Пекин. Мавзолей Председателя Мао и вокруг него

May 03, 2013 15:59

С чего начать китайский цикл? С каких объектов?
Я подумал и решил рассказать вам для начала о сакральном и смысловом центре столичной площади Тяньаньмэнь - Мавзолее Председателя Мао (Chairman Mao Memorial Hall, 毛主席纪念堂). О нём наши акулы пера упоминают крайне редко, в основном концентрируясь на более актуальных темах, которые модны, зрелищны и у всех на слуху - небоскрёбы Шанхая или Шэньчженя, высокоскоростные поезда, сверхпроекты ГЭС и так далее.
Но всё-таки, несмотря на всё остальное - Мавзолей Председателя на площади Небесного Спокойствия был и остаётся сакральным центром притяжения столицы - сюда едут тысячами со всего огромного Китая, организованно и не очень. По субботам-воскресеньям очередь в Мавзолей доходит до полутора часов и заметно длинней аналогичной очереди в Мавзолей Ленина советского времени этак 1970-х. И что интересно - движется намного быстрей, благодаря умению китайцев филигранно работать с большими массами. Здесь причудливо смешивается весь Китай, который очень разный - от лощёных шанхайских менеджеров до диковатых сычуаньских дедушек или экзотических тибетцев и уйгур.
* * *
Я посетил и сам мавзолей Мао, в один раз, и понаблюдал за людскими массами вокруг него, в другой раз. Очередь в Мавзолей сама по себе достойна осмотра и осмысления, интересна также технология ограничений, прохода и выхода оттуда. Сакральные традиции у китайцев не вполне совпадают с аналогичными советскими, что также не менее любопытно - скажем, саркофаг Председателя находится выше уровня земли. Есть и другие отличия.
Давайте всё это и посмотрим, а я также расскажу и о своих наблюдениях изнутри (снимать внутри, понятно, строжайше запрещено).


На выходе из Мавзолея Мао Цзэдуна


Нужно помнить, что при всем внешнем лоске открытости, КНР - идеократическое государство. Это не какое-нибудь либеральное ругательство, нет; не надо пугаться. Это просто характеристика устройства конкретной страны.

Идеократическое государство - это государство, в котором идея (и производные от нее этика и право), сформулированная на языке религии, философии или идеологии, лежит в основе всей жизни общества и политики всех властных структур.

Идеократическим государством был СССР; сейчас им является, скажем, Иран или Куба. Серьёзные элементы идеократии есть в современной Польше или прибалтийских лимитрофах, где ряд тем строго табуирован и подвергать их сомнению запрещено законодательно, несмотря на любые внешние факты (скажем, Катынь - Польша, события 13.1.91 в Литве - дело Палецкиса, и так далее). Так же и в Китае: историческая оценка Председателю Мао дана партией в 1981-1982-м (70% побед и 30% ошибок), в 1989-м она была окончательно закреплена и сейчас любые дискуссии по этой тематике не пооощряются, кроме сугубо специальных в научных кругах. Для остальных тема закрыта, можно расслабиться и курить бамбук.

Это можно принимать как данность, над этим можно подхихикивать или ёрничать, или даже вообще, глумливо валять ваньку в стиле жванецких-шендеровичей (со стороны, из-за кордона), однако в Китае эти материи воспринимаются серьёзно, при всей их "открытости миру", и там зубоскалить над Мао или Дэном не получится. Если в России любой хипстер-интернетчик может поливать помоями любого исторического деятеля, какого заблагорассудится его левой пятке - то в Китае такое не выйдет, тем более что доступ в Интернет там хоть и свободный, но персонализирован и ответственность простого пользователя за свои высеры высказывания заметно повыше.

* * *
Но хватит абстрактных определений, переходим к теме рассказа.

1. Мавзолей на территории Пекина (цифра 1) расположен с присущим китайцам глубоким символизмом: он находится строго на главной столичной оси Север-Юг, северный фасад его смотрит на памятник Народным Героям, а южный - на Главные Солнечные Ворота (Чжэнянмэнь). Далее мавзолейная ось продолжается также строго - по центру Ворот Небесного Спокойствия, где Мао в 1949-м провозгласил новое единое государство - Красный Китай, затем по центру императорского Запретного города (цифра 2). И даже главную олимпийскую аллею в 2008-м китайцы построили именно по этой смысловой оси (цифра 3, чуть правей - Олимпийский стадион). Чуть северней мавзолея вертикальная ось перекрещивается с главной горизонтальной (Запад - Восток, улица Чананьцзе).
Синенькие символы на схеме - станции метро, подавляющее большинство из которых появилось в последние 10-12 лет.


