Светлые боги
Сварог - отец Небо, бог огня (Див).
? - земля.
Сварожич -
Молния Дажьбог - солнце
? - луна
Перун - бог грома и молнии.
Ярило - бог оплодотворитель.
Морской царь - бог воды.
Волос.
группа ниже тесно связана друг с другом (автор разделяет их, но часто ставит знаки равенства), и вероятно подразумевалась как пара для Перуна:
? - Утренняя Зоря (Венера, Лада)
? - Веречняя Зоря (Сива)
Весна (Пятница, Богородица, громовница, Фрейя, Сива)
Лада - Фрейя, Сива
Жива (весна)
Стрибог - бог ветров.
Белбог. (Световит)
Чур.
Тёмные боги
Морена (смерть, ночь, Мара)
Чернобог. (зап.сл)
По мнению Афансьева, первоначально славяне поклонялись паре богов - Небо (муж., Сварог) и Земля (жен.). Все прочие боги мыслились как потомки этой первопары. Однако в дальнейшем на первый план выходит Громовник (Перун), а собственно бог Неба забывается. Этим объясняется пересечение функций Сварога и Перуна.
Вероятно аналогичным образом от Земли отделились некоторые другие персонажи, выступающий в качестве персонификации дней недели: среда, пятница, воскресение [Афанасьев 1865/I: 242-243], хотя в явном виде эта мысль не сформулирована.
Так же для Афансьева характерно деление богов две категории, условно названных мною Светлыми и Тёмными. В исследовании однако тёмные почти не упоминаются, вероятно по ними следует понимать так же множественные формы нечистой силы (их я не выписывал).
Я не стал выписывать всех упоминаемых автором фольклорных персонажей, например в списке нет Месяца, т.к. этот образ показался мне противоречивым: он то жених солнца (нестыковка с Дажьбогом), то антипод. При у него нет каких-то чётких функций. Всё указывает на то, что это именно фольклорный, а не мифологический персонаж. С другой стороны, Зоря, Весна и пр., пусть и некоторыми натяжками вписываются в общую мифопоэтическую картину, предлагаемую автором, поэтому приводятся мною в данном списке, хотя их роль как богов Афансьевым и не раскрыта, а функции дублируются.
В ряде случаев, Афанасьев использует в качестве первоисточника чешские глоссы Вацерада обнаруженные в словаре Mater Verborum (ЧГ, Ганка, 1827), датируемые им как 1202 г. [Афанасьев 1865/I: 250], Краледворскую рукопись (РК, Ганка, 1817) [Афанасьев 1865/I: 691], Белорусские народные предания (БНП, Шпилевский, 1846), однако в настоящее время принято считать данные исторические документы подделкой (в скобках - сокращённое именование фальсификата, предполагаемый автор и год обнаружения).
Литература
Афанасьев 1865/I -
Афанасьев, А.Н. Поэтическія воззрѣнія славянъ на природу : Опытъ сравнительнаго изученія славянскихъ преданій и вѣрованій, въ связи съ миѳическими сказаніями другихъ родственныхъ народовъ : в 3-х т. : Том 1 / М., Изд. К. Солдатенкова, 1865. - 804 с.
Афанасьев 1868/II -
Афанасьев, А.Н. Поэтическія воззрѣнія славянъ на природу : Опытъ сравнительнаго изученія славянскихъ преданій и вѣрованій, въ связи съ миѳическими сказаніями другихъ родственныхъ народовъ : в 3-х т. : Том 2 / М., Изд. К. Солдатенкова, 1868. - 793 с.
Афанасьев 1869/III -
Афанасьев, А.Н. Поэтическія воззрѣнія славянъ на природу : Опытъ сравнительнаго изученія славянскихъ преданій и вѣрованій, въ связи съ миѳическими сказаніями другихъ родственныхъ народовъ : в 3-х т. : Том 3 / М., Изд. К. Солдатенкова, 1869. - 851 с. [
pdf] [
djvu]
Топорков А.Л., Об источниках «Поэтических воззрений славян на природу» // Афанасьев А. Н. Поэтические воззрения славян на природу: Справочно-библиографические материалы. М., Инрдрик, 2000. - 576 с. С. 7-49. ISBN 5-85759-116-3
Дополнительно
БНП - Белорусские народные предания, в работе Афанасьева ссылка выглядит так:
Приб. къ Ж.М.Н.П. 1846 - Древлянский П., Белорусские народные предания // Прибавления к Журналу Министерства народного просвещения. 1846. Кн. 1. С. 3-25;
Древлянский П., Белорусские народные поверья: Статья вторая // Там же. Кн. 3. С. 85-125;
Шпилевский П., Белорусские народные поверья: Статья третья // Прибавления к Журналу Министерства народного просвещения. 1852. Кн. 3. С. 37-68;
2022 © Павел В. Новиков