Очень не случайно еще в самом начале событий возник и закрепился этот образ: Восстание Хоббитов. Чем дальше, тем очевиднее, что идет война с орками - независимо от того, к какому народу они принадлежат и на каком языке говорят. А что было с хоббитами, которые думали отсидеться в норках, я думаю, вы помните: все равно пришлось гнать Саруманову нечисть, а потом долгими трудами приводить в порядок свой край.
Орки, как известно, - это искаженные эльфы (или, возможно, искаженные люди). Когда я читал очередные вопли очередного гоблина - и такое попадается на глаза, - мне вспомнилась статья Тома Шиппи, одного из лучших толкиноведов,
"Орки, призраки, нежить".
Шипи отмечает, что оркам присуще "ярко выраженное чувство юмора" (они смеются над чужими страданиями и постоянно острят); орки охотно употребляют слово "добро"; нередко говорят о мужской дружбе и воинском товариществе (каждый раз противопоставляя "своих" орков чужим, пусть даже из соседнего отряда); в конце концов, у орков есть четкое представление о морали: они осуждают эльфа, который, по их мнению, оставил Фродо умирать в логове Шелоб, но тут же вспоминают, как бросили одного "своего парня" на съедение паучихе в том же логове ("ух мы и смеялись!"). Собственно, вот и все, что нужно знать об орках: демонстративная приверженность морали, сознание того, что существуют добро и зло, - и полная неспособность, а точнее, полное нежелание применять эти понятия к собственным действиям. А отсюда - и садизм, и "умри ты сегодня, а я завтра", и - черта, общая для всех толкинских злодеев, - столь же полная неспособность понять тех, кто думает и действует иначе.
Одна из самых глупых претензий, которые критики предъявляли "Властелину", - ну как это Саурон не додумался, что хоббиты собираются уничтожить Кольцо? Да посмотрите вокруг: ни один орк, пусть даже присвоивший себе титул Черного Властелина, никогда не поймет, как можно отказаться от всевластья, никогда не поймет тех, для кого выращивать свой сад важнее, чем сжигать чужой. Или, как было сказано в другой английской сказке о других орках (именуемых Далеками): "You know nothing of any human, and that will be your downfall".