Сегодня - день памяти русского поэта, псалмопевца, сказочника Евгения Золотаревского. Десять лет со дня его кончины. Незадолго до этой даты на радио "Благовещение" в цикле передач "О тех, кого мы благодарно помним" состоялся наш разговор с радиожурналистом Надеждой Зотовой о поэте. В начале записи звучит песня на стихи Евгения "Небеса простят мне песни", музыку написал отец Алексий Головченко (он ко всем дарам еще и композитор).
Click to view
В продолжение беседы будем сегодня с Надеждой говорить о православных сказках Евгения, которые он подписывал Иоанн Рутенин, и о его удивительных псалмах.
В этот памятный год выходит книга Евгения Золотаревского, в которой впервые будут опубликованы его псалмы, а также
сказки, стихи и моя любимая поэма
"Яблоки бессмертия" , в сборник войдут статьи и эссе о поэте тех, кто был знаком с этим необыкновенным человеком или познакомился с его творчеством уже после его ухода и полюбил его поэзию.
Когда о. Алексий предложил мне написать
статью о творчестве Евгения Ростиславовича (2009), его псалмы (1987 - 1990), которые автор также подписывал Иоанн Рутенин, были еще не расшифрованы - с ними была та же история, что и с рукописями Сергея Фуделя, это были разрозненные листки и тетрадки, исписанные ручкой или карандашом не всегда разборчиво. Отец Алексий проделал огромный труд по расшифровке псалмов и попросил меня дополнить статью о Евгении некоторыми словами об этой стороне его многогранного творчества.
Предлагаю на ваш суд свое видение этих уникальных псалмов.
"Псалом, по сути, является высоким синтезом молитвы и поэзии. Из ветхозаветной "Псалтири", как самостоятельного литературного памятника, выросло много произведений, на нее, кроме святоотеческой литературы, преизобильно опиралась и литература светская. Это и переложения в стихах, и стилизованная гимнография, и поэзия по мотивам "Псалтири". Прекрасные древние тексты, вплетенные золотыми нитями и в ткань нашего богослужения, до сих пор притягивают к себе внимание современных поэтов и прозаиков.
Но псалмотворчество Золотаревского - беспрецедентное явление. Это прежде всего - Новозаветные псалмы, и автор их иначе обращается к Богу, чем авторы древних священных текстов.
Читая псалмы Давида или сынов Кореевых, мы не должны забывать о временном контексте их написания, исходя из которого нужно понимать и некоторую жесткость, если не жестокость, призывов к суду над врагами неправедными и проклятий в их адрес, и гиперболизацию торжества, полноту восторга древнего псалмопевца. Ветхозаветный человек находится в контексте ветхозаветных заповедей, характер и темперамент его подсвечены и просквожены дымом жертвенников и гомоном пиров, звоном клинков и неведомым нам музыкальным строем диковинных инструментов.
Но пришел Христос - Бог и Человек, сквозь ветхозаветный регистр удивительным образом вписанный в современность, - и упразднил жестокость Своим милосердием. Псалмы Иоанна Рутенина, его песни, мольбы и просьбы, обращены именно к Милостивому Богу. И поэт, следуя традиции и одновременно скорбя о неправедности мира, просит не только Божия Суда, но и милости к падшим. Он молится горячо и щедро - о себе, о народе Божьем, о любимой своей - и находит такие слова, что время перестает быть, вечность вливается в сердце и звучит будто голос Златоуста…
Это не что иное как откровение, другими словами - явление Бога в жизни человека, которого этот человек призвал. Стучал - и ему отворили, плакал - и утешился, алкал и был насыщен. Бог явил Себя человеку, как являет всякому глубоко верующему и уповающему на Него, но рассказать о явлении Господа в своей жизни могут немногие.
Псалмопевец Иоанн Рутенин воспевает Христа и Божию Матерь. Более того, он рисует нам их портреты! Не в смысле портретов Возрождения или Нерукотворного Спаса на плате Вероники, - но портреты, написанные словами человека, знающего Господа близко. Господа знали близко святые. Они писали иконы. В словесных иконах Иоанна Рутенина проступает одновременно Лик Бога и Его личность.
В светлых чертах Твоих - восклицание радости...
Ты не обременяешь сверх меры и в испытании Своем даешь вспоможение...
