Mar 12, 2020 16:10
Завтра в гостиничном комплексе предпринимателя Видгофа на озере Смолино пройдет неформальная встреча руководителей области (будет губернатор Текслер или его заместитель Векшин, или оба) с представителями «клуба челябинских олигархов» (СПП) на предмет подготовки к «плебисциту» по поправкам к Конституции 22 апреля.
Все административные механизмы обеспечения явки и положительного голосования в регионе уже запущены: формируются списки «бюджетников», собираются данные том кто и когда будет в отпуске, как сможет проголосовать досрочно и удаленно, уточняются списки для «надомного» голосования и проч. Предполагается, что «олигархи» должны будут обеспечить явку и голосование своих сотрудников и их семей - особенно, если будет разрешено голосовать по месту работы.
С учетом того, что «плебисцит» заранее выведен за рамки законов о выборах и госзакупках (нет порога явки, не будет наблюдателей от партий и независимых структур, никаких видеокамер, ограничений в агитации и «дней тишины», очень вероятное массовое электронное голосование, расходы непрозрачны и не регламентированы и т.д.), никаких проблем с нужными результатами быть не должно, однако нервозность все же присутствует: ведь в какой-то степени (очень условной, но все же), это и некий замер уровня доверия к местным администрациям (всем хочется быть отличниками, а не тащить домой «двойку» и плакать в углу). И поводы для бесспокойства есть.
Региональная власть теперь гораздо больше зависима в таких ситуациях от крупного бизнеса, чем раньше - при том, что сама нужна ему все меньше (все серьезные вопросы решаются только в Москве). Прежде именно команда губернатора собирала с предпринимателей большие (и нигде не учтенные) деньги, распределяла мандаты и вела кампании через свои пиар-команды, медиа и (в последнюю очередь и в небольшой степени) через «Единую Россию». Безусловно главными фигурами при организации любых электоральных процессов были «политические» вице-губернаторы - А.Косилов, О.Грачев, Н.Сандаков (а губернаторы часто возглавляли списки ЕР).
Но в середине 10-х (примерно после отставки М.Юревича для нашего региона) политическое значение губернаторов резко пошло на убыль, а Н.Сандаков сел в тюрьму именно из-за того (формально, по крайней мере), что собирал деньги с бизнеса и тратил их в ходе кампании по своему усмотрению. Последовать его примеру не хочет никто (да и прежних компетенций и авторитета у областной власти сейчас даже близко нет) поэтому чиновники очень нуждаются в том, чтобы владельцы и директора компаний сами у себя все организовали и оплатили. Но за свое относительное душевное спокойствие губернаторы вынуждены платить отсутствием настоящего контроля и каких-либо гарантий.
Тем более, что многие предприниматели настроены весьма сдержано: чиновникам они, конечно, кивнут, но даже на малейшее нарушение никто ради чужой карьеры идти не намерен, да и с давлением на персонал перебарщивать не станут. «Разве у нас нужно кого-то агитировать за то, чтобы Путин остался еще на пару сроков? И кто я такой, чтобы этим заниматься?» - загадочно сказал мне сегодня один из приглашенных на Смолино.
Так что нам предстоит наблюдать не столько настоящую политическую кампанию, сколько любопытную и нервную (для некоторых ее участников) конкуренцию имитаций с отнюдь не запрограммированным результатом.
Текслер,
СПП,
Челябинская область,
олигархи,
плебисцит 22 апреля