Дальняя "Ласточка-Премиум" на Карелию. Разбор полётов

Feb 25, 2015 15:43

Неделю назад довелось проехать до Петрозаводска и обратно новой версией "Ласточки", адаптированной под дальнее сообщение. Называется поезд "Ласточка-премиум" и действительно имеет не так уж мало отличий от стандартной компоновки, которую я подробно разбирал два года назад - в январе 2013-го в сообщении на Бологое. К стандартной компоновке у пассажиров в процессе эксплуатации выявились немалые претензии - если ехать далеко, а вагон заполнен - очереди в туалеты (всего 2 на пятивагонную секцию) и скученность рассадки, особенно в варианте "лицом к лицу". Поэтому на пятичасовой рейс, самый дальний из "Ласточек" в регуляре, РЖД недавно поставило другую версию.

В этом рейсе на Карелию (№805/806) я проверил на себе, как оно проезжается сейчас и что поменялось.


"Ласточка-Премиум" на первой платформе вкз. Петрозаводск


2. Все сообщения на Карелию и Заполярье берут сейчас своё начало на Ладожском вокзале. Я появился тут примерно за 20 минут до отправления, немного припоздав от планируемого. День уже прибавился, поэтому закатное солнышко ещё освещало своды вокзала.


3. Небольшая затарка блинчиками по пути на платоформу - а то кто его знает, как оно будет в дороге. Заодно с удивлением отмечаю, что бравого солдата Швейка вокзальные рестораторы записали в баварцы :)


4. Ну что, спускаемся вниз...


5. И оказалось, зря. Надо было по эскалатору вниз: в этот день (понедельник) "Ласточка" короткая, 5-вагонная, и вся помещается прямо под конкорсом. Ладно, идём обратно по платформе.


6. Подходим к поезду, посадка уже вовсю идёт. Народу много, несмотря на понедельник.


7. ...Заглянем в глазки поезду, незыблемая традиция. Теперь можно и садиться, до отправления осталось минут 7 или 10.


Из-за того, что я немного припозднился к отправлению, снимать внутри стало уже сложно.
Народу было реально много - наверное на 90% или даже больше поезд был заполнен, так что сильно не выберешь ракурсы, не нарушая личного пространства многочисленных пассажиров. Поэтому, что есть, то есть. На обратном пути я немного доснял виды, во вторник обратно в Питер поезд был заполнен примерно на 60% и было несколько попроще.

В отличие от стандартной "Ласточки" эта версия ("Премиум") имеет 2-классную компоновку каждой пятивагонной секции: первый вагон бизнес-класса, со 2 по 5-й - эконом-классы. Я проехал и тем (туда) и другим (обратно), так что давайте посмотрим оба. Начнем с эконома.

8. Вот так выглядит вагон эконом-класса в новой версии. Кресла стали более "самолётного" типа, межкресельные расстояния увеличились, а там, где кресла стоят "лицом к лицу", появились столики, как на "Сапсане". Вагон был заполнен, поэтому эргономику можно было оценивать более смело.


9. Для сравнения: вагон стандартной "Ласточки" на Бологое (из моего тестирования января 2013-го).


Я думаю, что это весьма фундаментальное изменение, если брать новую компоновку: число мест в дальней версии уменьшилось с 443 в стандартной версии до 332 сейчас. Вот смотрите, сравнительная схема средних вагонов, обычная компоновка и "дальняя":


10. Давайте повнимательней взглянем на кресла поближе и в профиль. Сиденья регулируются с выдвижением седалища вперёд, правда эту кнопку не так просто сразу нащупать :)


11. Место со столиками, "семейной компоновки". Тут расстояние тоже выросло.


12. Опять же, для сравнения: стандартная компоновка, снимок из бологовской поездки-2013.


13. Внутренние салоны начали помаленьку брендировать, фирменным стилем. Раньше не было.


14. Хорошим качеством является то, что весьма массивные вещи помещаются наверху, можно многое закинуть. Помните же, осенью я тестировал рейс Вильнюс - Минск, от Lietuvos gelezinkeliai, на польском поезде? Там было плохо с пространством для вещей. Тут это дело гораздо лучше поставлено: места много как наверху, так и в багажных стойках. Одежда вешается прямо над окнами - поскольку народу было много и зима, то наглядно видно, как выглядит размещение многочисленных курток и пуховиков.


15. Однако самое значимое для пассажира изменение, которое мне более всего понравилось - это кулеры с холодной водой и кипятком. Ради этого пожертвовали откидными креслами, ликвидировав их в дальней версии вообще, как класс. Я сразу же вспомнил китайские поезда категории D, где кулеры тоже стоят в каждом вагоне. На самом деле, это очень важное дополнение к комфорту: отпадает необходимость страдать от жажды или покупать воду втридорога в дорожной торговле. Можно заварить чай в пути из своих пакетиков. Кулер в дороге очень популярен, как оказалось - особенно после стоянки в Свири, где продают копчёную рыбу. И немудрено :)


16. Вот вариант практически полностью забитого вагона, с кучей вещей и одежды. Это по пути "туда". Кулер заставлен вещами, но доступ к нему есть, правда не очень удобный, приходится тянуться.


17. На пути обратно было попроще, так что во время посадки в Петрозаводске я смог снять варианты планировки серединных вагонов без пассажиров (2, 3, 4). Столик между креслами сейчас в сложенном виде. Это сторона с тремя креслами, ...


18. ...а это - с двумя, напротив.


