Железная дорога Либава - Поланген

Jun 16, 2017 18:54



Грунтовое шоссе Либава - Поланген. Фото начала XX в.

После строительства ЛибавоРоменской железной дороги,  Либава получила мощный импульс к развитию. Город растет, обновляется и, благодаря порту, в короткое время становится крупным промышленным центром. Поланген в это время остается провинциальным поселком, ориентированным на курортный бизнес.

Список промышленных предприятий Либавы. 1904 год







Поланген. 1904 год



Современная Паланга хоть и входила в состав Курляндской губернии и относилась к Гробинскому уезду (до 1921 года), но её морские купальни всегда конкурировали по привлекательности и качеству оказываемых услуг с близлежащей Либавой. Сегодня трудно судить о причинах, заставлявших людей отправлявшихся на отдых к Балтийскому морю, миновать по пути крупный город, отдавая предпочтение купальням в небольшом поселке. Ведь море, пляж и погода в Либаве и Паланге были всегда одинаковы.



Газета "Либавский Вестник". 1903 г.



Газета "Либавский Вестник". 1903 г.

Возможно, причиной успеха Полангена был «национальный вопрос» − в отличие от Либавы с её 12-14 %, к началу XX в. половину населения прибрежного посёлка составляли евреи и литовцы, отличавшиеся завидной предприимчивостью по сравнению со своими соседями. Возможно были другие утилитарные причины - тишина и спокойствие провинциального населенного пункта, дружелюбие и гостеприимность населения. Возможно были другие, неизвестные нам причины.



Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона. Издание 1890−1907 гг.

Либава


Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона. Издание 1890−1907 гг.



Кургауз в Полангене. Фото начала XX в.



Кургауз в Либаве. Фото начала XX в.

Поланген. Фото начала XX в.



Центральная улица



Купальни



Прогулочный мост



Прогулочный мост



Либава. Фото начала XX в.






В начале XX в. в предпринимательских кругах Либавы созрел план продолжения Либаво−Роменской железнодорожной дороги от Либавы до границы с Восточной Пруссией − Полангеном.



Пограничный пункт между Российской империей и Германией. 2 версты от центра Полангена (67 км от Либавы)

Учитывая нарастающий поток отдыхающих в сторону Полангена, потенциал территорий, расположенных южнее Либавы, и возможность освоения уникального прибрежного местечка Бернатен, план  прокладки железной дороги сулил организаторам проекта гарантированные прибыли, но по вполне разумным причинам, беря во внимание близость границы и вероятность использования потенциальным противником в случае захвата железной дороги, военное ведомство России наложило запрет на данный проект.

Газета «Либавский Ллойд». Ноябрь 1901 года



Газета «Либавский Ллойд». Ноябрь 1901 года

«Недавно г-н Бодиско высказал в «Московских Ведомостях» положение о соединении Либавы железной дорогой с Полангеном и далее, через Кретинген, с сетью германских железных дорог.
«Рижский вестник» сообщает, что проект такого рода действительно был представлен в министерство путей сообщения бароном А.Э. Штемперлем, германским подданным Гемме, дворянином В.Р. Мельвилем и г. Буркевичем, ходатайствовавшими о разрешении учредить общество для сооружения и эксплуатации рельсового пути, на первых порах, от Либавы до Полангена, на протяжении 75 верст. Учредители подкрепляли своё ходатайство следующими соображениями: Проектируемый путь оживит всю местность не только между Либавой и Полангеном, но и значительную часть Ковенской губернии, для которой Либава - главное оптовое место. Железнодорожное сообщение отзовется и на лесной промышленности, так как здесь сосредоточены обширные лесные дачи Нидербартавского и Руцавского казенных лесничеств, равно как и много частных лесов. В равной мере надо было бы ожидать развития кирпичного и торфяного производств, обеспеченных рынком в Либаве. Затем устройство на морском берегу, начиная от Бернатенского леса к югу, купальных мест и курортов, при условии удобного сообщения, со временем должно дать блестящие результаты, ибо климатические и почвенные условия этой лесной и гористой местности столь выгодны для задуманной цели, что в этих местах легко могут развиться купальные места. Либава в этом отношении, по ограниченности пространства для постройки дач, не может удовлетворять даже местным потребностям, между тем как Бернатенский берег, без сомнения, получит значение для обширного района. При отсутствии удобного железнодорожного сообщения эксплуатация Бернатенского берега оказывается невозможною. Тоже самое следует сказать о Полангене, где уже ныне замечается оживление дачной жизни, но приезжие вынуждены за проезд от Либавы до Полангена вместе с багажом платить по 20 рублей с повозки в один конец, то есть сумму, за которую можно проехать пароходом от Либавы до какого-нибудь заграничного Балтийского порта.
По рассмотрении этого проекта военный министр нашел, что прокладка такого железнодорожного пути не может быть возможной по военным соображениям».