2. С севера мавзолейная ось упирается во Врата Небесного Спокойствия, главный императорский вход в Запретный город. Вход внутрь мавзолея визуально совпадает на оси с портретом Мао на этих воротах через центр памятника Народным Героям, которые южней.


3. А вот продолжение оси на юг: памятник Народным Героям и вдали - сам мавзолей. Как видите, он во много раз больше привычного нам мавзолея Ленина. Этот снимок сделан уже внутри охраняемого контура площади Тяньаньмэнь, просто так на нёе не пройти.


4. Охраняемый контур площади Тяньаньмэнь огорожен со всех сторон вот такими заборами, улица Чананьцзе находится уже за ним. Ещё дальше видны стены Запретного города и трибуны для парадов. Правей - подземный проход на площадь от станции метро Тяньаньмэнь-Восток.


5. Чтобы попасть на внутренний контур площади из метро, нужно пройти просветку вещей и/или осмотр металлодетектором. Могут также попросить показать сомнительные, с точки зрения проверяющих, предметы (см. в правой части кадра). С этим тут строго. Уйти обратно в переход можно уже свободно, без проверки.


6. Проверенные внизу граждане поднимаются на площадь.


7. Можно попробовать пройти на саму площадь (ещё не в Мавзолей!) и сверху, есть 2-3 пункта прохода. Сперва надо отстоять очередь на вход, пройти проверку вещей и личную (металлодетектором). За загородкой уже охраняемый контур и свободно.


8. Точно также и с другим метро (Qianmen): уйти в него с площади можно свободно, а пройти на неё - только через пункты проверки.


9. Мавзолей в "нерабочее" время. Два коридора - это делители общей очереди на ближнем подходе к нему. Очередь раздваивается и посетители уходят в павильоны просветки и проверки. Тут видны их краешки, на обрезах кадра.


Немного об истории.
Мао умер 9 сентября 1976 года. После свержения "банды четырех" под руководством маршала Е Цзяньина в октябре того же года, началось сооружение Мавзолея, с небольшой задержкой (в конце ноября). Руководил стройкой тогдашний преемник Мао Председатель ЦК КПК Хуа Гофэн, и 24 мая 1977 г. комплекс был готов. При этом, партийное решение 1956 года о кремации руководящих деятелей было отставлено в сторону - по ряду причин, решили Председателя бальзамировать. Судя по скорости сооружения, проект комплекса (возможно) был готов заранее. Сведений об архитекторе, я к сожалению, не нашёл, так что дополнения принимаются.

10. Если снимать не с зумом, то видна вся инфраструктура подхода к Мавзолею. В глубине кадра по краям видны павильоны проверки посетителей, а ограждение справа применяется для быстрого доступа организованных групп, которых очень много приезжает в выходные. Как видите, китайцы к проблеме доступа и формирования очереди подошли гораздо более основательно, чем архаичная советская "живая" очередь в Мавзолей Ленина на Красной площади. Но и народу у них стоит в очереди побольше.


11. С флангов находятся скульптурные группы на тему народных масс Красного Китая, которые идут под знаменем Председателя; сооружённые, по-видимому, тоже в конце 1970-х.


12. В глубине примавзолейного сквера видны сооружения для охраны и группы обслуживания. Справа есть и информационное табло. Там в принципе все понятно: доступ в мавзолей производится с 8 до 12 утра каждый день, кроме понедельника, а в летний сезон - с 7 до 11 утра.


13. Охранник ещё в зимней форме (кадры 9-12 сняты 8 апреля, а все остальные снимки - 24 апреля, когда они уже переоделись в летнее).


14. Вход в Мавзолей, с севера. Если протянуть воображаемую ось через центр здания дальше на север, то дверь будет строго на той же линии, что и портрет Мао на Вратах Небесного Спокойствия.


* * *
Теперь давайте разберём технологию попадания в Мавзолей, а также виды площади Тяньаньмэнь в те утренние часы, когда Мавзолей Мао открыт для доступа.

15. Сперва, после выхода из метро, людское море на главной площади кажется хаосом (на заднем плане - Дом Народных Собраний, аналог нашего Дворца Съездов, где проходят сьезды и главные мероприятия КПК или КНР). Везде бегают маленькие дети с красными флажками Китая в руках, ходят отдельные люди, непонятно зачем передвигаются туда-сюда в разных направлениях целые группы.


