Технологии тиражирования фальшивых фото с Луны 2

Jan 17, 2019 07:02


Начало в предыдущем посте.

Глава XVII.

ПОЧЕМУ НАСА ОТКАЗАЛОСЬ ОТ ФОТОПЛЁНКИ?

Лунные снимки сделаны не на фотоплёнке.

НАСА заявляет, что лунные снимки сделаны Хассельбладами на 70-мм фотоплёнку с двусторонней перфорацией, но такого формата фотоплёнок не существует. С двумя рядами перфораций выпускается 35-мм фотоплёнка для малоформатных фотоаппаратов. Эта фотоплёнка хорошо всем известна (рис.XVII-1).



Рис.XVII-1. 35-мм негативная фотоплёнка.



Первоначально плёнка шириной 35-мм была изготовлена на фирме Кодак по просьбе Томаса Эдисона для его экспериментов с кинетоскопом и широко начала выпускаться с 1894 года, имея размер кадра шириной в 1 дюйм (25,37 мм), от перфорации до перфорации, и высоту ¾ дюйма (19 мм).

Впоследствии был сделан отступ от перфораций по 0,7 мм с каждой стороны и ширина кадра сократилась с 1 дюйма (примерно 25,4 мм) до 24 мм (рис.XVII-2).



Рис.XVII-2. Основные размеры  кадра немого кино на 35-мм киноплёнке.

Первоначально задуманный для кино, этот формат плёнки, шириной 35 мм, в 20-30-е годы ХХ века прочно вошёл и в фотографию. В 1923 году на ярмарке в Лейпциге появился фотоаппарат Лейка, использующий 35-мм киноплёнку, но с размером кадра 24 х 36 мм, т.е. в 2 раза большим, чем в кино. Под этот 35-мм формат (названный впоследствии тип 135) стали изготавливать малоформатные фотоаппараты и упаковывать плёнку в рулончики по 36 кадров. Сам Кодак выпустил 35-мм фотокамеру «Кодак-Ретина» в 1934 году.

Помимо 35-мм фотоплёнки большой популярностью в мире до сих пор пользуется  неперфорированная 60-мм фотоплёнка для среднеформатных фотоаппратов (тип 120, или «рольфильм») (рис.XVII-3).



Рис.XVII-3. 60-мм фотоплёнка для среднеформатных фотоаппаратов.

Реальная ширина фотоплёнки 61,5 мм, а размер квадратного кадра, хоть и называется 6х6 см, на самом деле 56 х 56 мм.

Фотоплёнка такой ширины выпускается, как минимум, с 1901 года. Фотоаппараты Хассельблад (и советский аналог, фотоаппарат «Салют») (рис.XVII-4) сконструированы как раз под 60-мм неперфорированную фотоплёнку и на квадратный кадр.



Рис.XVII-4. Среднеформатные фотоаппараты «Салют» и «Хассельблад-1000».

На стандартную длину типа 120 вмещается 12 квадратных кадров 6х6 см, либо 16 кадров 4,5х6 см, либо 9 кадров 6х9 см. Длина самой фотоплёнки - всего 85 см, но она завёрнута в ракорд из чёрной непрозрачной бумаги, длиной 152 см. Рулон плёнки на катушке можно заряжать на свету: первые 40 см - это защитный ракорд. С одной стороны ракорд чёрный, а с другой - красный (или светло-серый).

Помимо типа 120, которым пользуются фотографы уже более 100 лет, существует тип 220, появившийся в 1965 году - плёнка такой же ширины, но удвоенной длины за счет того, что ракорд оставлен только в начале и в конце рулона.  Впервые фотопленку в виде рулона,  запатентовал Джордж Истмен, и в 1883 году фирма «Истман Кодак» начала производство плёнок на гибкой подложке.

До появления рулонных фотоплёнок, съемка производилась на отдельные стеклянные фотопластинки. Под определённый формат пластинок (или позднее - листовых фотоплёнок), будь то размер 9х12 см или  13х18 см, конструировался свой фотоаппарат (рис.XVII-5).



Рис.XVII-5. Крупноформатные фотоаппараты под размер фотопластин 13х18 см (слева) и 9х12 см (по центру).

Никакой 70-мм перфорированной фотоплёнки не существовало. Не было и фотоаппаратов, расчитанных на такую ширину фотоматериала.

Стоит упомянуть, что в 60-70-е годы XX века существовали и другие фотоформаты, о которых, впрочем, сейчас мало кто помнит: например, тип 126, с размером кадра 28х28 мм (плёнка выпускалась фирмой Кодак с 1963 года). Это была фотоплёнка шириной 35 мм, но с одним рядом перфораций, причём на кадр приходилась одна перфорация- рис.XVII-6.



Рис.XVII-6. Фотоплёнка тип 126 (ширина 35 мм).

