Оливер Сакс, "Музыкофилия" (Musicophilia)

Nov 25, 2013 01:11



Способны ли люди слышать музыку сфер? Или все это - лишь неполадки в височных долях мозга?
Как отличить слуховую галлюцинацию от музыкального вдохновения?
Чем гениальность Чайковского отличается от гениальности Вагнера?
Что такое идеальный слух? Существует ли он в природе? И если да, то что это - дар или патология?
«Музыкофилия: сказки о музыке и мозге» - одна из последних книг Оливера Сакса, автора всеми любимого «Человека, который принял жену за шляпу».
Сакс выбирает очень интересный ракурс: он не особо углубляется в медицину, его цель в другом - заставить читателя почувствовать то, что чувствуют его пациенты. А пациенты тут - как на подбор: одни слышат «божественный хор», у других, наоборот, начинается припадок, если сделать радио погромче; третьи совершенно лишены способности различать мелодии - они «звуковые дальтоники»; а четвертые умеют музыку не только слышать, но и видеть.
И все же «Музыкофилия» - это отнюдь не набор историй о диковинных травмах мозга. Это нечто большее. Саксу удалось превратить свой врачебный опыт в метафору: ему недостаточно описать симптомы и назначить курс лечения; им движет какая-то детская любознательность, желание вечно задавать вопросы: является ли музыка информацией? Почему на звук речи и на звук скрипки наш мозг реагирует по-разному - хотя с точки зрения неврологии и то и другое - простые раздражители?
Эта книга - самая настоящая апология музыки, попытка выстроить (почти)философскую систему на основе одной человеческой страсти. Платон строил свою теорию вокруг идей, Ницше - вокруг воли к власти, а Сакс - вокруг музыки. «… музыкальный инстинкт присущ человеку в той же степени, что и языковой», - утверждает он. И приводит множество примеров, когда музыка становилась единственным лекарством, вытаскивала людей из комы, помогала облегчить боль - или, что уж совсем невероятно, справиться с последствиями ретроградной амнезии.
Опираясь на свой опыт, Сакс выдвигает интересную гипотезу: возможно, кроме постоянной и кратковременной памяти существует еще один вид - эмоциональная память.

«Музыкофилия» - очередное доказательство того, что наука тоже бывает поэтичной. Отсюда вы узнаете, что любая мысль - это отчасти творчество, любое воспоминание - отчасти импровизация; а самый удивительный музыкальный инструмент, это не рояль, не скрипка и не арфа, это - человеческий мозг.

Похожие занимательные книги о науке:
Оливер Сакс, "Человек, который принял жену за шляпу"
Алан Лайтман, "Сны Эйнштейна"
Джеймс Уотсон, "Двойная спираль"

P.S. "Музыкофилию" до сих пор не перевели на русский. Мой перевод по этим ссылкам.

Пролог.
Глава 1. Гром среди ясного неба. Внезапная музыкофилия
Глава 2. Странно-знакомое чувство. Музыкальные припадки.
Глава 3. Боязнь музыки. Музыкогенная эпилепсия.
Глава 4. Музыка в мозгу.
Глава 5. Навязчивые мотивы, песни-паразиты и прилипчивые мелодии.
Глава 6. Музыкальные галлюцинации.
Глава 7.Чувство и чувствительность: Диапазон музыкальности.

Музыкофилия, рецензия, non-fiction

Previous post Next post
Up