Из журнала
dolboeb - пост
О Сегаловиче, Бродском и власти денег" В давешнем
посте про «Душевный базар» упоминались «
Дети Марии», которые в нём участвуют.
Это один из важнейших адресов московской благотворительности, но всякий раз, когда мне надо кому-то объяснить своими словами, как устроена их схема работы с детьми - возникает сложность, потому что они много всего делают разного, и, чтобы всё это понять, нужно долго объяснять, чем патронат отличается от усыновления, интернат - от детдома, и т.п.
Слава Богу,
iseg дал интервью журналу Citizen K, где всю эту деятельность, начиная с 1993 года, разложил по полкам, и доходчиво объяснил, чем и как занимаются «Дети Марии». "
.....
Добавлю давнюю статью: "Мария и все ее дети", журнал "Домовой", 3/03/2004
ЛЮБОВЬ И КЛОУНЫ
Почему большинство сказок и историй про счастливую любовь принято заканчивать свадьбой? Потому что если любовь действительно удалась, после свадьбы бывает обыкновенная семейная жизнь. Ею трудно кого-то удивить. Но наша история со свадьбой в прологе с самого начала была не совсем обыкновенной: Илья Сегалович решил жениться на Марии Елисеевой, женщине с тремя детьми. Его мама обрадовалась и сказала: тебе выпало такое счастье!
Потом счастья стало еще больше - гораздо больше, чем можно себе представить.
Илья Сегалович - знатный московский программист, отец-основатель всем известной поисковой системы "Яндекс". Мария Елисеева - театральный художник и заодно искусствовед по образованию.
Эти два творческих человека поженились девять лет назад и стали жить-поживать и добра наживать, как говорится. Они, представьте, считают, что в их жизни нет ничего экстраординарного. Мне, правда, до сих пор трудно запомнить имена их детей (и сколько у них вообще детей?). Но в остальном у них многое действительно происходит "как у людей".
У них есть уютная беспородная кошка Мурка и славная собака Санни, золотистый ретривер. Они много работают. Иногда путешествуют, недавно вот ездили по приглашению друзей во Францию, останавливались в замке XI векa, с привидениями и летучими мышами. На горных лыжах, бывает, катаются. По субботам у них кино, они покупают новый хороший фильм и все вместе смотрят его на видео.
Но телевизор не включают. И некоторые мальчики и девочки в их доме этого не могут понять.
Мария Елисеева объясняет:
- В детских домах вся жизнь строится вокруг телевизора. Это кошмар - они просто не знают ничего другого...
Воспитанники интернатов живут у них дома. Одних они берут к себе насовсем, пока те не вырастут и не устроятся в жизни, другие приезжают на время, на пару месяцев, на выходные.
Вот это-то и не укладывается в голове. Ну хорошо, сама Мария работает с детьми, она своротила горы, она устроила для них студию, рисует с ними, развлекает их, учит, но это "в рабочее время". Но селить сирот дома вместе со своими собственными четырьмя дочками... Ведь мало ли что - в жизни детдомовцев столько страшного. Они иногда воруют. И вообще - как это все, зачем?! А что они делают с теми, кого берут пожить временно, - отдают обратно? И что по этому поводу думает занятой человек Илья?
семейная жизнь как праздник
Илья удивляет меня во всей этой истории даже больше, чем Мария. Человек преуспевающий, влюбленный в свою работу. И такая беспокойная семейная жизнь. Вот однажды он возвращается из командировки в Будапешт и обнаруживает дома трех незапланированных чеченских мальчиков из лагерей для беженцев, приехавших отдохнуть на летние каникулы. Предполагалось, что мальчиков не будет, а будут только две девочки. Но приехали все впятером. Плюс, конечно, собственные чада и домочадцы.
- Что же вам, Илья, это столпотворение не надоедает? Своих семеро по лавкам, и вдруг еще какие-то незнакомые приезжие мальчики с девочками. Неужели это вас не шокировало? - я внимательно смотрю ему в глаза.