Целование - одеждам Твоим, Царственное, и покровы Твои благоухают как Роза. Противящихся Ты воротил - как Защитник отошел от стены; от силы Его они были в ужасе, и пятились под тяжестью Его, ибо Он сгреб их с лица земли как бессильных...
На земле живых - Мария, как дома, и с небес смотрит Царица на созиждимых Господом во имя Ее!..
Молитвами Своими превозмогла Она зло - великая Делательница да ублажаема будет…
Только человеку, знающему и любящему Священное Писание, стоит приступать к чтению этих псалмов...
Их нельзя читать в обычном смысле слова, грубо говоря, осуществляя процесс чтения, к ним нельзя прикасаться невежеством ума, хладом сердца. Не откроются они глазам и сердцу читателя, если он станет листать их в праздном спокойствии, от скуки, например. Это чтение для боримого сердца, для немощного и одновременно торжественного времени в жизни человека, когда боль его, гонимого, непонятого, оболганного и нуждающегося, толкает искать опоры или хотя бы малого утешения буквально в каждой ветке дерева, пичуге, слове молитвы. Тогда и открывается зрение, которое именуют сердечным.
" Воспомяни, Господи, все испытания мои, взгляни на теперешнее терпение мое! Всяк посмеялся надо мной, и свои грехи обличал во мне, всяк, кто поедал плоды благодеяния моего, бросал в лице мое остатки из несъеденного. Вера была в уничижении, и всякому делу, которое я начинал, приготавливалось посрамление. Я же не приступал ни к чему без имени Твоего, и благословения свыше молил я на каждое поприще свое. На перекрестках дорог и при всех углах бесславят меня, достоинство мое не приемлют, плоды мои забирают себе. Покрый меня, Заступнице, Покровом Своим: облекусь силою свыше, да посрамятся все гордые сердцем! На знамени своем начертал я имя Твое, и волю Твою, Господи, определил светочем своим. Воспомяни, Господи, все испытания мои, и не остави меня, Боже наш, на путех моих!" (Пс. 16)
Но и этого мало! Быть истинным читателем, а не потребителем или исполнителем чтения как ритуала - означает способность становиться не только свидетелем, но и соучастником события, каким является истинная книга как Логос, как присутствие сакрального. Тут крайне важны унисонность знаний читателя и автора, совпадение их точки обзора и фокуса зрения, жизнь в любви к слову, его сути и форме - как в естественной и столь необходимой для души среде обитания.
Вообще чтение - интимный процесс, равно и само творчество, поскольку автор, творящий во имя Божие, и не предполагает читателя (слушателя). Он просто поет самозабвенно, как птица, потому что не может не петь, а мы рядом стоим затаив дыхание и слушаем (читаем), и созерцаем те "цветы ведения", которые произвел Господь, ущедрив землю росою, как сказано в одном из псалмов Иоанна Рутенина..."
"Увидел я на инее луч солнца Твоего, Господи, и радость встрепенулась во мне, спокойствие ниспослала мне голубизна неба Твоего! От хвори познания уврачует Всеисцеляющее Слово Божие. Спасение явится неожиданно, и Истина коронуется вовремя.
Много желчи в томлении духови, много сладости в мёде и яблоках - да источаются ныне капли горечи мимо чаши благоухания. Крыльями херувимов покрыл Ты чашу мою, Господи, устами своими я коснулся ее - сладость ее в гортани моей, и внутренность моя благодарит Господа Бога моего. Радуйся, душа моя, ибо плоть моя получила желаемое на земле живых! К Матери были все жалобы мои - не забуду Тебя, Благодатная, и в радости. Кто б я был без советов Твоих! Возведу очи свои и прославлю Всевышнего!..." (Пс. 17)
А во Владимирской гимназии во имя Святителя Афанасия (Ковровского) полным ходом идет проект
"Ангел смотрит с высоты", посвященный творчеству и памяти Иоанна Рутенина, конкурс стихов, на котором дети читают стихотворение поэта, пишут сочинения по его сказкам, сами их придумывают. Это уникальный духовный и педагогический опыт, а на мой взгляд - подвижничество.
Завтра уезжаем с Надеждой во Владимир, где в Духов день пройдем Боголюбовым лугом до древнего русского храма Покрова на Нерли - там состоится Литургия, традиционная для гимназии. Несколько лет назад я писала об
этом памятном событии.
Всех, дорогие мои, поздравляю с Праздником Троицы! Ангела Вам на все пути и Божией милости!