Как я НЕ поехал на "Восточный"

Sep 07, 2020 20:23


Эта история началась еще в январе 2020 года. Коронавирус уже бушевал где-то в Китае, но до текущих ограничений было далеко. В конце января Рогозин провел неформальную встречу с представителями космических блогов и СМИ на котором прозвучало приглашение посетить «Восточный». Конечно, все с этим предложением согласились.
        Дальше все практически заморозилось. Да, были сообщения с вопросами о том, желаем ли мы ехать. Но дальше этого ничего не развивалось.
        Все изменилось в начале августа, причем, кардинально. Мне сообщили, что поездка уже назначена на следующую неделю, нужно срочно дать ответ и при положительном ответе, предоставить контактную информацию и список техники, которая будет с собой. Причем, до момента отлета на «Восточный» из Москвы оставаласьуже всего четыре дня. Уверен, что ситуация была неожиданна даже для тех блогеров, которые проживают в Москве или Питере. Для меня же все осложнялось тем, что я живу в Кемерово и добраться до Москвы через полстраны мне немного сложнее. Но предложениебыло слишком уж интересным. Посему, я оформил билеты, подготовил справку об отсутствии коронавируса, аппаратуру и материалы.
        И вот билет не только куплен, но и пройдена регистрация. Рейс в Москву отлетает в 7 часов утра, в аэропорту желательно быть в 5, встать, соответственно, в 4. Однако за четыре часа до звонка будильника, ровно в полночь по Кемеровскому времени, раздается звонок из Роскосмоса: «Извините, мы все отменили». Это было настолько феерично, что уже на следующий день я специально перезвонил в Роскосмос, для проверки, не приснились ли это, поскольку официального подтверждения отмены на почту так и не пришло.
        Здесь нужно отметить, что я, как и другие блогеры, отнеслись к ситуации с пониманием, форс-мажоры случаются. Так что, каких-либо заметок о такой экстренной отмене не было.
        Вот прошло время. Я выполнил те задачи, что были в Москве, и можно было уже возвращаться. Но тут на почту приходит радостная новость о том, что пресс-тур опять в силе и нужны подтверждения. Ну что ж, планы опять меняются, нужно обеспечить проживание в Москве на дополнительное время. Тем временем, подходит дата отправки на космодром, а новой информации всё нет. Ладно, в конце концов, есть же телефон!
По телефону мне расписали, какая эта будет хорошая и интересная поездка, подробно описали трансфер до Владивостока и от Владивостока, рассказали, где будем ночевать и как питаться, какие интересные объекты планируется посетить, начиная с Морского старта и заканчивая текущей стройкой. И что да, действительно были незначительные задержки с отправкой информации, но вот буквально сейчас всем ушла рассылка. Правда, далее оказалось, что собеседник уверен, что говорит с Тереховым (lozga), а меня в списке нет. Сейчас он видит мое подтверждение, но раньше он его просто не заметил. Мне приносят извинения. Собеседник признает свою ошибку, но сейчас уже ничего изменить нельзя. Пропуски уже выписаны. Судя по времени реакции даже желания исправить ситуацию сейчас, разобраться с пропусками и т.д. не возникло. Только предложить съездить как-нибудь в будущем.
        Ошибиться было действительно просто. Даже с самого начала обсуждения пресс-тура в нем упоминалось слишком много народа, порядка шести (!) человек, вместе с представителем ЦНИИМАША. Интересно отметить, что параллельно было сбор на летнюю космическую школу и там, при большем числе приглашенных, накладки не возникло.
        В итоге все мои усилия по бронированию билетов, отработке возможностей проживания в Москве, подборке фототехники с закупкой флеш-карт, арендой объективов и аккумуляторов,а также проработкой формата статьи пошли прахом из-за невнимательности сотрудника Роскосмоса. А я ведь действительно планировал сделать сложный и интересный очерк с понятным представлением целей «Восточного», его историей начиная со «Свободного» и переходя в будущее, вплоть до третьей очереди сверхтяжа и полетам к Луне.
        На мой взгляд, сложная работа не должна страдать от ошибок отдельных людей, должен быть контроль. Да даже без контроля люди должны чувствовать ответственность, за свою работу. И не важно, что это, пресс-тур или сборка ракета-носителя.
        Занятно, вся эта история еще раз продемонстрировала одну из главных проблем Роскосмоса - отвратительную информационную поддержку своей работы. До запуска станций и аппаратов, видимо считали, что говорить об этом рано. По крайней мере, именно так мне отвечали в Пресс-службе за полгода до запуска «Спектра-РГ» на вопрос, почему нет масштабной программы освещения, как всего проекта, так и подготовки станции к пуску.
