Людвиг Вебер и проект создания авиапрома в Эфиопии

Oct 18, 2019 12:57

.



.
Людвиг Вебер - летчик, инженер и представитель фирмы “Юнкерс” в Эфиопии в начале 30-х годов прошлого века. Вебер предложил императору Хайле Селассие создать в Эфиопии собственное производство самолетов - “примерно 20 современных истребителей и 12 разведчиков”. Об этом упоминалось в теме
.

https://pluto9999.livejournal.com/170150.html
Итало-эфиопская война: Поставки германского оружия Эфиопии.
Были ли у герра Вебера серьезные основания выходить с таким предложением? Людвиг Вебер был человеком незаурядным, уже имевшим опыт предпринимательской и конструкторской работы и пользовавшимся в Германии некоторой известностью.
.
Людвиг Вебер родился 31 октября 1895 года во Фрайбурге-им-Брайсгау - старший сын портного Матиаса Вебера. Когда началась Первая мировая война, он учился на инженера. Вебер стал летчиком-истребителем. В 1915 году он служил летным инструктором во Фрайбурге - среди его учеников был сам Герман Геринг, перешедший из пехоты в авиацию. Вебер сам позднее упоминал об этом. В биографической справке Геринга указано
.
http://gedbas.genealogy.net/person/show/1123145831
Hermann Wilhelm GÖRING
From June to September 1915 he was officially given a pilot training in Freiburg by Ludwig Weber, among others.
.
Также учеником Вебера был другой будущий германский ас - Герман Фроммхерц (32 победы).
.
С ноября 1916 года по ноябрь 1917 года Вебер служил летчиком-истребителем в отряде Jagdstaffel 3 (Jasta 3) и управлял самолетами Albatros D.II, Albatros D.V и др.
.

JASTA 3
3-1
Vzfw Ludwig Weber
Albatros D.V
2236/17.
Там вицефельдфебель Вебер сбил два вражеских самолета
.
BE2 - 3 апреля 1917 года
Camel - 27 сентября 1917 года
.
6 апреля 1917 года Вебер был ранен в воздушном бою в районе Арраса, но сумел посадить самолет и после госпиталя 28 июля 1917 года вернулся в строй.
.
6 April 1917 - Uffz. Ludwig Weber is WIA near Biaches in Albatros D.II 510/16 and to hospital.
.
Vizefeldwebel Ludwig Weber
Jasta 3
00.01.1917-06.04.1917 WIA
00.09.1917-
Wounded near Biache, in Albatros D.II 510/16, hospitalised, but returned to the unit later.
Victories:
03.04.1917 Be.2c 14:50 NE Brebières
27.09.1917 Camel 16:00 Benkenberg
Source: The Jasta Pilots
.
С 17 ноября 1917 года Вебер недолго служил летным инструктором в Jagdstaffelschule I. Потом в Kampfeinsitzerstaffel 4b (KEST 4b ) он служил до окончания войны
.

