«Во многих местах верили, что скульптуры - это живые божества, которые могут делать людям добро и насылать несчастья.
Они по преимуществу передавали образы человеческих страданий и имели местный крестьянский облик. А это отвечало чувствам и пониманию закрепощенного народа». Н.Н. Серебрянников «Пермская деревянная скульптура», 1967.
Сам край вызывает только положительные чувства, так, что хочется зажмуриться, задрав голову к небу и запеть во весь голос.
Слушаем со второй песни «Когда молод был» и до конца
http://vk.com/search?c%5Bperformer%5D=1&c%5Bq%5D=Ансамбль%20древнерусской%20духовной%20музыки%20Сирин&c%5Bsection%5D=audio Такие бескрайние просторы Пермского края, этого красивейшего уголка России не может не навевать вдохновения, любви к ближнему своему, к милой стороне, ее бесконечной природе.
Глядя на людей собравшихся вокруг церкви, кажется можно ощутить тот миг сопричастности к другому миру, по ту сторону.
«Храм есть путь горнего восхождения. Так - во времени, богослужение, это внутреннее движение, внутреннее расчление Храма, ведет по четвертой координате глубины - горе (ударение на второй слог). Но все же - и в пространстве: организация Храма, направляющая от поверхностных оболочек к средоточному ядру, имеет то же значение. Пространственное ядро Храма намечается оболочками: двор, притвор, самый Храм, алтарь, престол, антиминс, чаша, Святые Тайны, Христос, Отец». Павел Флоренский «Иконостас»
Смотришь и умиляешься каждому деревянному бревнышку, положенное одно на другое, и видишь живое существо, которое волнуется и дышит своими формами, извивами, пытаясь остроконечными крышами дотянуться до Всевышнего.
«Храм, по Симеону Солунскому, в христологическом толковании, знаменует Христа Богочеловека, то алтарь имеет значение невидимого Божества, Божеского естества Его, а самый Храм - видимого, человеческого». Павел Флоренский «Иконостас»
Каменные строения говорят с нами на своем языке, эх, как же радостно и одиноко жить на Земле!
Здесь человек становится частью мира, разделяя судьбу своих творений, растворяясь в Божественном свете, рассыпаясь пеплом по времени…
Ничто не вечно, никто не вечен… Все проходит, все меняется… Сменяются эпохи, поколения… По-другому быть не может… Это Жизнь.
Лишь только Бог смотрит на нас, взирая сверху на нашу суету, на наши мелочные проблемы, чувства, разделяя нашу тоску, печаль, радость, горе, идиллию, счастье, восторг, наставляя на путь истинный, помогая нам в нашем Пути…
Пожертвовав собой ради Нас…
Выставка в Историческом музее «Христианские древности Пермского края. Вера. Мастерство. Душа.» не столько о скульптуре, сколько о духовной жизни простого люда, жившего на Руси в эпоху, раздираемую жестокостью правителей в тяжелых условиях существования, но, несмотря на все трудности, русские люди сберегли и пронесли духовность, любовь к своей родине, беззаветную преданность, веру в добро, в Бога…
В этом символическом образе ваятель вложил всю суть русской веры, русского уклада: безграничная кротость, всепрощающая любовь, наивность, вера в лучшее не смотря ни на что, вера в свой народ, помощь ближним, самопожертвование. Они могли выдержать многое, не ропща и не плача, скрепя зубы, плача, смеясь, но Живя…
Им помогал истинный Божий ЛИК…
«по-гречески лик называется идеей… явленной духовной сущности, созерцаемого вечного смысла, преднебесной красоты некоторой действительности, ее горнего первообраза, луча от источника всех образов…» Павел Флоренский «Иконостас»
Взгляните, вон она русская душа…
Люди всегда поклонялись языческим идолам с человеческой фигурой, веря в их божественную силу и наделяя сверхъестественными способностями. Глубоко в дереве вырубалась фигура, без соблюдения пропорций. По ним лишь угадывается торс, руки и ноги.
А вот он в реальном воплощении!
Образ бывает и суровый, но справедливый, как сама наша Жизнь, как люди вокруг нас…
Фигура символична, но как она обрисована, заключенная в ровный овал, словно движение крови в венах, или движение березового сока под корой, движение самой Жизни… Цветной колорит раскрывает русскую душу в ее безграничной, беспричинной русской тоске.
Хоть лик и строг, но всепрощающ, справедлив, простирающий свое благословение на всех верующих.
Его брови чуть зашлись к носу, он озабочен думами о русском народе, как бы помочь, подсобить в его нелегкой жизни.