Он добросовестно пытается вспомнить:
- Нет, не шокировало. Я тогда только переживал, что у меня подарков на всех не хватит. Но потом как-то на всех поделили, кажется...
Разговор происходит за чаем у них дома, Мария открывает коробку конфет:
- Это наши любимые конфеты. Потому что они, во-первых, вкусные, а во-вторых, эти их золотые обертки очень подходят для того, чтобы делать окошки в кукольных домиках...
Не каждый день приходится иметь дело с такими нестандартными людьми. Они это понимают, они меня спрашивают:
- Вы думаете, мы сумасшедшие?
Думаю, да. Немного сумасшедшие. Но мне определенно хорошо у них в гостях. Такая, знаете ли, радостно-беспорядочная гармония. Открытые двери, всякого пустят, всякого накормят, найдут куда усадить и спать уложить. Кто-то уходит, кто-то приходит. Ушла соседская девочка. Пришла собака Санни, улеглась у моих ног. Кошка Мурка устроилась напротив, в коробке из-под чьей-то посылки. А в ванной я обратила внимание на многочисленные полотенца, разложенные в стопки по цветам. Поинтересовалась: это чтобы не перепутать? У каждого члена семьи свой цвет полотенец?
Оказывается, нет, это просто для красоты. Полотенца бесполезно закреплять за хозяином, ими можно пользоваться только один раз, потом в - стирку, иначе они все равно перепутаются, слишком уж много народу. Постоянно в доме сейчас живут: Мария, Илья, их дочка Ася, три дочки Марии от первого брака - Алина, Оля и Аня, а также мальчик Саша, бывший интернатский ребенок. Еще к ним регулярно приезжают ночевать Жанна с Надей - тоже бывшие интернатские девочки, которые уже выросли и теперь живут отдельно.
Квартира у Марии и Ильи большая, двухэтажная, с современным дизайном. Им, правда, все не хватает денег доделать ремонт на втором этаже. Но это их не слишком расстраивает, ведь еще сравнительно недавно они жили всемером в маленькой двухкомнатной квартире.
- Трудно, наверное, было?
- Да нет, здорово. Трудно было только ходить - везде велосипеды, ролики, лыжи, портфели, через них все время приходилось перешагивать. Но на самом деле это была безразмерная квартира, у нас еще гости часто останавливались, клоуны приезжали, на кухне спали. Было очень весело...
Я верю, что было весело. У них и без клоунов весело, почти как в цирке. А клоунов я видела на фотографиях. Клоунам во всей истории отводится важнейшая роль, и, видимо, это сама судьба в один прекрасный день задумалась: как же такие люди обойдутся без клоунов? И свела их с самим Пэтчем Адамсом.
Пэтч Адамс - это такой эксцентричный американец, бунтарь, хулиган и звезда. Но хулиганит он по-доброму - заделавшись клоуном, ездит по больницам и приютам и веселит своими шутками грустных, больных и несчастных. Красиво жить не запретишь: Пэтч теперь известен в мире, про него даже фильм снят, называется "Целитель Адамс" (этот фильм, кстати, и у нас по телевизору показывали).
И вот однажды Пэтч приехал в Россию, его не пускали в какой-то детский дом, а Мария помогала ему туда проникнуть. Это старая история, но в ней важно то, что Пэтча можно считать виновником ее знакомства с Ильей. И то, что они подружились с американскими клоунами, самодеятельными и профессиональными. Так и в Москве появилось целое гнездо клоунов, иностранных и отечественных, - Мария, Илья и единомышленники тоже сделались клоунами. И многочисленные окружающие их дети тоже. Научились разным штукам, нашили костюмов. Теперь они все вместе ездят по больницам и детским домам и, раскрасив лица, нацепив красные носы, вооружившись воздушными шарами, стараются растопить глухую тоску и беду. Это у них называется "клоунничать". Клоунничают они и в столице, и в разных других городах и считают такой способ жизни вполне естественным. Они предложили и мне побыть клоуном: вдруг понравится? А я подумала: да, телевизор им явно ни к чему. Тут и так всего хватает, тут сюжетов столько, что авторам сериалов и не снилось. Ремонт у них, правда, не доделан, но что ремонт, когда есть домики с золотыми окошками...