Плёнка выпускалась в пластиковом катридже для любительских автоматических фотоаппаратов - рис.XVII-7.



Рис.XVII-7. Фотоаппарат Инстаматик под фотоплёнку тип 126 (размер кадра 28х28 мм).

Существовали «карманные» фотоаппараты, которые использовали фотоплёнку шириной 16 мм (рис.XVII-8).



Рис.XVII-8. Карманный фотоаппарат, расчитанный на 16-мм фотоплёнку



Рис.XVII-9. Неперфорированная фотоплёнка шириной 16 мм и карманный фотоаппарат.

16-мм фотоплёнка выпускалась в двух вариантах. Это была либо неперфорированная фотоплёнка (рис.XVII-9), либо, как фотоплёнка тип 110 - с одним рядом перфораций и размером кадра 13х17 мм (выпускалась Кодаком с 1972 года) - рис.XVII-10.



Рис.XVII-10. 16-мм фотоплёнка тип 110 и картридж (пластиковая кассета) для неё.

Был ещё один интересный формат, разработанный фирмой Кодак, тип 127 - это  неперфорированная фотоплёнка шириной 46 мм, как некая альтернатива среднеформатной плёнке 60 мм. В 50-е годы ХХ века в США был некий интерес к этой плёнке, который, однако, быстро угас.

Всего фирма Кодак за свою многолетнюю историю выпускала фотоплёнки  не менее, чем в 18-ти разных форматах:

Но вот что интересно - фотоплёнки, ширина которых больше, чем 35 мм - они все неперфорированные, т.е. там нет вообще перфораций.

Несмотря на большое количество фотоформатов, ни одна из фотоплёнок не подошла для лунных миссий. Выбор был остановлен на 70-мм киноплёнке. Выбор несколько странный.

Эта киноплёнка применяется для съёмок широкоформатных фильмов, имеет двустороннюю перфорацию, а максимальная ширина кадра (расстояние от перфорации до перфорации) - 53,5 мм. Обычно границы кадра немного отодвигаются от перфораций, и на практике ширина кадра сокращается до 52 мм  (рис.XVII-11).



Рис.XVII-11. Широкоформатная 70-мм кинопленка, позитивное изображение.

Первый кинофильм на 70-мм киноплёнке вышел в прокат в 1955 году. Первые широкоформатные кинофильмы

С точки зрения фотографии, 70-мм киноплёнка совершенно непрактична: по краям, слева и справа от перфораций, находятся полосы пустого пространства шириной по 5 мм (точнее 5,46 мм). То есть более 1 см ширины плёнки из 7 см вообще никак не используется при съёмке. 25% площади киноплёнки заняты пустыми полями и перфорациями. Поэтому данный формат не применяется в фотографии. И фотоаппаратов под такой формат не придумано.

Не знаю, были или нет любители, которые умудрялись фотографировать на такой киноплёнке, но вот мне приходилось снимать среднеформатным фотоаппаратом (6х6 см) на такую киноплёнку. Поскольку фотоаппарат не рассчитан на ширину 70 мм, то  дисковым ножом, предназначенным для резки кинопленки 2х8мм, мне приходилось отрезать полоску 8 мм с одной стороны; как раз убирался один ряд перфораций, и ширина плёнки сокращалась до 62 мм (при норме 61,5 мм) - рис.XVII-12. После этого киноплёнка приклеивалась к использованному однажды ракорду и заряжалась в фотоаппарат.



Рис. XVII-12. 70-мм негативная киноплёнка с отрезанным рядом перфораций с одной стороны, приспособленная под среднеформатный 60-мм фотоаппарат.

Перфорации нужны на киноплёнке, потому что они способствуют выполнению двух технических задач во время съёмки кинофильма: быстрое продёргивание  плёнки после экспонирования в режиме “старт-стоп” (24 раза в секунду) и точное позиционирование изображения от кадра к кадру (устойчивость изображения).

Но ведь во время фотосъёмки нет никакой необходимости быстро продёргивать плёнку - на Хассельбладе съёмка и продвижение плёнки на одн кадр занимает около 2 секунд.  К тому же, учитывая специфику фотосъёмки на Луне, мы понимаем, что нет никакой необходимости (да и технической возможности) делать фотоснимки так часто - каждые 2 секунды. Более того, нам известно общее количество сделанных фотоснимков во время миссий “Аполлон”, и затраченное на это время. Следовательно, мы  можем в среднем посчитать с каким временным интервалом делались фотографии. Например, в миссии Аполлон-11 одна фотография делалась каждые 15 секунд, а в миссии Аполлон-14 на съёмку одной фотографии уходило 62 секунды.

Статья "Лунный фотопулемёт. Или как американцы "настреляли" невероятное количество лунных кадров?

