Каждые пять лет моряки - механики и судоводители, - проходят курсы повышения квалификации. Главная задача пятидневных курсов (кстати, их стоимость в Риге без проживания в гостинице 630 €) ознакомится с новыми законами и конвенциями по безопасности мореплавания и сохранению окружающей среды. В связи с этим хотелось бы поделиться интересной, а для меня лично, шокирующей информацией, полученной на этих курсах. Можно много рассуждать о пользе и конечных целях борьбы всего мира за чистоту выхлопа двигателей внутреннего сгорания и, соответственно, чистоту атмосферы Земли - спорить здесь не о чем, но методы борьбы не бесспорны. Посмотрим на цифры.
В таблице за 2005 год, приведенной выше, доля выбросов морского транспорта в мировом масштабе составляет 3.3 %. Сегодня она увеличилась до 4.5 %
Львиная доля загрязняющих выбросов приходится на:
- теплоэнергостанции - 35 %
- промышленность - 18 %
- транспорт (поезда, автомобили и пр.) - 21.7 %
То есть, «вклад» морского флота на фоне других «загрязнителей» выглядит не так трагично, чем, например, доля автомобильного и ЖД транспорта, не говоря уже про электростанции и промышленность. (2 % авиации на этом фоне не достойны внимания Греты Тунберг)
Однако, крепко взялись именно за флот. Как говорят преподаватели на курсах: наверное, потому что денег много. Последовательно, в течении многих лет, судовладельцев законодательно принуждают переходить на топливо с низким содержанием серы (S): мазут - 0.5 %, дизельное топливо - 0.1 %
Да, выбросы оксида серы и твердых частиц-сажи при таких мерах снижаются радикально (в таблице отмечено красным и синим). Но мы знаем, что целью борьбы за чистоту атмосферы является снижение выбросов углекислого газа CO2 и оксида азота NOx. Ужесточение требований к качеству судового топлива приводит к минимальному снижению этих вредных выбросов - из таблицы видим, что оксид азота «падает» на 2.3 % (зеленый), а углекислый газ CO2 (фиолетовый) остается на прежнем уровне. В чем же тогда суть этой борьбы?
Хорошо, оставим морской флот и низкосернистое топливо с долей выбросов 4.5 %, обратимся к правой части таблицы и главным загрязнителям воздуха: автотранспорту, тепловым электростанциям и промышленности с их суммарной долей 75 %
В правой части таблицы мы видим, что применение сжиженного природного газа СПГ/LNG в качестве топлива дает нулевые выбросы по саже и оксиду серы, снижение выбросов оксида азота NОx и углекислого газа CO2 на 83.3 % и 23.8 % соответственно.
То есть, сжигание природного газа как топлива для получения энергии является сегодня самым эффективным действием по защите окружающей среды.
Почему мировое сообщество ради чистого неба и льдов Арктики пошло по тупиковому пути введения жестких норм
Euro-1-2-3-4-5-6 вместо того, чтобы перевести на «газ» весь европейский автотранспорт, а также топки котлов промышленных предприятий и теплоэнергостанций? Почему правительство Латвии рассматривает, мягко говоря, странный проект запрета эксплуатации машин с двигателями внутреннего сгорания, работающих на бензине и «дизеле», в пользу электромобилей (не будем заострять внимание откуда берется в розетке электроэнергия), совершенно игнорируя возможность введения мер по насильственному переводу автомобилей на «газ»? Остается только догадываться.
Цена экологически чистого газа на заправках остается неизменной в течении многих лет (примерно 0.55 €/литр), тогда как цены на бензин и дизельное топливо били рекорды в те же годы. Наверное, многие автолюбители сказали бы огромное спасибо родным правительствам за такие побуждающие меры в сохранности природы вкупе с сохранностью кошельков.
Кстати, возвращаясь к флоту, Норвегия на текущий год имеет уже 67 % судов, работающих на «газе». В 2015 было 56 %
P.S.
Самая чистая энергия - энергия ветра, солнца и падающей воды. В Латвии каждый житель участвует в этих проектах через
выплаты КОЗ. Хотите еще?
Самая эффективная энергетика - атомная. Вспомним
Игналинскую АЭС.
Самая дешевая электроэнергия - электроэнергия из России. Как и газ. Который, судя по таблице, приведенной в начале ...