнулся - не захотелось. Она ушла. Больше он ее живой не видел.

Он ощутил удар. Какой-то растянутый, не резкий, но жуткий, будто суда столкнулись. Теплоход замедлял движение. Владимир Петрович выскочил из каюты и бросился наверх по трапам, Перед последним, ведущим на верхнюю палубу, отпрянул.

Сверху сплошным потоком лилась кровь. Пересилив себя, пошел вверх. Увидел ужасное. Горы окровавленных шевелящихся обрубков тел. Рядом лежала белокурая девушка. Обеих ног у нее не было, но она дышала еще и смотрела на него безумным взглядом. Отчетливо произнесла: “Скажите маме, что я жива...” И тут же умерла. Жену он увидел неподалеку от того места, где предположительно находился вход в кинозал. Лежала с проломленной головой...

В целях сокрытия катастрофы въезд в Ульяновск был немедленно ограничен, но количество жертв было таково, что замолчать случившееся не получилось. Спустя два дня, 7 июня 1983 года, ТАСС выпустило короткое и крайне сухое сообщение:
«От Центрального комитета КПСС и Совета министров СССР. 5 июня с. г. на Волге, вблизи г. Ульяновска, произошла авария пассажирского теплохода „Александр Суворов“, повлекшая за собой человеческие жертвы. Центральный комитет КПСС и Совет министров СССР выражают глубокое соболезнование семьям и родственникам погибших».

Для расследования катастрофы в город прибыла правительственная комиссия во главе с первым заместителем Совета министров СССР и членом Политбюро ЦК КПСС Гейдаром Алиевым. По Ульяновску ползли слухи о диверсии, о том, что экипаж был пьян, однако все, как это часто бывает в подобных случаях, оказалось проще. Остатки ходовой рубки с телами старшего помощника Митенкова и рулевого Уварова подняли со дна Волги. Экспертиза показала, что они были трезвы. Их же в конечном счете и обвинили в произошедшем.

Город содрогнулся от ужаса. На предприятиях Ульяновска были мобилизованы рабочие, собрались отряды студентов. Работали в больницах, на транспорте. Катастрофически не хватало гробов, и люди, никогда прежде не предполагавшие, что когда-нибудь придется гробы сколачивать, брались за работу. Хирурги работали как в полевом госпитале. Непрерывно резали и штопали людей. Невероятная сложность в работе в том заключалась, что были только рваные раны. Безумно сложно было их промывать, обрабатывать. Мелкая угольная крошка и в особенности зерна, которыми раны присыпало, окрашенные кровью, делались невидимыми. “Гораздо легче было бы, если бы была просто грязь...”.



«Александр Суворов» во время следственного эксперимента после катастрофы

На место катастрофы срочно отправили правительственную комиссию, а также психологов, водолазов и мостовиков.

Демидов Г.Д., в то время - следователь управления КГБ по Ульяновской области:
"Мясорубка, конечно, была страшная. Людей просто перемалывало, отрывались руки, ноги, головы... Когда я появился на судне, палубу уже вымыли, но в воздухе ощущался сильный запах разлагающегося мяса. Трупы вылавливали потом в течение месяца, даже под Куйбышевом. Поднятые останки складывали в рефрижераторы, стоявшие на станции "Ульяновск-I". Там родственники погибших находили своих...".

Перед следствием стояло много и задач и одна из них - отыскать на дне ходовую рубку с телами вахтенного штурмана и рулевого. Медэкспертиза должна найти ответ: почему “Суворов” двинулся в заведомо не проходимый пролет? Подогнали плавучий кран, подключили водолазов - попытались поднять палубу. Но это оказалось не так просто. Глубина в районе моста - 23 метра плюс 6-8 метров ила. Так что палубу подняли только через несколько дней.




Поврежденный мост

В 1983 году эксперты пришли к мнению: четыре факта привели к катастрофе:
- халатность первого штурмана;
- халатность рулевого;
- отсутствие сигнальных огней на мосту, в темное время суток;
- на шестом пролете, через которое такое судно пройти не могло, стояла будка путевого обходчика, напоминавшее своими очертаниями сигнальный щит, обозначавший судоходный пролет. Такой сигнал есть в виде ромба для судов идущих вниз по Волге, и прямоугольник для судов по ней поднимающихся. Светлая будка могла восприниматься прямоугольником.

И еще. Капитаны судов неоднократно писали в управление Куйбышевской железной дороги о том, что в районе моста сложилась аварийная ситуация. Вина железнодорожников в аварии была тоже. Следствие разыскало свидетелей заходивших в рубку и видевших замечтавшегося рулевого и углубившегося в чтение детектива штурмана. Митенков шел 18-й раз под этим мостом и видимо чувствовал себя слишком уверено. Это привело к катастрофе. Тела штурмана и рулевого подняли со дна Волги. Алкоголя в крови не обнаружили.

Следствие пришло к выводу, что капитан Клейменов самоустранился от спасения пострадавших, телесных повреждений на нем не было обнаружено, и поскольку он не смог обеспечить дисциплины на судне, суд приговорил его к десяти годам.
В заключении капитан “Суворова” пробыл около шести лет, потом был освобожден по состоянию здоровья. Умер в 1990 году от инфаркта.



Капитан судна Владимир Клейменов

В 1999 году по инициативе сотрудников Ульяновского отряда ФГП "Ведомственная охрана железнодорожного транспорта РФ" на Куйбышевской железной дороге в память о погибших на "Александре Суворове" был установлен крест. В 2006 году восьмой пролет, в который врезался теплоход, был заменен вместе с другими пролетами. Фрагмент данного пролета установили на территории охраны волжского моста как память о трагедии.



https://pikabu.ru/story/krupneyshaya_katastrofa_v_istorii_rechnogo_parokhodstva_ulyanovsk_1983_g_4421624
https://chanych-85.livejournal.com/180052.html
https://realt.onliner.by/2017/08/24/suvorov

Катастрофы, История

Previous post Next post
Up