Посвящается всем, кто учился в лиепайской мореходке в те “благословенные” годы.
Суббота после обеда. В коридоре общежития мореходки построение роты судоводителей и механиков для развода на работы по уборке помещений. Первый и второй курсы "подбили" носки ботинок по краю половой доски. Третий курс отсутствует ввиду затяжной учебной практики, несколько человек с четвертого курса стоят недалеко осклабясь, похожие на банду махновцев - в растянутых "трениках", тапках и суконках на голое тело, кто-то уже в джинсах - торопится. Эти ждут, когда старшина роты выделит им "молодых" для уборки их объектов в учебном корпусе - они сегодня дежурные в своих группах, а вечером дискотеки, танцы и прочие, не ждущие отлагательства, мероприятия.
"Молодые" - первый и второй курс, с первых дней учебы в мореходном училище познакомились с различными объектами приборок и орудиями труда, прилагаемыми к процессу наведения чистоты, будь то сломанная швабра с обрывком одеяла для мытья палубы или кусок красного кирпича для оттирания очка в гальюне. Поэтому иллюзий никто не испытывает - суббота день тяжелый и его нужно перетерпеть. Другое дело, как "выпадет сегодня карта", как "лягут фишки" - кого выберет старшина на самые "страшные" объекты. Все молча ждут жребия. Старшина-армеец, смотрит в заготовленный листок и говорит: - "Семь человек на коридор". Поднимает глаза на строй и коротко решает: - "Первые семеро из С-11, вышли из строя! Коридор! Двое на трап! По двое на кубрики! Учебный корпус!" - он ходит вдоль строя и тычет пальцем в счастливчиков. Как показывает жизненный опыт "молодого" - уборка на открытых пространствах в роте гарантированно обещает попадание в цепкие лапы старшекурсников. Из семерых, попавших на мытье длинного коридора, только двое-трое добираются до его конца. Остальные, по мере драяния коридора, исчезают за дверьми кубриков старшего курса, а там процесс затягивается надолго - лежа на койках, "деды" ревниво высматривают, пропущенные сантиметры невымытой палубы, указывая на дальние углы и обсуждая прямолинейность и происхождение рук, попавшей в их сети жертвы. Никому не удавалось уйти от них быстро.
За укрывшимися в учебном корпусе счастливчиками для уборки классных комнат, неизбежно приходят коллеги со старшего курса. Не помогают ни закрытые двери, ни сетования на чрезмерные объемы работ - вручаются ключи от аудитории, указывается предельный срок и кубрик для их сдачи. Торопиться в этом случае уже не стоит - после быстрой уборки двух классов придется участвовать в уборке кубрика "заказчика" работ.
Когда уборка роты подходит к концу, из дальнего конца коридора вылезают механики. Эти "последние из могикан" не имеют своих "молодых" - набор на их отделение несколько лет, как закончен, и они крадучись, словно падальщики, начинают кружить по роте, выискивая слабую жертву для уборки своих нор. Старшина судоводителей относится к ним, скорее брезгливо, чем сочувственно, но, уважая их статус, иногда выделяет им людей. Убирать их кубрики считается крайне непопулярным занятием, но они поэтому не капризны и покладисты, помогают даже отодвигать койки для ускорения процесса и говорят "спасибо" в конце.
Как ни парадоксально, но самым удачным местом для уборки в субботу неизменно бывают ротные гальюны. Изрядно запущенные за неделю, поверхностно убираемые дневальными, они, своими разнообразно засохшими пятнами, неповторимым запахом и сопутствующей непередаваемой атмосферой царящей во время их уборки, спасают от желающих нагрузить дополнительной работой - старшекурсники обходят стороной эти непопулярные большую часть дня помещения. Попасть на гальюн - большая удача. Через час-полтора, измазанным и сильно пропахшим, с куском красного кирпича в руке, можно смело подходить к старшине для сдачи объекта в дальнейшую эксплуатацию. Он, заглянув с порога в сверкающее влажным кафелем, помещение, бегло оценит результаты труда и отпустит на все четыре стороны, куда необходимо умчаться незамедлительно, припрятав кирпич до следующего счастливого случая, незаметно миновав коридор, потом трап, потом вестибюль общежития, и, ловко свернув за угол, умчаться домой. До вечерней поверки.
1980-1981
Начало:
1 -
2 -
3 ____________________
Большое спасибо
Александру Денисову, Александру Горшкову и Михаилу Гамезо за предоставленные фотографии.Лиепайская мореходка 70-80 гг.
Выпускной!!!
На практике. "Крузенштерн"
Во дворе Учебного корпуса
Выпускной!!!
Скоро "госы"!
Голодные ночи в кубрике
Трудная последняя осень. IV курс
Звейниеку аллея - будущие рыбаки
В Учебном корпусе
Первокурсники
В ожидании пива
Дневальный по роте. Почему-то не на "тумбочке"
В колхозе
"маслопупы":)
На практике
Запуск дизеля. Механики!
Начало первого курса. Еще лысый
На катке перед общагой
Второкурсники
"Маслопупы"
Выпускной!:)
Да, мы были “раздолбаями” в свободное от учебы время, потому что были молоды, потому что иногда нам было очень трудно, потому что впереди была удивительно интересная жизнь. Но приобретённые, возможно, вредные привычки, не помешали стать нам настоящими людьми, и мы вспоминаем об этом времени, как о самом лучшем в нашей жизни. Возможно:)