16. Однако, если понаблюдать за бурлением толп минут 15-20, то постепенно становится видно, что никакого хаоса нет, а есть продуманная организация. Можно видеть группы китайцев, которых строят и инструктируют перед тем, как пойти на посещение Мавзолея. В основном эти группы приезжают из других городов, самых разных - по профсоюзным, производственным или партийным линиям. Китай очень большой, групп тоже много, типажи разные.


17. Их можно различить по выдаваемым им для удобства идентификации одинаковым бейсболкам, у каждой - своего цвета или узора.


18. Группы формируются в разных концах громадной площади, чтобы друг другу не мешать. Площадь Тяньаньмэнь реально очень большая. Обратите внимание, что более старшее поколение часто одевается во френчи, по заветам Председателя, призывавшего китайцев к скромности.


19. Ещё. Каждая группа централизованно снабжается питьевой водой, а некоторые даже и тут не расстаются со своими любимыми термосами. Потом, после построения, старший следит, чтобы все забрали свои бутылочки, а не бросали их как попало (если не следить, то именно так и будет). Подавляющее большинство групп - из провинции. Их легко отличить от более вальяжных пекинцев, как по поведению, так и по одежде.


20. Идёт предварительный инструктаж.


21. А вот эта группа Мавзолей уже посетила, расслабилась, вещи забрала из камеры хранения, и направляется к своему автобусу за внутренним контуром площади.


22. В эти часы памятник Народным Героям недоступен для близкого осмотра - там стоит почётный караул. Надо добавить, что в выходные тут стоит очередь в Мавзолей, которая раз в 8-10 больше, чем в будни. Увы, те мои кадры пропали вместе с оперативной камерой в Яньани, и о пике посещения остаётся только рассказывать на словах :(


23. Караул стоит с северной, теневой стороны - лицом к Вратам Небесного Спокойствия, спиной к Мавзолею.


24. На почётном посту стоят две группы китайских пионеров - в группе обычно две девочки с цветами, и один мальчик-знаменосец. Цветы в руках красные (цвет революции и подвига) и белые (цвет упокоения).


25. Вот, покрупнее. Синяя - это стандартная китайская спортивная школьная форма, она мне встречалась везде, школьника по ней очень легко узнать. Единая форма в Китае обязательна, так психологически выравниваются школьники из семей с разным достатком.


26. Сбоку, с восточной и западной сторон, у памятника стоят воины НОАК.


27. Если же перевести взгляд левее, то видна "голова" очереди в Мавзолей.


Но просто так в очередь не встать, чтобы без потерь времени: сперва нужно сдать все лишние вещи.

28. Обратите внимание на низенькие строения по обеим сторонам Главных Солнечных Ворот к югу от мавзолея - там и есть камеры хранения. Не бесплатно, единица хранения - 15 юаней. В обязательном порядке сдаются все видео- и фотокамеры, металлические предметы; телефоны можно не сдавать. Однако их всё равно вырубят на проверке перед входом в Мавзолей.


29. Сдали вещи? Вот теперь можно идти в очередь. В будни она относительно небольшая, минут 20-25, в выходные - огромная, примерно вчетверо больше.


30. А это уже внутри ограждения. Очередь движется быстро, всё организовано предельно чётко. Обратите внимание на урну за ограждением: тут ещё можно выкинуть мусор, бутылку из-под воды или какие-нибудь шкурки-бумажки. Ну или плюнуть, для китайца это привычно и весьма актуально.


31. ...


32. На углу очередь поворачивает влево, вдоль ограждения сквера. Впереди хорошо видно организованную группу в красных бейсболках. Обратите внимание на стрелку - это заключительная урна в очереди перед посещением. Дальше китайцу (да и любому другому) уже нельзя ни сморкаться, ни плеваться, ни генерировать мусор, на это обращают внимание.