KEST 4 / JASTA 84
84-1
Ltn Weber
Albatros D.Va.
и там одержал третью победу 13 марта 1918 года. При этом он захватил в качестве сувенира серебряный ящичек для сигарет - вот описание с форума
.
I found myself in the possession of a silver cigarette case with RFC badge that came from the personal souvenir wartime collection of WW1 German Pilot Ludwig Weber. Adhered to the inside of the case is Weber's own type-written description as follows (translated from German):
.
"This case was part of the personal belongings of the Canadian pilot who was shot down on 13/03/1918 by Lieut. Ludwig Weber, Jagdstaffel 3 (flight instructor of Hermann Göring in 1915). [The Canadian pilot was flying] above the Freiburg-Bremgarten airfield at the time. 8 DH-4 of the RFC attacked Freiburg coming from Mulhausen."
.
I also have a handwritten letter from Weber (dated in the 1980s) to the original purchaser of the cigarette case which specifically mentions the souvenir.
.
My limited research of Weber shows that he was instructor to Goring in 1915, flew reconnaissance (I have signed photo of him with an Aviatik recon), and the book "Jasta Pilots" shows:
.
----------------------------
Weber, Ludwig Vfw
J3 (Jan 1917) - 6 Apr 1917 1 WIA
J3 (Sep 1917) - 1
1. 3 Apr 1917 Be2e 1450 NE Brebieres
2. 27 Sep 1917 Camel 1600 Benkenberg
Wounded near Biache, in ALbatros DII 510/16, hospitalised but returned to unit
----------------------------
,
I am told, though have not seen it, that the book "The Jasta War Chronology" credits that:
.
On 13th March 1918 Vfw Weber is credited with shooting down a Dh4 serial number B3966, of 55 Squadron, piloted by 2nd Lt. A Gavaghan and Observer Sgt Brockbank. Both were KIA near Freiburg.
.
This appears to corroborate the original description that is stuck inside the case.
.
From "The Sky Their Battlefield" by Trevor Henshaw, the following 55 Sqn casualties occurred on that raid:
.
A7489 55 Sqn MIA
2/Lt RB Brookes KIA/ Sgt H Gostling KIA
DH4 claim 4:50 pm Ltn G Shlenker Js41
A7579 55 Sqn MIA
2/Lt TS Wilson WIA/POW 2/Lt L Cann KIA
DH4 claim Ltn Schulz Js41
B3966 55 Sqn MIA
2/Lt C Gavaghan KIA / Sgt A Brockbank KIA
.
Henshaw does not mention who claims shooting down B3966.
.
К концу войны Вебер, судя по надписям на фотографиях, получил звание лейтенанта.
.


Самолет Вебера Albatros D.V 2236/17 "Lulu" Jasta 3
.
На форуме раскрасили модельку под самолет Вебера D.2236/17 "Lulu"
.


.


.


.


.


.
.


Офицеры и унтерофицеры Kampfeinsitzerstaffel 4b (KEST 4b )
Вебер стоит крайний слева (Vizefeldw.Ludwig Weber)
.


Лейтенант Людвиг Вебер, но надпись Jasta 3 неверна, там он служил до ноября 1917 г., а это уже служба в Kest 4b
На снимке Вебер стоит рядом с самолетом Siemens-Schuckert D.III
Siemens-Schuckert D.III начали поступать на фронт только в январе 1918 года, а кожухи радиатора двигателя у них стали подрезать весной после обнаружения критического перегрева двигателя, приводившего к его быстрому износу и выходу из строя.
В немецкой Википедии указано, что Siemens-Schuckert D.III поступали в Kest 4b, в другом источнике указано, что они были там в сентябре 1918 г.
.
KEST 4
.
K4-1
Vzfw Reimann
Siemens-Schuckert D.III
1626/18
September 1918
K4-2
Ltn Paul Leim
Siemens-Schuckert D.III
1628/18
September 1918
K4-3
Carl Dunkel
Siemens-Schuckert D.III
83xx/18
September 1918
K4-4
Kessler
Siemens-Schuckert D.III
1611/18
September 1918

K4-9
-
Siemens-Schuckert D.III
8349/18
September 1918
.
.
Война закончилась и Вебер вернулся в родной Фрайбург. Фрайбург считался городом университета, госслужащих и пенсионеров. Тем не менее, Вебер решил заняться там автомобильным производством. В 1920 г., когда ему было 25 лет, он основал фирму "Luwe" (производное от его имени). Из мастерской Вебера на Шлоссбергштрассе в 1920-1928 годах выезжали автомобили и мотоциклы. (Почти все известные производители автомобилей того времени также занимались мотоциклами.) Его первая экспериментальная мастерская была создана в 1920 году в помещении гостиницы Felsenkeller на Schlossbergstraße 7, а с 1921 года переехала в соседнее здание на Schloßbergstraße 16.
.


.
Сперва Людвиг собирался строить большие автомобили. Он купил новые авиационные двигатели на заводе по производству авиационных двигателей Mercedes-Benz , которые больше не использовались со времен войны. Эти двигатели были слишком большими для автомобиля , поэтому они были им изменены. Кузова для его автомобилей производились фирмами Dierks & Wroblewski из Оффенбурга и Schlenker & Zeller из Фрайбурга. Людвигом Вебером было собрано несколько роскошных экземпляров, которые стояли в одном ряду с Maybach и Rolls Royce.
.