Можно было бы предположить, что они следуют сценарию Советского Союза, когда до запуска открытой информации не было, и запуск станции был неожиданностью и открытием. Да вот только я уже видел много документов и хорошо знаю, какая масштабная подготовительная работа этому предшествует. Еще за год до пуска главным редакторам крупных газет рассылалась информация о планируемых проектах, с их описанием, датами запусков и многим другим. За месяцы до пуска прописывалась детальная программа освещения миссии, причем в зависимости от ее развития, со списком привлеченных специалистов. Заранее было известно,что в первый день запуска будет опубликовано сообщение ТАСС № 1, статья академика Благонравова о задачах миссии, а по ТВ показано интервью с академиком Котельниковым. На второй день - сообщение ТАСС №2, статья доктора Марова, интервью с космонавтом Береговым, публикация зарубежных отзывов и т д. Более того, и после завершения миссии информационная пропаганда не должна была прекращаться. Четко прописывались сроки выпуска открытых фильмов по миссии, закрытых фильмов по миссии, книг разного уровня с описанием этой миссии и т.д.
        Ничего подобного по тому же «Спектру-РГ» замечено не было. Его полет быстро ушел из материалов СМИ. Даже составление полной карты неба в рентгеновских лучах вызвал слабый интерес. Вскоре после запуска станция явно становиться историей, освещать которую уже поздно.
        Я надеялся, что после «Спектра-РГ» будет сделан анализ результатов информационной поддержки проектов. Но, судя по ситуации с «Луной-25», до старта которой осталось меньше года, информационная политика не изменилась. Конечно, во время полета будет информационный всплеск в СМИ, но он также быстро сойдет на нет, без адекватной информационной подачи.
        Ведь сейчас у «Луны-25» нет даже специального сайта с описанием миссии. Только небольшая страничка на сайте НПО им Лавочкина. И это в наше-то время! Отсутствуют сайты и у многих других проектов от небольших до глобальных. Вроде нашего нового корабля ПТК НП/Федерации/Орла.
        Ладно, с ПТК НП, возьмем РН «Ангара». Это наш новый носитель, под который идет строительство второй очереди «Восточного» и который скоро стартует с «Плесецка». Как-то раз при мне один космический журналист, спросил заместителя Рогозина о том, где можно взять параметры ее реальной энергетики. То есть не расчетные данные лохматых 2000-х годов, а актуальные данные реальной «Ангары»: сколько она может вывести на НОО/ГПО/ГСО с разными разгонными блоками, с разных космодромов и с разными азимутами стрельбы. Это то, что должно быть сейчас хорошо известно, и не должно являться в настоящий момент особым секретом. Однако журналист был отправлен за этой информацией не на сайт Роскосмоса или Центра им. Хруничева, он был отправлен на Википедию.
        Что ж, хорошее предложение! Искренне надеюсь, что хотя бы сотрудники Центра им. Хруничева не используют в расчетах выведения данные Википедии.
        Ведь сейчас даже секретностью все это объяснить нельзя. Например, Министерство обороны РФ и Росатом ведут более грамотную информационную политику, даже не смотря на секретность.
        Причем больше всего я боюсь того, к чему подобная халатная информационная политика может привести. Скажем, когда я смотрю на текущий вариант ПТК НП и его выведение, там можно отметить много нюансов, которые говорят о достаточно долгой и кропотливой работе над проектом. Те, кто его компоновал, явно знали, что делают. Вот только я очень и очень боюсь, что это были представители «старой гвардии» советских времен, которые еще оставались в ЦНИИМАШе или «Энергии». Может быть, даже за это нужно благодарить Микрина. Светлая ему память! Когда я говорю об этом корабле с молодым поколением конструкторов, выясняется, что многие не понимают его задач, не понимают, почему он выглядит, так или иначе, да и попросту не верят в его реализацию! Помню, после лекции Марка Серова о разработке ручки управления для ПТК НП, с какими горящими глазами выходили студенты и студентки, прослушав его. Ну, ничего! Им быстро объяснили другие инженеры (кстати, тоже принимавшие участие в создании данного корабля), что все это ерунда и нет никаких шансов, что его создадут.
Непонятная секретность и нежелание объяснять, что это такое, привели к тому, что инженеры не видят смысла в своей работе. Они, похоже, не понимают, что именно их руками должен создаваться корабль, который сможет отправить нашего человека на Луну, и именно от их работы будет зависеть, вернется ли он живым обратно на Землю. Легко могу представить, как кто-то невнимательно прочитал сообщения и без контроля корабль уходит в полет с проблемной СЖО.
        Да, этот полет к Луне будет не скоро. Многие считают, что никогда, тем самым, внося элемент расслабления. Чтобы этот полет удачно произошел, нужно начинать информационную работу уже сейчас. Причем, правильную работу. Не допуская ошибок, а в случае ошибки, пытаясь максимально оперативно её предотвратить.

Previous post Next post
Up