Несостоявшийся визит американской эскадры в Либаву. 1911 год

Mar 23, 2018 18:22







13 октября 2015 года в США отпраздновали 240-летие своих Военно-морских сил. За исторический срок своего существования ВМС США прошли путь от трех вооруженных парусных коммерческих судов до самого мощного флота мира.
С начала 1890-х годов ВМС США от задач по защите торгового судоходства перешли к выполнению задач по установлению гегемонии США в западном полушарии - это «политика канонерок» в Латинской Америке и следствие разгрома испанского флота ВМС США в ходе испано-американской войны 1898 года. Политика канонерок предвосхитила современные «полицейские» операции ВМС США. По итогам Испанской войны ВМС США гарантировали гегемонию в Карибском море, аннексию Гавайев в центре Тихого океана и закрепление ВМС США на азиатском рубеже Тихого океана на Филиппинах.

Активное строительство дредноутов - линейных кораблей началось при президенте Теодоре Рузвельте и продолжилось при Уильяме Тафте.

К 1911 году Североамериканские штаты располагали довольно современным военно-морским флотом, который не стыдно было продемонстрировать всему миру. В конце 1910 года США приняли решение отправить вторую дивизию атлантической флотилии в Европу с гостевыми визитами. Одной из стран посещения была Россия и одним из портов захода значилась Либава.



Газета "Вестник Либавы" 13 апреля 1911 года

Прибытие американской эскадры

«Министерство иностранных дел в ответ на извещение американского посла о предстоящем прибытии эскадры Соединенных штатов в русские воды поспешило выразить посольству своё искреннее удовольствие по поводу предстоящего визита. Одновременно с этим наше морское министерство делает необходимые распоряжения для подобающего принятия принятия американских моряков в Либаве. В совете министров будет решен вопрос о приглашении эскадры в Кронштадт и о приеме моряков в Петербурге. Как говорят, чествованию предполагается придать торжественный характер. Вопреки сообщениям газет ни один финансист не имел никакого отношения к предполагаемому визиту американской эскадры в Либаву. Плавание атлантической эскадры в Балтийском море и заход в Либаву назначены исключительно по почину американского министра Джорджа фон Ленгер-Майера, бывшего ранее послом в Петербурге.

Прибывающая эскадра состоит из военных судов второй дивизии атлантической флотилии. Эскадра эта будет состоять из следующих судов: «Luisiana»  (командир капитан Альберт Винтергальтер), «Kansas» (капитан Чарльз Баджер), «New Hampshire» (капитан Томас Роджерс) и «South Carolina» (командир Август Сештелар).

(«Luisiana», «New Hampshire», «Kansas» - однотипные, Connecticut class. «South Carolina» - одноименный тип  - Л. В.)

Каждое из трех первых судов имеет по 24 орудия главного калибра, а «South Carolina» только восемь. Кроме того, в эскадру войдет еще одно судно, но в посольстве не знают, какое именно. Эскадра будет крейсировать в Балтийском море в мае и июне, а с 12 по 19 июня проведёт в Либаве. Эскадрой командовать будет контр-адмирал Чарльз Рилэнд.

По поводу этого посещения «Новое время» пишет: «Американский флаг редкий гость в наших водах. У нашего тихоокеанского побережья, правда, уже появлялся и встречал всякий раз сердечный приём, но у берегов самой метрополии он показывается впервые за долгий срок. Мы должны не только приветствовать это посещение, но и отметить его самым сердечным образом. Вполне понятно наше искреннее желание, чтобы американская эскадра не ограничилась Либавой, а бросила якорь у самой нашей столицы - в Кронштадте, дабы американские моряки убедились в неизменности старых симпатий русского правительства и народа к великой заатлантической республике».

"Вестник Либавы". 10 мая 1911 г.

Американская эскадра

«Вторая дивизия атлантической эскадры, о прибытии которой в Либаву мы уже сообщали, 27 апреля вышла из Нью-Йорка под командой контр-адмирала Беджера, направляясь в Балтийское море».

После неудачного опыта встреч с новинками авиационной техники  весной 1911 года, можно понять разочарование, неизбалованных подобными визитами  либавцев, когда  они узнали, что американская эскадра пройдет мимо. В 1911 году в порту императора Александра III базировались только миноносцы Минной дивизии и Учебный отряд подводного плавания. (Подробнее о Минной дивизии здесь)

"Вестник Либавы". 14 мая 1911 г.

Американская эскадра

«Речь» сообщает, что американская эскадра перед отплытием получила приказ идти не в Либаву, а Ревель, куда она прибудет 28 мая.

Пока не известно, посетит ли эскадра Кронштадт. Считают, во всяком случае, весьма вероятным прибытие американского контр-миноносца в Петербург».