,


Людвиг Вебер в Шварцвальде на одном из своих роскошных автомобилей
.
Также производились и небольшие автомобили.
.
В 1924 году Людвиг Вебер отказался от производства автомобилей и основной упор стал делать на производство мотоциклов.
.


Мотоцикл LuWe 1931 года, который был собран по лицензии в Кирхзартене фирмой Steinhardt & Wunderle
.
Со временем дела пошли хуже и Людвиг Вебер нашел дополнительную работу - с 1925 (или 1926) по 1928 год он был пилотом самолета марки Dietrich-Gobiet в чартерной авиакомпании Luftverker-Gesellschaft Schwarzwald (фирма Dietrich-Gobiet Flugzeugbau AG была производителе спортивных самолетов в 1920-х годах) - “From 1926 to 1928 he piloted a Dietrich-Gobiet for the Schwarz charter company in the Baden region.” С этих приработков он поддерживал свой бизнес. Из-за множества работ, которые ему приходилось выполнять, он привлек в фирму своего младшего брата Антона Вебера, который был на пять лет младше его и был, как и их отец, опытным портным, но не имел технического образования. Антон был назначен заместителем управляющего директора. Оба брата участвовали на мотоциклах LuWe в мотогонках в качестве гонщиков.
.
Автомобили и мотоциклы LuWe демонстрировались в рекламных целях на различных региональных выставках. Мотоциклы LuWe успешно использовались на гоночных соревнованиях и нередко получали первые призы. Так в 1924 году на двух соревнованиях во Фрайбурге они выиграли три первых приза в различных дисциплинах.
.
Людвиг Вебер также стал соучредителем первого Фрайбургского мотоклуба, Motorrad-Club-Freiburg.
.
В начале 1928 года Людвиг ушел из бизнеса и был 1 июня 1928 года нанят фирмой “Юнкерс”. Его друг Йозеф Кирнер вместе с Антоном Вебером взяли на себя дальнейшее производство мотоциклов LUWE. И все же ворота мотоциклетного завода LuWe были закрыты навсегда в том же 1928 году, который не мог конкурировать с крупными производителями. Впоследствии постройка мотоциклов LuWe была продолжена по лицензии, с 1930 по 1933 год, фирмой Steinhardt & Wunderle в Кирхзартене. Антон Вебер получил образование инженера по автомобильной технике во время Второй мировой войны.
.
.
Работа на “Юнкерс” и привела Вебера в Эфиопию - он отправился туда в 1932 году с ремонтной бригадой.
.
Все началось еще в 1929 году, когда Эфиопия через фирму Steffen & Haymann, где трудился тот самый отставной майор Ганс Стеффен, который будет осенью 1935 года поставлять немецкое оружие в Эфиопию, закупила в Германии 2 транспортных Junkers W33c. Два Юнкерса прошли в июне 1929 года таможню во французском Джибути, но до Эфиопии, почему-то, добрался только один: W33c c / n J2539. Он прибыл в Аддис-Абебу на аэродром Ян Меда 5 сентября 1929 года и получил название Rigbe Tafari. Вместе с ним прибыли два немецких пилота: фон Энгель и граф Шатцберг. Стеффен получил благодарность императора.
,


.


.


