Часть 2. Разводной мост в Лиепае - 110 лет. Аварии, ремонт, реконструкции

Feb 27, 2017 21:14



Перед оставлением Либавы войсками гарнизона в апреле 1915 года, по приказу исполняющего обязанности командира Военного порта контр-адмирала Форселя был взорван северный пролёт разводного моста. Можно только догадываться, что помешало полному уничтожению моста - через несколько месяцев после захвата города германские войска восстановили движение через Портовый канал, соорудив вместо разрушенной части моста стационарную деревянную конструкцию. Южный пролет сохранял подвижность и по-прежнему разводился - ширины одного пролёта хватало для проводки больших судов.







После окончания Первой мировой войны, с созданием независимого государства Лиепая начала готовиться к восстановлению разрушенной части разводного моста. Обратимся к публикациям латвийской прессы того времени - статьи из газет: «Latvijas kareivis», «Kurzemes Vards», «Latvija», «Rīgas ziņas», «Rits», « Brīvā zeme», «Jaunā nedēļa».

15 февраля 1922 года



"Оповещение. Информируем жителей военного порта и округи, что начиная с 19 июня этого года, движение через мост военного порта «Kalpaka»,прекращено из-за ремонтных работ. Пеший проход открыт".

_________

12 июля 1922 года



"Мост Калпака, который соединяет город с военным портом еще не готов. Работы по ремонту моста медленно продвигаються вперед, поэтому невозможно предсказать, когда мост будет приведен в порядок".

_________

1 декабря 1924 года



"Движение через военный порт по мосту прекращено по решению военного министра. По многочисленным просьбам хуторян, созвана комиссия из представителей военных учреждений и защитников крестьян, для разрешения этого вопроса".

__________

21 августа 1925 года



"Этим сообщением информируем, что начиная с 18 августа проводятся работы по восстановлению моста, поэтому проезд через упомянутый мост закрыт до конца восстановительных работ, которые займут около 3-х недель времени. Движение пешеходов разрешено по одной стороне моста, и по одному человеку".

__________

8 сентября 1925 года



"Этим сообщением информирую, что работы по ремонту моста через канал Военного порта закончены и по нему восстановлено движение, за исключением грузовых автомобилей и тяжёлых повозок. Также не допускается переход большого количества людей одновременно в шаг".

___________

22 сентября 1926 года



"Сообщаю, что в связи с небезопасным состоянием моста «Kalpaka» через канал Военного порта, движение грузовых автомобилей и повозок, вес которых свыше 60 пудов, по упомянутому мосту запрещено. Допускается движение легковых автомобилей и упряжи малым ходом. Несоблюдающие правила будут призываться к ответственности".

___________

10 октября 1926 года



Мост Калпака перестроят
"Мост Калпака, который соединяет Лиепаю с Военным портом, в последнее время пришел в такое плохое состояние, что через него запрещен проезд тяжелых повозок. Это создало большую помеху в снабжении военных сил, так как для того чтобы попасть в Военный порт нужно проделать большой крюк и ехать в объезд. В последнее время  из-за небезопасного состояния моста прекращено движение легковых перевозок. Департамент промышленности планировал отремонтировать мост, но военный ресор настаивал на полной перестройке моста. После длительных переговоров принято предложение военного рессора о полной перестройке моста, и выделен необходимый кредит. Лиепайским мастерским уже дан приказ  незамедлительно приниматься за работу".

___________

11 октября 1926 года



Перестройка моста  Калпака.
"В мастерских Военного порта началась работа по строительству нового моста, вместо временного деревянного, так как упомянутый мост пришел в негодность и не в состоянии выдержать тяжелый транспорт. (Движение грузовых автомобилей запрещено)".

