Анатолий Голицин готовился к побегу на Запад заранее. Он работал под «крышей» атташе в советском посольстве в Финляндии. Жена была в курсе его плана. Когда к ним на школьные каникулы приехала дочь, Голицин приступил к его выполнению. Поздно вечером он, задержавшись на работе, собрал наиболее важные документы резидентуры КГБ, потом посадил жену и дочь в машину и поехал по известному ему адресу.
Пришел по своей инициативе
Наступил канун Рождества 1961 года и улицы Хельсинки были пустынны. В доме, куда подъехала его машина, жил резидент ЦРУ. Он открыл дверь и выслушал сбивчивый рассказ человека, назвавшегося майором КГБ, который просил политического убежища в США.
Американский разведчик понял, что к нему приплыла «крупная рыба». В те годы не было так много перебежчиков из советских спецслужб, и каждого внимательно выслушивали. Семью Голицина ближайшим рейсом отправили в Стокгольм. Оттуда во Франкфурт и далее самолетом авиакомпании «Пан Американ» они прибыли в США.
Как перебежчика приняли в США
Руководство ЦРУ считало Голицина источником ценной информации. Он был сотрудником внешней контрразведки КГБ и знал многое. В сферу его интересов входили главные противники Советского Союза - США, Великобритания и Франция. С перебежчиком встречались заместитель директора ЦРУ, начальник его советского отдела и ведущие сотрудники.
Голицина отправляют в Лондон. Там на встрече с руководством британской контрразведки MI5 он разоблачает советскую агентуру. Так уж получилось, что его визит в туманный Альбион совпал с побегом Кима Филби, а также с разразившимся скандалом вокруг военного министра Профьюмо. Его молодая любовница Кристин Киллер пускала свою постель не только министра, но и помощника военно-морского атташе капитана второго ранга Евгения Иванова.
Голицин причислил к советским агентам некоторых руководителей британской разведки и даже будущего премьер-министра Гарольда Вильсона. Чтобы доказать свою невиновность им потребовался не один год. Не тогда ли у Лондона прочно закрепилось недоверие к русским?
Встречались с Голициным и представители секретных служб Франции. Он заявил, что в их стране действует широкая агентурная сеть КГБ. В частности, глубоко законспирированная группа «Сапфир» в количестве десяти человек. Некоторым французским политическим деятелям тоже пришлось доказывать свою непричастность к советской разведке.
Бациллы недоверия Голицин перенес и на спецслужбы Канады. Он указал на начальника контрразведывательного отдела Королевской канадской конной полиции (так в то время называли эту спецслужбу) Беннета. Он, якобы, встречался с советским разведчиком Кимом Филби в Турции. В результате Беннет был подвергнут жестким допросам. Не добившись признания чиновника, его уволили.
Кто больше всего поверил перебежчику
Потом Голицина передали в распоряжение главного контрразведчика ЦРУ Джеймса Энглтона. Американец сразу же задал вопрос, что известно перебежчику о «кротах» КГБ, проникнувших в структуру американских разведывательных служб. Вот тут Голицин и нагнал на Энглтона страха.
Он рассказал, что в Москве мельком видел документ с американским штампом «Сов.секретно». По его словам «крот» под псевдонимом «Саша», засевший в стенах штаб-квартиры ЦРУ в Лэнгли, имеет славянские корни. Его фамилия начинается на букву «К» и заканчивается на «-ский». Он некоторое время работал в Западной Германии. В общем, напустил туману.
Энглтон высоко оценил информацию, полученную от Голицина. Ему оформили местные документы на имя Джона Стоуна и присвоили псевдоним «Лэдл». Да и сам он преподносил себя в качестве значимой личности, отлично разбирающейся в происках КГБ. Голицин смело выдвинул идею, что после него чекисты будут внедрять в ЦРУ под видом перебежчиков двойных агентов.
Через два года в Женеве к американцам ушел Юрий Носенко, который тоже служил в КГБ. Упомянутый Энглтон ему не поверил и посчитал переданные им сведения за дезинформацию, подготовленную советскими спецслужбами. Носенко подвергали жестоким допросам и держали в изоляции более пяти лет.
Так простой майор КГБ посеял у главного американского контрразведчика зернышко сомнения в честности сотрудников ЦРУ, которое со временем проросло и зацвело пышным цветом. С этого момента Энглтон приступил к многолетним поискам в своих рядах мифического советского «крота» под псевдонимом «Саша». Под подозрение попали многие руководители американской разведки. В частности, Питер Карлоу, руководитель отдела по внедрению современной оперативной техники. Его отцом был поляк по фамилии Клебанский. Сам Питер работал некоторое время в ФРГ по линии разведки.
Кроу взяли в активную разработку. За ним установили круглосуточную слежку, телефон прослушивали. Тем не менее, доказательства его причастности к работе на советскую разведку найдены не были. Даже детектор лжи ничего подозрительного не показал. Тем не менее, в возрасте 42-х лет Кроу был уволен из ЦРУ.
Главный вопрос
Так кем же был майор КГБ Анатолий Голицин, которому за измену заочно вынесли смертный приговор? Действительно перебежчиком или двойным агентом, засланным Москвой для дезорганизации работы контрразведок нескольких западных стран? Многие ветераны до сих пор считают, что его побег Голицина принес советской разведке значительную пользу. Правду о нем мы вряд ли когда-нибудь узнаем.
(c)См.также:
«Прекратите его бить! Это же посол Франции!» Арест шпиона Адольфа Толкачёва. Как Резун превратился в Суворова? Изменник-неудачник. Ему покровительствовали Хрущев и Устинов, а он предпочел сбежать в США Разведчики-оборотни - преступление и наказание