.
На фюзеляж Юнкерса нанесен флаг Эфиопии, но нет изображения Льва Иудеи
.
19 декабря 1929 года этот Юнкерс, пилотируемый фон Энгелем из-за перегруза разбился при взлете в Дессае - при этом выжили все находившиеся на борту, кроме главного пассажира - дяди императора, губернатора Огадена. После этого немецких летчиков немедленно уволили и выгнали из страны, а разбитый Юнкерс доставили в Аддис-Абебу в ангар на аэродром Ян Меда. Нужда в Юнкерсе отпала, когда в ноябре 1930 года императору, в качестве подарка на коронацию, французское правительство подарило Farman 192 со специальной отделкой в качестве личного самолета Негуса.
.
Однако, в феврале 1932 года Фарман тоже потерпел катастрофу и снова стал вопрос о самолете императора. Тогда на эфиопов вышли представители фирмы “Юнкерс” и сделали им интересные предложения, включая продажу Junkers 52 и других машин на чрезвычайно выгодных кредитных условиях. Первым результатом стало заключение договора о ремонте разбитого Junkers W33c. Вполне возможно, что Дэвид Холл, советник (kilis) Негуса, еврей германо-польского происхождения, сыграл свою роль в продвижении этого решения. Для его ремонта и была отправлена в Эфиопию летом 1932 года группа немецких механиков во главе с Людвигом Вебером. Ремонт на столичном аэродроме Ян Меда продолжался до начала 1933 года. Восстановленный, к полному удовлетворению императора, аппарат получил название Dessye, и прослужил, несмотря на некоторые инциденты, до мая 1936 года, когда был окончательно разбит во время эвакуации из Аддис-Абебы от наступающих итальянцев. Кроме ремонта, была произведена модернизация Юнкерса - уменьшен размер топливных баков, чтобы снизить его взлетный вес и избежать новой катастрофы. (Может быть это и стало причиной того, что в мае 1936 года он из-за нехватки топлива разбился, не долетев до аэродрома в британском Судане.) Первый полет восстановленный Юнкерс совершил 2 апреля 1933 года.
.


.
.
1934
.


.


Junkers W33c на аэродроме (в центре), по бокам снимка два истребителя Potez
.
.
1935
.


Вебер рядом с Junkers W33c
.


.
.
Заработав репутацию в Эфиопии, Вебер в личном обращении к императору предложил создать в Эфиопии национальную авиационную промышленность и построить эскадрилью из примерно тридцати самолетов, 20 истребителей и 12 разведчиков, для чего нанять два десятка немецких техников. Таким образом, он, фактически, предал фирму “Юнкерс”, которая хотела продвигать свои продажи эфиопскому правительству, и обнаружил свои собственные цели.
.
Идея понравилась императору, который нанял Вебера в качестве личного пилота - Вебер на своем Юнкерс также совершил много полетов с другими пассажирами на борту - и дал ему должность “директора авиационного склада” ("director of the aeronautical warehouse” ). Император знал, что Италия не зависит от иностранцев в поставках военной техники, в то время как соблюдение международных соглашений, которые Эфиопия подписала с тремя великими колониальными державами - Францией, Великобританией и Италией, - запрещает ей приобретать боевые самолеты.
.
Для начала Вебер предложил создать проект учебного самолета с простым управлением, адаптированной к характеристикам эфиопской среды, и построить три таких самолета.
.
7 января 1935 года уже известный нам торговец оружием майор Ганс Стеффен, генеральный консул Эфиопии в Берлине и, по совместительству, эмиссар разных нацистских ведомств, включая Министерство авиации Геринга, прибывает в Джибути на французском корабле Chenonceaux. Среди других проектов, он предложил Императору поставку авиационного и зенитного оружия. Его предложение включало доставку до 80 современных самолетов в сопровождении команды немецких техников. Италия, узнав о прибытии Стеффена и его коммерческой инициативе, заявляет протест немецкому МИД. По мере нарастания напряженности с Италией, министерство иностранных дел Германии пытается снять озабоченность итальянцев и отвечает, что Германия отказывается продавать любую военную технику Эфиопии. Стеффен, очевидно действующий под руководством Геринга, который руководствуется своей собственной стратегией, должен теперь отложить свои главные предложения, хотя поставки различных материалов немецкими фирмами будут незаметно продолжаться в последующие месяцы. Отозвать его предложение в части авиации стало еще проще, когда Стеффен встретил на месте неожиданную трудность. Негуса действительно соблазняет предложение Вебера, который утверждает, что может оборудовать эфиопскую авиацию за 60% от цены, запрошенной Стеффеном. В конце марта 1935 года майор Стеффен покидает Эфиопию. В министерстве авиации Германии, после консультаций с Федерацией германской авиационной промышленности, сочли нецелесообразным выезд из страны большого количества квалифицированных специалистов и признали Вебера не обладающим достаточной квалификацией для организации крупного производства, о чем сообщили в письме в МИД 21 мая 1935 года - таким образом, возможно сознательно, препятствуя реализации конкурирующего проекта Вебера..
.
О Стеффене см. в теме
.