____________

16 октября 1926 года



Новый мост в Лиепайском военном порту.
"Мост, который соединяет через канал Военный порт с городом, пришел в непригодное состояние. Какое-то время назад было запрещенно движение тяжелых повозок, после этого обстоятельства слажились так, что пришлось запретить легкие перевозки. Из-за этого появились большие неудобства для гарнизона, так как повозкам приходилось объезжать дальней и неудобной дорогой вокруг канала.
В эти дни окончательно разрешен вопрос о востановлении моста, и проведение работ возлагается на мастерские лиепайского Военного порта. Эту работу планируют закончить следующей весной.
Было бы очень желательно, что бы мост был построен настолько солидным, чтобы через него можно было пустить трамвай. Это облегчило бы связь гарнизона с городом, поэтому это решение поддерживается. Для начала движение трамвая могло бы быть до собора, где находится жилой центр военных сил. После этого  можно продолжить линию дальше. Надеемся, что определенные структуры этот выгодный план одобрят".

12 ноября 1926 года норвежский танкер "Narne" с грузом керосина, выходивший из канала Военного порта, не справился с управлением и налетел на откидной мостик деревянного пролёта северной части моста. В это время в мастерских Военного порта уже велись работы над сборкой нового металлического пролёта моста. Движение через мост на какое-то время прекратилось.

Газета «Jaunā  Nedeļa». Ноябрь 1926 год



"На снимке справа - крупный норвежский танкер с грузом керосина «Нарнэ» (норв. Narne) после аварии 12-го ноября текущего года, в результате которой, при прохождении моста военного порта города Лиепая «Нарнэ» наткнулось на устои моста и сорвало себе обе мачты, дымовую трубу и правую часть капитанского мостика. Причиной аварии стал отказ руля судна при малом ходе, но портовые буксиры, тянувшие судно в море, не смогли справиться с гигантом. К счастью, не пострадала огромная цистерна с керосином. Судно находится в военном порту для проведения необходимого ремонта, чтобы продолжить свой путь, но уже без мачт".

___________

Газета "Latvija". Ноябрь 1926 года


Потерпело аварию норвежское судно.
 "В Лиепайский военный порт 11 ноября после полудня вошел норвежский пароход «Нарнэ» с грузом керосина для представительства Советской России. Было выгружено 1500 тонн, и 12 ноября пароход с оставшимся грузом в 5000 тонн оставил порт. После разворота парохода, по команде лоцмана Риекстиня буксир Лиепайского биржевого комитета «Валдемарс» (лат. Valdemars) отпустил канат, но в носовой части парохода остался спасательный буксир «Анна» (лат. Anna) акционерного общества Нара (лат. Nāra). Движение продолжалось до моста военного порта, но с трудностями. У моста пароход начал круто поворачивать на север. Мост военного порта уже находился в полном готовности для пропуска судна. Для исправления ситуации капитан буксира «Анна» Тетерс (лат. Teters) дал буксиру полный ход влево, чтобы избежать столкновения с мостом. Тем не менее, было невозможно дать пароходу правильное направление, поэтому лоцман на пароходе дал команду судну «Нарнэ» спустить якорь.В нескольких десятках метров от моста судно «Нарнэ» внезапно поменяло курс и направилось прямо на мост, буксир «Анна» не мог удержать пароход. В следующий момент судно «Нарнэ» наткнулось на северный пролет моста и прошло через него. У парохода снесены обе мачты, капитанский мостик, дымовая труба и вся верхняя часть палубы. Люди не пострадали.  Для ремонта моста требуются крупные суммы. Примерный ущерб оценивается в 9 миллионов лат".

___________

Пострадавшая от танкера "Narne" северная часть моста вскоре вновь приняла удар уже от латвийского судна "Koknese".

29 октября 1927 года



Пароход сел на мель
 "В Лиепае, 27-го октября, примерно в 18:30 по каналу военного порта по направлению к мосту О. Калпака в море двигался Латвийский пароход «Кокнесе» (лат. Koknese). Мастерские Военного порта дали команду своим работникам развести мост О. Калпака и дать проход пароходу. Капитан буксира Эбба (лат. Ebba) Скадиньш (лат. Skadiņš) и лоцман Николай (лат. Nikolajs) были уверены, что сигнальные огни находятся в правильном месте, т.е., по обе стороны моста, и что место для прохода в порядке. Приблизительно в 25 метрах от моста капитан Скадиньш заметил, что сигнальные огни на мосту неправильные. Но пароход не мог сразу остановиться, и наскочил на деревянную защиту моста, которую сломал, после остановился и остался на мели. Пароход «Кокнесе» был снят с мели 29-го октября при помощи двух буксиров".