откуда берутся дети
Когда я пришла к Марии в студию, я еще не знала, что она театральный художник, но ее студия в полуподвале в центре Москвы сразу напомнила мне маленький самодельный детский театрик: стены все раскрашены, разрисованы синим, золотым, ярким. Тряпичные куклы, добрые зверушки, цветные панно. Но действо, которое происходит в этих радостных декорациях, на слабонервных не рассчитано: сюда приезжают воспитанники шести казенных учреждений, чтобы позаниматься художественным творчеством и получить дозу тепла. Их кормят, их любят, а потом возвращают обратно в интернаты и детские дома.
Да, я не объяснила еще, что дети эти не простые: у всех этих детдомовских и интернатских ребят есть диагнозы - в основном олигофрения и детский церебральный паралич. Из детей мне больше всего запомнилась маленькая сероглазая девочка Вера. Потому что эта Вера меня обняла, поцеловала нежно и спросила: ты еще придешь? Я, конечно, сказала, что приду, и почувствовала себя отвратительно. С непривычки это вообще было испытание: вот мы сидим рядом за общим столом, и тут же на тарелке лежат три пирожка с начинкой - такие, знаете, продаются в уличных палатках-пекарнях. И каждый пирожок разрезан на девять частей. Меня угощают, но я не могу есть, потому что слышала, как Мария только что говорила детям:
- Тут есть пирожки с сыром и с маком. Вы не торопитесь. Вы сначала хорошо подумайте и решите, что именно вы хотите. А потом уже берите себе по кусочку.
Они подумали и разобрали себе кусочки. Те, что с маком, закончились быстрее, чем те, что с сыром. Только не сочтите, что дети были голодные. Они не голодные, просто эти пирожки - лакомство. Это кусочки праздника, который нужно ценить. И они ценят его в любых количествах.
И как они рисуют! Они рисуют волшебные города и сказочные сады. Эти города и сады населены всякими чудесными существами - птицами, бабочками, собаками и веселыми детьми. И клоунами. Все художники - одаренные. Их рисунки печатают на открытках и календарях - получается очень красиво.
Помимо рисования в программе обеды. Дети сами готовят еду на маленькой кухне. И это у них единственная возможность поиграть в домашнюю жизнь, о которой они не имеют ни малейшего представления. И, как это бывает дома, к ним приходят друзья и просто гости - публика, как вы догадываетесь, тоже совершено особенная.
Вот появились две дамы, говорят по-английски, оказалось - стюардессы из авиакомпании Delta. Никто не удивился, все обрадовались, начались поцелуи, объятия, видно, что стюардессы здесь не в первый раз. На столе тут же образовались гостинцы - шоколадки, баночки с конфитюром...
Или вот черкесский студент Ашим - сидит рисует карандашом трогательную картину. Он друг и добровольный помощник. Учится, работает и - такой замечательный парень - несколько раз в неделю отвозит группу детей из студии в интернат на Лосиный остров на метро, а потом ночью возвращается к себе домой на электричке в какую-то жуткую даль. Ашим работал в "Ростиксе", студийцы познакомились с ним случайно, когда он был курицей. Знаете, такая большая рекламная кукла-курица, внутри которой человек...
Потом у Марии звонит мобильный телефон, она вскакивает и устремляется к двери. И ведет под руки к столу молодого мужчину, который с трудом ходит. Он весь искореженный: тяжелая форма ДЦП. Его зовут Андрей. Разговаривает нечленораздельно, но довольно скоро я понимаю, что Андрей волнуется: у него вот-вот должен родиться ребенок. У его жены, как выясняется, тоже ДЦП, но в более легкой форме. И у нее уже есть один ребенок, нормальный и здоровый: детский церебральный паралич по наследству не передается. А у Андрея это будет первенец. Для новорожденного Марии поручено купить в подарок матрасик с какими-то натуральными травами.