https://pluto9999.livejournal.com/170421.html
Ганс Штеффен и торговля оружием в межвоенный период
.
Ввиду скромных финансовых и кадровых ресурсов, доступных Эфиопии, работа Людвига Вебера была сосредоточена на адаптации к эфиопской среде легкого самолета, проектируемого в Австрии, Meindl Van Nes A.VII (M7). Это был трехместный моноплан, оснащенный маломощным двигателем (95 л.с.), предназначенный для воздушного туризма или небольших коммерческих перевозок, и мог также использоваться для тренировок. Van Nes AVII был разработан и построен инженером Вильгельмом Ван Несом в сотрудничестве с Эрихом Майндлом в его мастерских в Линце. Проект Ван Неса AVII начался в 1932 году; Его простая конструкция выполняется в том же году: сначала фюзеляж, затем крыло и, наконец, оперение. Финансовые трудности задержали окончание, приобретение двигателя, наконец, полученного от Юнкерса в Дессау в 1933 году. Первый полет самолета состоялся в Линце 8 августа 1933 года, самолет получил свой сертификат летной годности 26 августа.
.
Вероятно, в конце 1933 или начале 1934 года Вебер останавливает свой выбор на этом аппарате. Со своей стороны Ван Нес соглашается изменить его устройство, чтобы создать версию, которая отвечает потребностям Эфиопии и специфике страны. Разработка была завершена в декабре 1934 года. Этот самолет весной 1935 года  был доставлен по частям в Аддис-Абебу и там Людвигом Вебером доработан и собран - Вебер использовал его детали в соответствии со своими собственными планами для совершенно новой конструкции. Новый самолет Вебера назывался "Эфиопия 1" (AETHIOPIA I), это был двухместный моноплан, оснащенный 7-цилиндровым двигателем Walter Venus 1 мощностью 115 л.с. Фюзеляж состоял из стальной конструкции, покрытой тканью, с, в основном, деревянными крыльями и пластиковыми ветровыми стеклами. Он был окрашен в традиционные цвета Эфиопии - зеленый, желтый и красный. Чтобы улучшить посадочные характеристики, под крылья были добавлены длинные закрылки.
.


"Эфиопия 1" строится в 1935 году в ангаре аэродрома Ян Меда.
.
"Эфиопия 1" включает в себя значительные изменения по сравнению с оригинальной версией AVII. Место переднего пассажира заменяется местом ученика. Длина самолета немного уменьшена с 7,45 м до 7,32 м, в основном из-за укорачивания двигателя, в то время как кабины ученика и пилота немного выдвинуты, чтобы исправить центрирование. Замена двухместной передней скамьи одним сиденьем ученика уменьшает ширину фюзеляжа, что приводит к небольшому уменьшению размаха крыльев, который уменьшается с 10,50 м до 10,30 м. Закрылки удлиняются для улучшения характеристик на низкой скорости и занимают всю длину задней кромки крыла. Самолет оснащен более мощным двигателем, чем AVII: Walter NZ80 “Venus 1” с 7 цилиндрами, развивающими 115 л.с. Пропеллер немецкого происхождения, черный, деревянный. "Эфиопия 1" может подняться с 2500 до 3500 метров всего за 7 минут и довольствуясь коротким полем - сотней метров - приземляться со скоростью 50 км / ч. Крейсерская скорость составляет 150 км / ч, а максимальная скорость - 195 км / ч. Потолок 6000 м.
.
Позднее самолет был переименован императором Хайле Селассие в честь его дочери принцессы Цехай  - Tsehai (амхарское “Солнце”). В разговорной речи его также называли “Beby Weber”. Была запланирована постройка еще двух таких самолетов, но вторжение Италии в октябре 1935 года означало конец проекта.
.
"Эфиопия 1" в 1936 году
.


.


.
Первый полет “Эфиопии 1” состоялся в декабре 1935 года и был проведен лично Людвигом Вебером.
.


"Эфиопия 1" на аэродроме Яна Меда
.
Всего этот самолет пробыл в воздухе только тридцать летных часов. В мае 1936 года, после захвата Аддис-Абебы, итальянцы нашли его в рабочем состоянии спрятанным в роще рядом с аэродромом (там были спрятаны 4 самолета разных марок, но только 2 из них были исправны). Самолет был вывезен итальянцами в Италию, где он экспонировался до 1941 года в Авиационном музее Казерты. После войны он был доставлен в Итальянский музей авиации под Римом.
.