* * *
Теперь о том, как организован вход и проход в собственно Мавзолей (из личных впечатлений).
Вставать надо в общую очередь, иностранца сразу же вычисляют. Я в первой попытке было попытался присоединиться к организованной группе какой-то шанхайской авиакомпании, но меня увидели и вежливо отвели в начало общей очереди. Итак, вы отстояли саму очередь - по пути в нескольких точках есть проходы и определенно есть фейс-контроль, сомнительного по поведению посетителя могут просто вывести. Вещи должны быть заранее сданы, иначе тоже выведут на подходе.
На ближнем подходе (см. кадр №9) очередь делится надвое, для проверки и осмотра посетителей. В павильоне 4 или 5 рамок, рядом лотки для телефонов, как в аэропорту - проверяют, чтобы они были физически выключены. Иностранца обязательно спрашивают, дежурно, про наличие камеры на английском (с ними работает один из охранников). Осматривают металлодетектором, затем можно проходить дальше.

За контуром проверки - киоск с белыми хризантемами, стандартный букет из двух цветков без каких-либо вариаций. Примерно каждый четвертый китаец покупает. Затем, кто с цветками, кто без, поднимаемся по ступенькам. В начале ступенек - обьявление на китайском и английском, о том, что мужчинам нужно снять головной убор. На входе всем шумящим китайцам девушки-сотрудницы на входе шипят "Тссс!!!" и прикладывают палец ко рту, характерным жестом (китайцы в обычном состоянии очень шумливы). Всех посетителей строят по двое.

Входим. Внутреннее пространство состоит из двух частей. В первой, северной части - статуя сидящего Мао, барельеф за спиной, а перед ним - подставка для хризантем. Кто купил цветы на входе, ставит туда. Очередь опять делится надвое, проходя дальше в раздельные неширокие двери по бокам. Вторая, южная часть - хрустальный саркофаг Председателя. Помещение, где он лежит, ограждено овальным стеклом - так что не подскочишь со святотатственной диверсией, всё продумано. Мао накрыт красным флагом с серпом и молотом, лежит ногами к северу, постамент для саркофага - две больших красных звезды по обеим сторонам. Впереди - рельефный серп и молот.
Затем - ещё один поворот и выход наружу.

Там уже можно расслабиться, говорить и включить мобилу, если она есть с собой. Но самое удивительное - это то, что сразу после спуска с Мавзолея, внутри контура усиленной охраны, стоят киоски с революционными сувенирами! Можно купить, например, бюст Мао разных размеров, шапку с красной звездой, галерею Десяти китайских маршалов, а любимой подруге - серёжки с золотым серпом и молотом и сверкающими красными рубинами и ещё много всего этакого. Для меня это было очень необычно. Представьте себе, допустим, что в советское время, после Мавзолея Ленина и могил за мавзолеем, вы попадаете в киоски с советской символикой у Спасской башни. Аналогия примерно такая. У нас это было в те времена невероятно, в Китае - нормально. Ещё меня озадачило то, что тело Мао находится выше уровня земли, примерно на 5-6 м. Но, возможно, для китайской ритуальной традиции это нормально. Не знаю.

33. Выход из Мавзолея (южная сторона).


34. С двух сторон тут также есть скульптурные группы - борцы за Красный Китай. Справа...


35. ...и слева.


36. В руках у военного, понятно, цитатник Председателя.


37. Выходящий из Мавзолея народ.


38. Тут уже идут свободно, расслабленно, а не собранно и напряженно, как на входе.


39. ...


40. После выхода можно включать и пользоваться мобильником.


41. А вон, позади, у выхода, и торговые киосочки с революционными сувенирами и украшениями для женщин. О которых я говорил выше. Снять там не представляется возможным, т.к. камера-то ещё сдана.


42. После посещения мавзолея группы из провинции снова строятся и затем организованно идут к своим автобусам, ехать дальше по программе.


43. Что любопытно, выходящие из Мавзолея - сами обьект для обозрения. Многие просто стоят и смотрят на выходящих, некоторые и снимают (как я).


Как видите, Мавзолей Мао и в современном Китае имеет огромное символическое и идеологическое значение, сюда непрерывно едут организованные группы со всего Китая и идут большим потоком простые посетители. К сожалению, наиболее уникальные, выразительные кадры мавзолейного смешения разного Китая у меня пропали вместе с оперативной камерой, которая исчезла на вокзале в Яньани. Увы. Поэтому представляю то, что осталось и было снято после на большой Никон.

В следующей серии расскажу про Пекин модерновый - а точней, про "утиное яйцо" или "утопленный дирижабль", как его там называют.

Рельсовая Поднебесная, полное содержание
Читать все записи по тегу

Китай, архитектура, идентичность, уход в историю, Пекин, соц-арт, Рельсовая Поднебесная

Previous post Next post
Up