- Как же они живут? Он что - работает? - спрашиваю я потом у нее.
- Родители помогают. И Андрей работает, продает открытки у метро...
Это такая параллельная жизнь. В нее редко кто заглядывает без необходимости. Но у Марии есть такая необходимость. Работа - неразрешимая проблема для инвалидов, и она носится с идеей сделать при студии типографию, чтобы подросшие интернатские дети с диагнозами могли в ней потом трудиться. Для типографского оборудования нужны немалые деньги, но, надо надеяться, они найдутся, ведь нашлись же возможности у хрупкой, маленькой женщины устроить в московском полуподвале такую идиллию - тут небогато, комнатки тесные, но это какой-то чудо-остров, синий небосвод, лето круглый год... Наверное, у нее внутри спрятан какой-то генератор тепла. Или это ответная детская любовь придает ей силы? И ведь какие здесь дети: все хорошие, адекватные, дружелюбные. Не знай я про олигофрению, даже не догадалась бы. Значит, и дома у них с Ильей тоже дети-олигофрены живут?
И да, и нет. Мария и Илья действительно берут к себе воспитанников интернатов для детей с нарушениями в развитии (таких детей, особенно если они не малютки, почти никогда не усыновляют). И нехороший диагноз с их Саши, например, еще не сняли. Но это же чепуха абсолютная: я с ним общалась, Саша чудесный парнишка и такой красавчик - в него наверняка девушки влюбляются...
Мне объяснили: государство у нас жестокое - оно клеит олигофрению чуть ли не всем детдомовцам без разбора. Просто потому, что они отстают от домашних детей. Это отставание естественно: с детдомовцами обычно нормально не занимаются. И потом выдают им "волчий билет", с которым или в психушку, или в криминал. И никаких шансов попасть на праздник жизни.
практическая сторона праздника
В конце концов я задала простой вопрос, который сам собой напрашивался:
- Зачем вы все это делаете, зачем тратите столько сил на чужих детей - из каких-то высших соображений?
Ответил Илья:
- Нет, не из высших. Это все как-то само получается. Нам хорошо всем вместе. И я себя сам иногда спрашиваю: неужели я альтруист? Слово какое-то дурацкое. Я не альтруист. Подвигов не совершаю...
Все-таки он признался в одном подвиге (это был второй по размеру подвиг в его жизни после "Яндекса"). Подвиг заключался в том, что он прочитал своим домашним вслух все пять книжек про Гарри Поттера. Он читал по-английски и тут же переводил - чтения начались тогда, когда на русском "Гарри Поттера" еще не издавали, и Илья привозил из-за границы английские книжки. А потом было трудно дожидаться, пока выйдут переводы очередных новых томов.
Чего-то я в этой жизни не понимаю. Дети есть дети. С ними и со здоровыми-то проблемы, со своими собственными, когда у тебя их всего один или два. А тут столько изломанных судеб вокруг, столько ужасов, к которым ты вроде непричастен. И они же, наверное, ревнуют друг к другу: кто-то родной, кто-то не родной... Или это количество каким-то непостижимым образом переходит в качество?
Теперь говорит Мария:
- Мы ни во что с ними не играем. Никого не обманываем. Просто живем. Они все понимают. Да, бывает, конечно, ревнуют. Моим дочкам вот иногда кажется, что я мало времени им уделяю. Но в общем все ничего.
- А как же быт, хозяйство, с ним-то уж наверняка тяжело?
- Нет, нормально. Дети уже большие, они помогают. И вообще это все решаемо: я, например, не люблю и не успеваю гладить - и ничего не глажу. Мы просто избавляемся от вещей, которые требуют глажки, раздаем их...