.
Из-за его исторического значения Эфиопия требует возвращения самолета  из Италии.
.
.
На протяжении всей итало-эфиопской войны Вебер на своем Юнкерсе совершал полеты, перевозя людей и грузы.
.


Фото из газеты - надпись "Junkers" на двигателе заретуширована
.
2 мая 1936 года, ввиду приближения итальянских войск, император покинул столицу Аддис-Абебу и поездом отбыл во французский порт Джибути, откуда отплыл в эмиграцию в Европу. В городе началась анархия и грабежи, было убито несколько иностранцев и совершены нападения на некоторые посольства. 3 мая 1936 года Вебер со своими механиками на Юнкерсе покинули столицу и направились в британский Судан - вот как это описано в книге британского журналиста Джорджа Стира “Цезарь в Абиссинии” (1936)
.
“Мы медленно поехали в немецкое представительство по узкой, булыжной дороге. Вебер прибежал к воротам представительства
и попросил меня отвезти его и трех его механиков в Ян Меда, небольшой аэродром на ипподроме, принадлежащем дипломатическому корпусу, где он делал свой новый самолет, Беби Вебер. Тейлор раздраженно это одобрил.
.
Когда мы быстро ехали на ипподром, жители Аддис-Абебы беззаботно проходили мимо нас, таща огромные тюки добычи в провинцию.
.
На окраине аэропорта, под деревьями, Юнкерс, на котором Вебер совершил много опасных полетов, стоял нетронутыми. Он залез внутрь и обнаружил что карты и его летный костюм исчезли из открытой кабины. Его немецкие друзья раскрутили пропеллер, через минуту он медленно стал выруливать на полосу. К нашему удивлению, правительственные солдаты выбежали из укрытия и сказали: “Стоп!" Они продолжали охранять аэродром даже после отъезда императора.
.
Вебер встал в своей кабине и, указывая на свой красная летный шлем - это было все, что осталось от его формы - сказал: “Открывайте ворота, я правительство”. Эфиопы поклонились до земли, скользя назад влево ногой в движении более изящном чем реверанс, поцеловали землю под колесами самолета и открыли барьеры. Вебер взлетел под огнем из домов вокруг аэродрома.
.
Он полетел прямо в Розарис (Roseires, Судан) по самым грубым расчетам, без карт или знания о маршруте, и был вынужден из-за отсутствия бензина совершить вынужденную посадку всего в нескольких милях от места назначения.”
.
CRASH OF A JUNKERS W.33C NEAR ER ROSEIRES
Date & Time: May 3, 1936
Type of aircraft: Junkers W.33
Operator: Ethiopian Government
Flight Phase: Flight
Flight Type: Ferry
Survivors: Yes
Site: Desert
Schedule: Addis Ababa - Er Roseires
MSN: 2539
YOM: 1929
Location: Er Roseires Blue Nile (النيل الأزرق)
Country: Sudan
Region: Africa

Crew on board: 1
Crew fatalities: 0
Pax on board: 0
Pax fatalities: 0
Other fatalities: 0
Total fatalities: 0
.
В том же году Вебер отправился в Португалию для обучения местных военно-воздушных сил на самолете Junkers Ju 52/3m, а затем на Junkers Ju 86 . Весной 1939 года он стал главой недавно основанной бразильской транспортной компании Viação Aérea São Paulo (VASP). В Бразилии он женился, вероятно, в 1943 году на швейцарке Фриде Хойри, с которой он ранее встречался в Португалии. Он закончил свою активную карьеру пилота в 1949 году в Сан-Паулу .
.
С 1967 года пара Вебер-Хойри жила в Байнвиль-ам-Зее в Швейцарии, где Вебер умер в 1991 году. Надгробие на его могиле с надписью: “Ludwig Weber-Heuri 1895-1991 Alter Adler” (Людвиг Вебер-Хойри 1895-1991 Старый орел).

Ганс Штеффен, Итало-эфиопская война, история, Людвиг Вебер, Германия, Эфиопия

Previous post Next post
Up