"Вестник Либавы". 21 мая 1911

К прибытию американской эскадры

«В виду предстоящего визита в наши воды 2-ой дивизии флота С. А. Соединенных штатов, отметим, что в прежние годы приходили в Кронштадт следующие суда: в 1888 году корвет «Enterprise», в 1896 году «San Francisco». В памятный России голодный год американцы прислали нам пароход зерна. Пароход этот, как всем известно, разгружался в Либаве, и встреча этого парохода носила весьма сердечный характер. Как моряки американцы доказали первыми мореходность монитора и подводной лодки, сделав на них переход через океан, в войне же с Испанией они заслужили лавры победителей».

Визит американского флота оставил заметный след в истории русско-американских отношений. Как все подобные визиты он был отмечен и проанализирован военными кругами империи.





Американские моряки с "Луизианы" и "Канзаса" в Кронштадте. В центре моряк русского флота.

"Вестник Либавы".  6 июня 1911 г.

Американская эскадра в русских водах

«В беседе с корреспондентом «Русского слова» товарищ морского министра М.В.Бубнов поделился впечатлениями об американской эскадре и о значении визита американцев.

- Прибытию эскадры в русские воды придают двоякое значение. Одни усматривают в нем повторение сравнительно недавнего пребывания в наших водах французской эскадры, приведшее к союзу (между Французской республикой и Россией - Л.В.) Другие видят в нем то же, что и японцы, когда американская эскадра бросила свой якорь у берегов Японии. Я думаю, что в данном случае не следует впадать в излишний оптимизм. То, что явилось последствием посещения России французскими моряками, исходило из глубины народных сердец. В данном случае этого нет, и не может быть. Американцы, вдоволь наслышавшись от наших эмигрантов о России, естественно не могут питать к нам чувства дружбы. Я скорее склонен приписать визит американцев тому обстоятельству, что и президент, и американское правительство изменили свой взгляд на отношения к России. Во время дальневосточной кампании (русско-японская война - Л.В.) симпатии Америки, как известно, были на стороне Японии, ныне же под влиянием тех и других причин они, мало по малу, изменяются в нашу пользу. Однако, до народных симпатий далеко, и причина этого вполне ясна.

Относительно вопроса о качественной стороне виденных нами американских судов можно сказать, что они не стоят на той высоте, про которую обыкновенно говорят: «это последнее слово технического искусства».

По вполне понятным причинам, мы сильно заинтересовались состоянием эскадры и её внутренним хозяйственным строем. Приступив к воссозданию флота, наше ведомство стремится применить всё лучшее, что имеется у иностранцев. Американские броненосцы, стоящие на кронштадтском рейде, по качеству уступают всем четырём дредноутам, которые нами будут спущены летом текущего года. Мы применяем то, что дал опыт последней войны, и внимательно следим за всяким шагом строительного искусства соседей. Такого же принципа мы будем держаться и в будущем. И я надеюсь, что мы не отстанем от соседей, которые с финансовой стороны поставлены гораздо лучше нас. На западе официальная закладка судна происходит после года работы по сооружению корабля. Что же удивительного, что спустя два года после официальной закладки броненосец готов к спуску? Я не отрицаю, что хозяйственная сторона у американцев поставлена великолепно, и виденное принесет нам пользу. Но в то же время по этим судам нельзя судить о всей американской эскадре. В настоящее время в Америке строят суда несравненно лучше тех, которые находятся в русских водах. Что поразило нас, это - транспортное судно «Циклоп», отличающееся особой выносливостью и большой ёмкостью. Оно вмещает до 12,000 тонн угля и может, не нуждаясь в пути ни в чьей помощи, совершить переход из Америки в Европу.

Вот такие «Циклопы» нам необходимы. Войдя в Финский залив, транспорт передал часть своего груза броненосцам, так как, зная мелководье наших морей, американцы не желали сесть на мель. Облегчением груза они достигли своей цели. Уходя от русских берегов, они не нуждаются в угле, и только, достигнув Англии, начнут грузиться.

Таковы положительные качества американских судов, которые не изгладятся из памяти наших моряков».

Состав американской эскадры в фотографиях:



Линейный корабль «Luisiana»



Линейный корабль «New Hampshire»



Линейный корабль «Kansas»





Линейный корабль «South Carolina»

Упоминаемый в заметке "Русского слова" транспорт "Циклоп" (USS "Ciklope"), входивший в состав американской эскадры, в 1918 году постигла несчастная участь - он утонул в районе печально известного "Бермудского треугольника".



Транспорт "Ciklope"



Транспорт "Ciklope"





Американская эскадра (второй дивизион атлантической флотилии) после возвращения из Европы в Нью-Йорке. Октябрь 1911 года

В дополнение к теме:

Лиепая 1931-39. Неизвестные фотографии

Изобретение русского инженера стало визитной карточкой американского флота

Previous post Next post
Up