Видите, как все просто, - как в передаче "Очевидное-невероятное". Вот еще Илья пытается найти рациональные, негероические объяснения их жизненному устройству:
- Мне кажется, Марии эта жизнь просто нравится. У нее такой характер, она не может без общения, без игры, а с детьми ведь можно играть. И ей нужно это состояние вечной тусовки, выдумок, каких-то искр, всего этого праздника...
Конечно-конечно, весь этот праздник - приюты, раковые корпуса, больные сироты... Приезжают десятками, каждый нуждается в заботе и нежности. И ждет их от тебя. Большинство людей в подобной ситуации, наверное, сошли бы с ума. Но у Марии, видимо, дар, который удалось реализовать. Когда она не очень уставшая, вокруг нее - я заметила - распространяется вполне ощутимое свечение. Наверное, это любовь. А что, ведь обычное дело: если целеустремленно чем-то заниматься, в организме развиваются соответствующие качества. У гонщиков - необычайно широкий угол зрения. У культуристов - мышцы. У музыкантов - слух. А у некоторых людей - любовь. Про это я обещаю себе поразмышлять отдельно, но пока что мы обсуждаем другую тему.
По примерным подсчетам, в России сейчас около 800 тысяч детей-сирот. Большинству нормальных людей об этом думать страшно, неприятно и абсолютно безысходно. Поэтому они обычно и не думают. Но в расчете на тех, кого проблема все-таки тревожит, я (с помощью Марии и Ильи с его техническим складом ума) попробую разложить ее по полочкам.
Первое. Не обязательно делать сразу что-то очень большое и мучиться по этому поводу рефлексией - любое доброе участие обделенным человеческим общением детям в радость. Не обязательно идти на страшные жертвы. Можно просто задаться вопросом: почему сироты должны жить рядом с нами за непроницаемой стеной? И пойти узнать, как они там живут. И почему однажды не взять с собой в кино на "Властелина колец" вместе с сыном мальчонку из соседнего интерната? (Вопросы формулировал Илья.)
Второе. Если кто-то соберется приютить чужого ребенка, не стоит действовать резко. Люди должны убедиться, что им хорошо вместе (проблемы-то действительно могут быть - и то же воровство, и просто несовместимость). Можно и десять раз сходить вместе в кино или на прогулку. И двадцать. И столько же раз привести ребенка ночевать. Кстати, полезно знать, что детей не только усыновляют, есть еще такие формы, как опека и патронат. В Москве, например, существует детский дом №19, где разработана целая система обучения будущих "родителей-патронов" (кавычки я ставлю потому, что официально человек, взявший воспитанника под патронат, родителем не является. Он состоит как бы на службе, и ему даже полагаются какие-то небольшие денежки за воспитание ребенка).
Последнее. На свете достаточно людей, которые способны помочь советом и делом. Вот Марии многие помогают. Сначала это были американцы, Илья, который снимал для квартиру для ее студии и Юля Шевелева, режиссер театра-студии "Подвал". Потом появились еще российские спонсоры. Организации и просто люди. В студии бесплатно работают преподаватели и воспитатели ("удивительные и необыкновенные"). Есть друзья по всему миру. Иногда приходят незнакомцы, приносят подарки и гостинцы. И вообще вокруг образовалось множество хороших людей, с которыми приятно жить на одной планете. И настоящие клоуны, опять же, не с каждым станут дружить.
Справка. Реабилитационный центр (он же студия) "Дети Марии" работает без выходных. "Дети Марии" прописаны в Москве, в Дмитровском переулке, у них есть телефон: (095) 292-48-70 и сайт:
http://www.mariaschildren.ru/. И они рады всем хорошим людям (а плохие к ним просто не ходят).
Текст ОЛЬГА УТЕШЕВА
Фото СЕРГЕЙ ГАВРИЛОВ
Стиль СВЕТЛАНА РУМЯНЦЕВА
источник Напомню, есть сообщество
mariaschildren И еще статья с таким же названием,
«Русский репортер» №25 (25) / 22 ноя 2007