Морские порты России. Итоги-2017 и топ портов

Jan 18, 2018 17:01

Опубликованы итоговые данные по портам за 2017-й. В целом, оба прошлогодних прогноза сбылись - Усть-Луга перешагнула стомиллионный рубеж (1) и рост грузооборота в Арктическом бассейне вырос скачком - в связи с общим оживлением работы СМП и запуском новых проектов (2).


Общий грузообоорот портов России вырос на 9% к 2016, а по сравнению с последним полным досанкционным годом (2013) увеличился больше, чем на треть (34%). Интересно распределение по структуре: экспорт - 606,5 млн тонн, импорт - 36,1 млн тонн, транзит - 58,2 млн тонн, каботаж - 86,0 млн тонн. На экспортные грузы приходится 77% всего грузооборота портов, хотя в % больше всего вырос каботаж (почти на 20% от 2016). Конечно, на рост повлиял рекордный зерновой урожай, а также невиданно горячая угольная коньюнктура. Наливные грузы (нефть, нефтепродукты) в вывозных портах стагнировали и даже уменьшались в натуральном объеме, кроме бурного роста в Арктике и небольшого на Чёрном море, зато сыпучие грузы сильно выросли. Тем не менее, нефтеэкспорт в деньгах вырос - т.к. нефть непрерывно повышается и снова достигла 70$/баррель.


По портам постсоветского пространства:

Порт Южный на Украине (в одесской зоне) увеличил грузооборот на 6,6% - в основном за счёт роста импорта в страну, он увеличился на треть. Но домайданных значений пока не достиг. Ильичевск (сейчас Черноморск) вырос на 8% и перешел порог-2013. Одесса тоже балансирует чуть выше этого порога, но с 2016 уменьшила грузооборот на 4%.
Клайпеда выросла на 7,5% - теперь 43,2 млн.т. Практически весь прирост за счёт привлечения балкерных грузов. По факту - самый успешный порт нероссийской части экс-СССР, также много перерабатывает белорусских грузов.
Рига покинула чёрную зону и перешла в красную (т.е. ниже порога-2013). Лишилась трети наливных и 12% угольных потоков.
Вентспилс нарастил грузоборот до 20 млн.т., но значительно ниже порога-2013.
По Таллину пока итоговых цифр нет, однако по 9 месяцам он показывал -9%. Что будет по 2017, посмотрим.

Расклад по бассейнам. Если в Арктическом бассейне - бурный рост, то на Каспии - деградация (только 50% от досанкционного уровня). Балтика и Азово-Черноморский бассейн растут умеренно (5% и 10%), Дальневосточный - немного подрос (+3%).

Таблица по бассейнам с портами. Не на все есть данные, к сожалению. Там, где пока нет - пустые клетки.
Из отсутствующих тут данных надо отметить порт Сабетта - он достиг 8 млн.т., но пока не попал на portnews.


* Базой для сравнения оставлен 2013-й - последний досанкционный год.
Так намного нагляднее, поскольку стоимостные показатели менялись (особенно по нефти), курсы валют тоже, а натуральные показатели переработки показывают реальную напряженность грузовой работы, без влияния привходящих факторов и неплохо очищают различные манипуляции вторичными показателями.

Ещё по теме:

1) Крупнейшие порты России (2013)
2) Крупнейшие порты России (2014)
3) Крупнейшие порты России (2015)
3) Крупнейшие порты России (2016)
4) Свежие данные Portnews

инфраструктура, флот, анализ

Previous post Next post
Up