Веселися и ты, старче праведный, приемый во объятия Свободителя душ наших...

Feb 15, 2021 09:52


...Итак, прежде всего - принесение Младенца в храм, чтобы представить пред Господа (Лк. 2:22), т.е. для посвящения Богу. Все наше общество, весь дух современной жизни так пропитаны эгоиз­мом - личным, семейным, групповым, - что нам, пожалуй, трудно понять такой поступок родителей. А между тем именно тут - раскры­тие первой тайны и первой радости этого повествования, ибо оно - о посвящении новорожденного человека тому вечному, истинному и абсолютному, ради чего и дана нам жизнь. Именно тут выход из тупика, созданного в новейшие времена эгоизмом родителей и эгоизмом детей. Ибо, хотя современные родители, казалось бы, и жертвуют для детей всем, делается это, как правило, в угоду их собственному, глубинному эгоизму, заставляющему обзаводиться потомством «себе на радость». Дети же восстают на родителей в силу собственного эгоизма, ибо желают жить «для себя». И вот в этом коротком евангельском рассказе так сжато, но с такой замечательной ясностью раскрыто, что полнота жизни - всегда в отдаче себя и друг друга высшему и Божественному. В отдаче, через которую происходит осмысление самой жизни.
А вот старец Симеон, который принимает Младенца на свои немощные руки, воздает Богу хвалу, исполненную мира и радости. О нем сказано лишь одно: всю свою длинную жизнь он ждал. И это означало, что вся жизнь его сделалась ожиданием высшей полноты, немеркнущего  света,   всеобъемлющего  ответа, что он прозрел и  в прозрении своем увидел человеческую жизнь как направленную к предельному ее исполнению, как сплошное приготовление к тому главному дару, в котором и обретает она конечный свой смысл. В этой встрече Младенца праведным Симеоном Церковь всегда видела встречу Христа как Спасителя и Бога самим мiром, самим человечеством. Встречу, в которой раскрывается тайна и всей человеческой истории, и каждой человеческой жизни.  История!  Сколько ни говорят о ней как о носительнице какого-то «прогресса», чуть ли не обожествляя ее, но поколение за поколением исчезают в том же небытии, в той же пучине смерти, и перед лицом этого исчезновения всякие попытки возвеличить историю кажутся трагически смешными и суетными. А вот Евангелие говорит, что цель истории во встрече с истинным ее смыслом, что история и в лом, и в каждом отдельном человеке направлена к тому, что выше ее самой, - к тому, что вечно, божественно, исполнено жизни преизбыточествующей. Ибо видели очи мои спасение Твое, которое Ты уго­товал пред лицем всех народов, - восклицает праведный Симеон. И сходя в смерть с этим видением, старец Симеон не проваливается в бездну бессмысленного исчезновения, но вступает в свет и полноту той встречи, для которой созданы и к которой направлены вся жизнь, весь мiр, все творение.
Ребенок и старец, начало жизни и конец ее. Принесение, по­священие, отождествление человека с высочайшим и божественным его призванием в начале и исполнение обещания, полнота осущест­вленного призвания, радостная встреча с самим Светом - в конце. О, если бы мог каждый из нас раскрыть свое сердце радостной тайне встречи как тайне самой жизни! Если бы могли мы почувствовать, что тут, в этом удивительном Сретении - спасение от одиночества и бес­смыслицы жизни, от ужаса старения и умирания, от страшного зрелища человеческого муравейника, жители которого ищут мимолетного счастья на вселенском кладбище! Если бы могли мы ждать, как ждал Праведный Симеон,  всю жизнь свою претворивший в ожидание, и встретить ожидаемое, и принять его на свои руки, и обрести свет, побеждающий тьму!

По книге: прот. Шмеман А. «Я верю». Что это значит? О главном в христианстве
Previous post Next post
Up