Слушал сегодня в КЗЧ симфонический оркестр Баварского радио под управлением Мариса Янсонса. Давно мечтал об этом, но думал, что никогда не попаду, но вот попал. Всё, что они играли, я слушал живьём впервые. В первом отделении была 3-я симфония Бетховена, слушанная и переслушанная, знакомая вроде бы досконально, но она меня совершенно потрясла и ошеломила. Кажется, я стал лучше понимать, что должны были чувствовать, слушая эту музыку, современники Бетховена. После такого первого отделения можно было бы, собственно, и разойтись, но было ещё второе отделение с совсем иною музыкой: раннею, можно сказать, юношеской симфонической поэмой Рихарда Штрауса "Дон Жуан" и "Вальсом" Равеля. "Дон Жуан" прозвучал совершенно великолепно и очень благородно; я должен признаться, что грешным делом забыл, как он звучит, но с первых же нот, конечно, всё вспомнил и был захвачен этой музыкой. Это несомненно одна лучших вещей Рихарда Штрауса. "Вальс" также произвёл немалое впечатление; красивая и страшная музыка. Прославленный оркестр Баварского радио, за пультом которого стояли такие титаны, как Ойген Йохум, Рафаэль Кубелик и Лорин Маазель, звучит совершенно феноменально. Абсолютная чистота и прозрачность в сочетании с поразительной силой, особенно в Бетховене. Но и все позднеромантические оркестровые спецэффекты были на месте и при том своё место знали - никакой нарочитости, идеальный баланс. Янсонса я давно считал одним из крупнейших ныне живущих дирижёров, и этот концерт утвердил меня в этом мнении.
В качестве музыкальной иллюстрации - 3-я симфония Бетховена с симфоническим оркестром Баварского радио под управлением Янсонса, запись из Японии, видимо, 2005 г. В записи совсем не то, тем не менее, что в зале.
Click to view