Не смотря на отказ военного ведомства, попытки проложить железную дорогу к югу от Либавы продолжались и в последующие годы. Вынашивались планы приватизации и благоустройства, выгодных для создания курортной зоны, участков вблизи поселка Бернатен.

Газета «Вестник Либавы». Сентябрь 1910 года



«Роскошный ниценский лес, примыкающий ко взморью, при проведении через него г−ном Буркевицем Либавско-Бернатской железной дороги, превратиться в прелестное дачное место. На 9 сентября некоторые участки этого леса предполагалось отдать с торгов на сруб. Вследствие ходатайства г−на Буркевица, начальник управления земледелия и государственных имуществ камергер Куломзин уведомил местного лесничего по телеграфу, что назначенные торги подлежат отмене».

Этим планам также не суждено было сбыться, но благодаря им, бернатский лес остался нетронутым.



Бернаты. 2015 г.

Через двадцать лет, после несостоявшейся попытки предпринимателей Либавы освоить роскошный морской берег, президент Латвии Янис Чаксте 1924 году, осматривая окрестности Лиепаи, вдохновлённый прекрасными видами прибрежных дюн местечка Бернаты (12 км от Лиепаи), запоздало произнёс известную фразу: «На этом месте должен быть курорт!». После чего, в скором времени местными властями на одной из высоких дюн Бернат был воздвигнут, сохранившийся до наших дней, памятник, увековечивший слова президента.





Как первая в плане развития нового курортного места, в 1930 году в Бернатах была построена, принадлежащая предпринимателю Зелменю Villa Alma. Но она же стала и последним капитальным строением в бернатском лесу, успев послужить в качестве одного из корпусов пионерского лагеря "Драудзиба" вилла Альма сгорела в 2008 году.



Villa Alma. 30-е гг.

Сегодня Бернаты − один из самых любимых уголков побережья для жителей Лиепаи. Тихий, нетронутый лесной массив, спасённый от вырубки в далеком 1910 году, расположенный на древних дюнах, в советское время был большей частью закрытой пограничной зоной. Проложенные пограничниками дороги, пересекают лес во всех направлениях и на многие километры тянутся по живописным местам вдоль берега. Возможно, неудачи со строительством железных дорог и возведением дач и курортов в этом заповедном месте подарили нам сегодня поистине прекрасное, уединенное место для отдыха и велосипедных прогулок.



Бернаты. 2015 г.

______________________



Конец ул. Клайпедас. Начало грунтовой дороги  в сторону Паланги.  1972 год

А грунтовое шоссе между Лиепаей и Палангой было заасфальтировано лишь в начале 70−х гг.  В 1972 году асфальт заканчивался у Ливского кладбища, напротив сегодняшнего супермаркета XL Sala. Как сложилась бы судьба Паланги, Руцавского края, Бернат в случае прокладки железной дороги - можно только догадываться…

Previous post Next post
Up