Таким образом, съёмка “лунных” кадров производилась со скоростью от 1 до 4 снимков в минуту. Никакой необходимости в моментальном продергивании плёнки вообще нет. Мне могут возразить, сказав, что кассеты для лунных экспедиций содержали по 160 кадров,  ролик фотоплёнки был значительно длиннее и больше по диаметру рулона, чем стандартный тип 120 (на который умещается 12 кадров или даже тип 220 с 24 кадрами 6х6 см). И якобы для продвижения такого количества  фотоплёнки необходимы перфорации. Возразить так, конечно, можно. Но практика говорит об обратном - для транспортировки такой длины рулона не обязательны перфорации. Самый первый фотоаппарат, выпущенный под маркой Кодак в 1888 году, заряжался плёнкой на 100 кадров. И плёнка была без перфораций. Даже в 1888 году не было проблем в продвижении по фильмовому тракту ролика плёнки на 100 кадров. К тому же - что такое 100 или даже 160 кадров по длине? Это всего-навсего 9 метров. 160 кадров - это небольшой рулончик на 9 метров. Другое дело - плёнка в кинематографии, там в кассету кинокамеры заряжается сразу 305 метров (1000 футов - стандартная длина рулона киноплёнки), там перфорации просто необходимы для транспортировки плёнки.

И второй пункт, второе назначение перфораций - точность позиционирования от кадра к кадру - тоже никогда не был актуальным в фотографии. Если рамка фотокадра сместится относительно края плёнки на 0,2 мм (плёнка слегка сдвинулась в фотоаппарате), то этого вообще никто не заметит. Другое дело - кинематограф. Там изображение увеличивается на экране линейно в тысячу (!) раз. Например, ширина кадра на 35 мм кинопленке - 22 мм, а ширина киноэкрана - 22 метра. Поэтому смещение кадра относительно перфораций (точность позиционирования) даже на 0,2 мм уже недопустимо. Это технический брак. На экране будет "тряска" изображения. А в фотографии на такое смещение кадра относительно перфораций вообще никто не обратит внимания.

А зачем же на киноплёнке присутствуют такие широкие пустые поля за перфорациями? Дело в том, что 70-мм плёнка создавалась для кинематографа, для фильмокопий. И там, за перфорациями, размещены магнитные звуковые дорожки, их там шесть (рис.XVII-13).



Рис. XVII-13. Магнитные дорожки на широкоформатной киноплёнке.

Пять из этих дорожек обеспечивают стереофоническое звучание громкоговорителей за экраном (левый, левый центральный, центральный, правый центральный и правый), а шестая - для канала звуковых эффектов, громкоговорители которого расположены в зрительном зале на противоположной стороне от экрана.

70-мм киноплёнка создавалась под нужды широкоформатного кинематографа и совершенно непрактична для фотографии. Тем не менее НАСА остановилось именно на этом “неудобном” формате.

Не только на официальном сайте НАСА, но и из многих статей в интернете можно узнать, что размер кадра на 70-мм фотоплёнке в миссиях Аполлон был необычный. Вместо стандартного для Хассельблада размера кадра 56х56 мм, кадр был уменьшен до 53х53 мм. И как вы, наверняка, догадались, это связано с тем, что по ширине это как раз расстояние от перфорации до перфорации (53,5 мм) на 70-мм киноплёнке. По высоте лунный кадр занимал 12 перфораций, что при шаге перфораций 4,75 мм даёт 57 мм.  Поскольку 57 мм больше чем 53 мм на 4 мм, то именно такой промежуток, 4 мм, отделял один фотокадр от другого на киноленте.

НАСА прекрасно понимало, что при изготовлении “лунных” снимков будет большой объём комбинированных съёмок, будет много стадий перекопирования - изготовления промежуточных позитивов и дубль-негативов (контратипов). Всё это надо проявлять в машинах. Эти технологии были отработаны в кинематографе, но таких технологий практически не было в фотографии. Для киноплёнки 70 мм сущестовали проявочные машины, склеечные прессы,  копировальные аппараты типа Белл-Хауэлл, машины для трюковых (комбинированных) съёмок типа Оксбери, и много другой техники. И если для фотоплёнок проявочные машины существовали, то вот копировальных аппаратов, позволяющих массово изготовлять дубликаты, тем более на неперфорированной фотоплёнке, не было. Сделать точное совмещение двух кадров можно только в том случае, если обеспечена точность позиционирования объектов в кадре, а это возможно только при наличии перфораций на плёнке.

Исходя из этих соображений НАСА отказалось от неперфорированных фотоплёнок и перешло на перфорированные киноплёнки с использованием технологий тиражирования, принятых на киностудиях.

Леонид Коновалов           Продолжение в следующем посте.

Каталог всех статей журнала: https://photo-vlad.livejournal.com/33746.html

Добавляйтесь в друзья и подписывайтесь на обновления.

Леонид Коновалов, лунные фото

Previous post Next post
Up