Латвийский грузовой пароход "Kokness". Начало 30-х гг.

_____________

Аварии танкера "Narne" и грузового судна "Kokness" ускорили постройку новой секции моста, и в следующем 1927 году северный пролёт был готов к установке.

6 ноября 1927 года



Новый участок моста Калпака окончательно готов.
"Новый участок очень тяжелый. Его может поднять и установить только большой плавающий кран, которого на данный момент в Лиепае нет. Участок моста можно будет установить, вместо старого сломанного только тогда, когда придет кран «Титан»  из Риги  или Павилосты. После установки нового пролёта  моста участок канала у моста суда смогут проходить без всяких затруднений, как это было раньше. С установкой нового участка ширина прохода увеличиться вдвое".

Летом 1928 года начался монтаж нового металлического пролёта моста вместо временной деревянной секции.



1928 год. Монтаж новой металлической секции моста.



7 июня 1928 года



"16 июня 1928 года  передвижение через мост окончательно перекрыто  в связи с последними ремонтными работами. Паром у моста обеспечивает движение пешеходов".

___________

12 октября 1928 года



"Строительство  моста  окончено, движение по мосту открыто".

___________

В 1931 году случается новая авария моста с участием судна. 9 сентября корабль военно-морских сил Латвии "Virsaitis" таранит мост. И вновь страдает северный, недавно установленный, пролет моста.

17 сентября 1931 года



"Военный корабль «Virsaitis» пробовал выйти из канала военного порта через мост Калпака, но течение отвернула его поперёк канала и возникла угроза навала на пиллары моста. «Virsaitis» выбросил якорь, но корабль задел пиллары передней частью и получил удар в корпус. У корабля немного повреждена передняя часть, пиллары пострадали несильно".

____________

Происходили и курьёзные случаи на мосту, приводившие к незначительным повреждениям ограды.



Автомобиль два раза врезается в парапет моста. 26.06.1939
"В ночь на Лиго в Лиепае, после самого праздника в Военном порту, водитель военной больницы Рудольфс Страупениекс развозил на служебном автомобиле своих знакомых по домам. Проезжая мост О. Калпака, автомобиль врезался в парапет моста, затем его развернуло в другую сторону, и он снова врезался в парапет, выломав длинную его часть. В аварии пострадал Жанис Лазда, Катрина Шламве и Янис Бузъянс. Они доставлены  в больницу. Господин Бузъянс был без сознания, он получил удар в голову и контузию. Остальные двое отделались легкими ушибами".

____________

Во время второй мировой войны северная часть моста опять была повреждена. Нет точных сведений, в результате чего она была разрушена - взорвана ли при отступлении частей Советской армии или пострадала во время налётов авиации. Не сохранилось также и фотодокументов той поры. В послевоенные годы разводной мост  был восстановлен.
Но остаётся загадкой, когда была реконструирована Южная - «счастливая» часть моста - её легкие несущие части были заменены на более прочные. Возможно, это было сделано при восстановлении моста в 1945-46 гг., либо при капитальном ремонте 1966-67 года. Это еще предстоит установить.
В конце 90-х годов лиепайское самоуправление изыскивало средства для очередного, третьего в жизни моста, капитального ремонта. И может быть хорошо, что это не случилось именно в эти годы - 12 июля 2006 года Северная часть разводного моста в очередной раз стала жертвой, потерявшего управление, судна. И, так же как в 1926 году, это был танкер. На долгие, казавшиеся бесконечными жителям Военного порта, три года Портовый канал лишился переправы.



Танкер "Anna" у северного пролёта моста. 2006 год

В августе 2009 года движение по мосту было восстановлено.
Разводной мост через Военный канал в Северной части города Лиепая за свою 110-летнюю историю претерпел многочисленные изменения в конструкции. Облик моста предстает сегодня далеко не в первозданном виде, но, утеряв некоторую ажурность и легкость в результате восстановительных работ, он продолжает радовать смелостью инженерных решений, являясь визитной карточкой и воротами в таинственный мир порта императора Александра III.

Глеб Юдин
Георгий Томчук - работа с архивами латвийской национальной библиотеки

Previous post Next post
Up