Со временем, с 18 века, начинают создавать объемные фигуры, для убедительности раскрашенные, что дает сильное впечатление своей ощутимой реальностью.
Экспрессия, движение, передача человеческих эмоций через жесты, мимику лица, положение тел, характер отображения одежды, цветовое решение.
Причем образы совершенно разные.
Подчас суровые, через линии, положение тела, но какие же экспрессивные (руки), уравновешенные. Ритмы линий завораживают, что даже тело выпрямляется, затвердевает и превращается в деревянную статую.
Какая четкая, пластичная разработка руки.
Благородные, наполненные духовностью лица, так похожие на самих крестьянок, грубоватые, с крупными чертами лица, с упругой, живой линией и упрямым подбородком.
Ритмы волос увлекают в движение, завораживают, а на складки одежды невозможно наглядеться, все пребывает в гармонии вечного движения и остановки, рождения и смерти, этот бесконечный, драгоценный мир русской природы, березок, да тополей, ясеня, липы, клена, да дуба… Всего у нас много!
Линии крыльев расписаны, что не умаляет их реалистичности. Ритмы-ритмы увлекают…
Тело выпрямляется и хочется дышать … Овал привносит мир и спокойствие в Душу…
Св. Николай Чудотворец. Нач. ХVIII в.
Так реалистично передано лицо, что даже каждая морщинка отчетлива проступает. Он словно смотрит на тебя, по-отечески, по-доброму. Он любит тебя и благословляет, протяни свою голову, преклони колени…
Орнамент его одежды притягивает взор, ой, как же повезло тем людям, кто мог прикоснуться к такому живому материалу, проникнутого теплотой женских рук его вышивающих. Сочетание фактур, живописности, художественного вкуса.
Любовалась огненной птичкой, так же, как и 200 лет назад это делали верующие. Полыхает огнем, словно рассвет, возвещая Новый день, а значит Надежду!
А ведь если оглянуться вокруг, погружаешься в аромат трав и лугов, вдыхаешь нежное благоухание цветов…
С наслаждением наблюдая за узорами из соцветий
Запутываясь в таких родных извивах…
Слушая трель птиц…
Радостно наблюдая за кипучей работой...
Тихо тоскуя о чем-то, что уже прошло и чего не вернешь, но так хочется…
И слезы готовы политься из глаз…
Что же ты плачешь, о чем хочешь сказать? О чем кровь проливаешь, что тревожит тебя?
Мука, страдания, но за правое дело…
Ты готов на искупление наших грехов, тебе не страшно…
Это взывание к Небу, беспомощно протянутые руки в немой мольбе, молчание боли… Оно потрясает…
«Икона - и то же, что небесное видение, и не то же: это линия обводящая видение».
«Всякое изображение, по необходимой символичности своей, раскрывает свое духовное содержание не иначе как в нашем духовном восхождении «от образа к первообразу».
«Таким образом, икона напоминает о некотором первообразе, т.е. пробуждает в сознании духовное видение».
«… икона всегда сознается как некоторый факт Божественной действительности. Икона может быть мастерства высокого и невысокого, но в основе ее непременно лежит подлинное восприятие потустороннего, подлинный духовный опыт».
«В собственном и точном смысле слова иконными художниками могут быть только святые, и, может быть, большая часть святых художествовала в этом смысле, направляя своим духовным опытом руки иконописцев, достаточно опытных технически, чтобы суметь воплотить небесные видения, и достаточно воспитанных, чтобы быть чуткими к внушениям благодатного наставника».
«А характерное в этом мировоззрении сочетание чувственной яркости с онтологичной непрочностью бытия выражается в стремлении художества к сочной зыблемости».
«… масляный мазок стремиться не реконструировать образ, а имитировать его, заменить его собою - не рационализировать, а сенсуализировать, сделать еще более чувственно-поражающим воображение, нежели это есть в действительности».
«Изображенное на иконе, все во всех подробностях, не случайно и есть образ или отобраз, эктип мира первообразного, горних, пренебесных сущностей».
«На иконописном языке лицо называется ликом, а все прочее, т.е. включая сюда тело, одежды, палаты или архитектурный стаффаж, деревья, скалы и прочее - называется до-личным».
«… икона пишется на свету. Свет, если он наиболее соответствует иконной традиции, золотиться, т.е. является именно светом, чистым светом. Не цветом. Иначе говоря, все изображения иконы, возникают в море золотой благодати, омываемые потоками Божественного света».