Командир лодки "Стерлядь"
Иван Ризнич.
"Вестник Либавы". 21 апреля 1906 года.
В среду 19-го апреля в местном отделении Императорского Российского Технического Общества состоялось сообщение лейтенанта И.И.Ризнича о подводных лодках, их устройстве и действии.
В начале своего сообщения докладчик упомянул относительно неправильного и нелогичного поголовного обвинения капитаном II ранга Плото высшего морского начальства, офицеров, команд и даже рабочих в бездеятельности. Нелогично это обвинение потому, что раз никто из офицеров не знал своих лодок, то и высшее начальство знать их не могло; офицеры сами настраивали лодки и управлялись ими без помощи команды. Последняя старалась в своей работе изо всех сил, а рабочим не было и времени для пьянства, в чем обвиняет их капитан Плато, так как они, по словам командиров, работали, не покладая рук.
Докладчик находил, что скорее нужно признать бездеятельность начальника отряда подводного плавания, чем его подчинённых.
В дальнейшем своём сообщении докладчик прежде всего изложил историю подводного плавания. Подводные лодки не новость-первая известная лодка была построена в начале 17 столетия в Англии Ван Дребелем. Затем в 18 столетии в Англии же были построены подводные лодки Симонсом и в Америке Бушнелем. Затем в конце того же столетия знаменитый Фультов предложил французскому правительству свою подводную лодку; она по видимому действовала довольно удачно, но Наполеон отнёсся к такому делу скептически. Та же участь постигла идею Фультопа и в Англии. Затем в 19 столетии заслуживает внимания лодка Бауера, построенная в Петербурге в 50-х годах, но успеха не имела.
Недостатки всех этих лодок во многом зависели от неимения пригодного двигателя и от трудности вести активную деятельность против неприятеля по несовершенству взрывных мин. Только изобретение, с одной стороны, аккумуляторов, а с другой - мин Уайтхеда дало возможность дальнейшего развития подводного плавания. Построенные в 80-х годах лодки Норден- Фельда и Джевецкого еще не вполне основывались на новых принципах.
Родоначальниками новых типов надо считать лодки: "Фультон" Голланда и "Прожектор" Лэка в Америке, и во Франции "Гимпот" и "Густав" Зеде.
Тип "Прожектор" пригоден скорее для разных технических целей. Тип "Голланд" представляет собой, также как и тип лодок Бубнова и Беклемишева, тип подводного миноносца.
Устройство подводных лодок ныне достаточно разработано; одна из важнейших задач - смена воздуха разрешена вполне удачно. Нынешние лодки имеют запас воздуха на 10 суток. Плавание этих лодок, однако, представляет некоторую опасность: бывает много случаев гибели. Но большинство их происходили от небрежности или от неумения управляться. Поэтому личные качества командира и команды в подводном плавании играют особо важную роль.
Что касается значения подводных лодок, то докладчик считает его несомненно важным; если в порту имеются такие лодки, то можно сказать, никакая блокада порта невозможна. Современные лодки конечно еще далеки от совершенства: недостаточно разработаны перископы (приборы, позволяющие видеть поверх воды) и двигатель лодок.
Но надо надеяться, что техника преодолеет все затруднения.
Сообщение г.Ризнича сопровождалось демонстрацией чертежей и проекционных картин. Собравшееся многочисленное общество горячо благодарило докладчика за его интересное сообщение.
В 1906 году Иван Ризнич командир лодки "Стерлядь" в порту императора Александра III. На «Стерляди» Ризнич совершил беспримерный по тому времени переход в штормовую погоду из Либавы в Ригу без судна-конвоира и обобщил опыт данного плавания Иван Иванович в брошюре «Подводная лодка „Стерлядь“», которая стала одним из первых учебников по практике подводного плавания. Офицер подводного плавания по первому списку (1907). С декабря 1907 года Ризнич переходит в только что созданный учебный отряд подводного плавания. Во время службы составил первый «Словарь командных слов по управлению подводными лодками», то есть является автором большинства команд на подводных лодках на русском языке: «По местам стоять!», «К погружению!» и т. д.
Лодка "Стерлядь" в канале порта имп.Александра III. 1907г.