19. Остановок сейчас у карельского вечернего экспресса две - в Свири (станция стыкования) и в Лодейном Поле (введена буквально месяц назад по просьбам пассажиров). Про Лодейное Поле я спрашивал начальника поезда, как там с посадкой и есть ли пассажиры. Говорит, стабильно 15-20 человек на рейс есть, садятся. На Питер в основном. Быстро и без остановок.


20. Несмотря на морозец, рыбу на свирском перроне продают вовсю. Все вагоны распределены. Торговля идёт активно, народ затаривается. Остальные, кто вышел, отчаянно дымят, сколько успевают за 6 минут, в поезде-то курить нельзя.


21. Теперь давайте перейдём в бизнес-класс. Это всегда 1-й вагон пятивагонной секции в этом варианте. Планировка тут не 2+3, как в экономе, а 2+2, а сами кресла кожаные, а не матерчатые.


22. Передняя часть вагона. За дверками - небольшой загончик для стюардов и официантов. Официантов два, и корзинка с питьём, чаем-кофе, сэндвичами и едой едет с ними, окормляя пассажиров, по вагонам дважды за рейс - до Свири и после неё.


Кстати, видите, в середине кадра на меня смотрит чувак?
Это финн, который по каким-то делам попёрся в Петрозаводск. Где-то после Свири подошёл ко мне и спрашивает на ломаном русском:
- Привьет! У тебя хорошая камьера. Ты фотограф?
- Нет, я скорей путешественник.
- А чего снимаешь тут? Зачем туалет снимать?
- А это моя тема, железная дорога.

23. Кстати, про туалеты. Это третье большое изменение в новой версии - теперь их тут 4, а не 2, как раньше. Один большой, второй небольшой (на фото). Обе пары расположены в концевых вагонах.


По части туалетов напряженность в сообщении на дальние плечи выявилась давно: при двух на секцию постоянно возникали очереди в 10-12 человек. Так вот, на 4 туалета очереди уменьшились до пары человек - это я смотрел при полностью забитом поезде на пути "туда". Если же поезд заполнен наполовину, то в этой конфигурации очередей вообще нет. Вообще, в стандартной версии тоже надо перепланировать на 4.

24. Проход от большого туалета вглубь, в начало вагона. Слева - гардероб для одежды.


25. Три места здесь одиночных. Кстати, полезный совет: старайтесь 21-е место в "бизнесе" не брать, оно точно напротив входа в "малый" туалет. Будете все время пути созерцать походы пассажиров в толчок, а также открывания и закрывания дверей рядом с собой.


26. Есть тут и места со столиками, также как и в "экономе".


Розетки в вагоне расположены также, как и в стандартной версии - в основном наверху, через равные промежутки.
Также есть 4 или 6 розеток в местах под креслами на каждый вагон.

* * *
Преимущества и общую планировку мы рассмотрели, теперь перейдём к странностям и минусам.

А. Самая главная из странностей - в креслах эконом-класса при перекомпоновке не предусмотрели столики! (в бизнесе есть). Это было тем более странно, что технологическая выемка под столик у каждого кресла хорошо видна; просто видимо взяли комплектацию на полторы копейки дешевле. Чем закупщики мотивировали такое странное решение в глазах начальства, я не знаю.

Посмотрите внимательней на фото №16 и особенно №10, видите, там выемки под столик видны?
Это довольно неудобно, так как в дороге пассажиры на местах без столиках, "самолётной" планировки, начинают размещать свои бутылки где попало, еду на коленях, а в случае свободного соседнего кресла - размещают весь свой перекус прямо на кресле, подстилая бумажки. Ибо больше негде.

Б. Вопрос с мусором. Опять же, вроде мелочь, но приводит к неудобствам. Можно было предусмотреть конвертики по бокам с вложенными пакетиками, как во многих аналогичных поездах. Правда, есть две урны у бестамбурного выхода, но они маленькие. Как решается этот вопрос в рейсе? Дважды, до и после Свири, ходит специальная девушка с мусорным мешком и собирает у пассажиров разный накопившийся мусор. Всё равно бутылки в маленькую урну не выкинешь.

В. И ещё. Удивительно, но кулер с водой в бизнес-классе не поставили. В экономах есть, идти недалеко, а из бизнес-класса, где по умолчанию должен быть комфорт классом выше, придётся идти через вагон, чтобы набрать воду. Странно.

27. Отправляемся из Петрозаводска домой. Ещё закат, день уже существенно увеличился, от конца декабря.


Дополнительные полезные сведения.

- Поезд ходит ежедневно. Под №806 он отправляется из СПб в 18:00 и прибывает в Петрозаводск 22:55 (4 часа 55 минут). Из Петрозаводска точно так же, №805 - в 18:00 уходит, в 22:55 приходит.
- Цена билета - 936 руб. эконом, 1312 рублей бизнес.
- В зависимости от дня недели «Ласточка-Премиум» ходит либо в 5 (будни), либо в 10-вагонной компоновке (пятница, воскресенье).

28. Вот и всё. Питер. Поездка закончена, спускаемся по лабиринтам Ладожского вокзала в метро.


Резюме.
Поезд в новой планировке значительно вырос в уровне пассажирского удобства и комфорта.
Особенно хорошо, что увеличили вдвое число туалетов и поставили кулеры с водой.
Но надо обязательно поставить столики в места эконом-класса, без них неудобно.

реалии торговли, железные дороги, анализ, Петрозаводск, Питер

Previous post Next post
Up