кRUгосветка-2010. День Десятый. Екатеринбург и Казань

Oct 24, 2010 16:32

Пока мы путешествовали по Северам и по Сибири, сообщения про чудовищную жару и лесные пожары, охватившие Европейскую часть России, казались нам далекой страшной сказкой.
Но стоило нам подлететь к Екатеринбургу, который расположен на границе двух частей света, как пожары сразу напомнили о себе. И, как показал следующий день, это было только начало…



Пожар подбирается к аэропорту Казани.

И все же, несмотря на дымку и запах гари, сравнить два амбициозных города-миллионника вполне получилось.



Предыдущие серии:
Затравка
День Первый. Соловки
День Второй. Нарьян-Мар
День Третий. Когалым
День Четвертый. Красноярск
День Пятый и Шестой. Иркутск и Байкал
День Седьмой. Алтай
День Восьмой. Гора Белуха
День Девятый. Телецкое озеро

Театр начинается с вешалки, а город - с аэропорта. Точнее долгое время он начинался с ж.д. вокзала - и весьма успешно, надо сказать. Как почетный ездок по Транссибу могу засвидетельствовать: ж.д. вокзалы почти во всех крупных городах по маршруту - отличные.

Но время идет, и люди все чаще предпочитают авиацию железной дороге. А значит, знакомятся и с воздушными воротами городов. И еще совсем недавно эти ворота ничего кроме ужаса не вызывали.
В 2005 г. в ремонтирующемся аэропорту Иркутска мы получали багаж в каком-то сарае.
В 2006 г. в Красноярске от самолета нас забирал грузовик ЗИЛ с приделанным к нему корпусом автобуса.


Фото 2006 г.

В 2007 г. в Благовещенске, как кто-то помнит из моего старого отчета на взлетном поле работали такие же автобусы-грузовики, а в зале ожидания можно было поставить свечку перед иконой, «чтобы долететь».

В эту поездку во всех городах мы использовали бизнес-залы аэропортов. И обычно это было нечто «на троечку». Т.е., к примеру, в том же Красноярске весьма неплохой бизнес-зал с комфортабельными диванами и бесплатными напитками и закусками. Вот только чтобы попасть в него надо забраться по огромной лестнице на второй этаж. Со всеми чемоданами. Без эскалатора. Есть предположение, что большинству пассажиров, которые летают бизнес-классом, это не по нраву.

В Барнауле, где мы два раза меняли средства передвижения с самолета на вертолет и обратно, довелось побывать как в обычном транзитном зале, так и в бизнес. И если обычный был похож на убогий автовокзал в глухой провинции, то от бизнес-зала, явно построенного в духе «лихих 90-х», в дневнике осталась запись «смесь ВИП-бани и египетского храма».

И вот мы прибыли в Екатеринбург (он же Ёбург, он же Катер) - и сразу почувствовали, что попали в город со столичными амбициями.
ВИП-зал аэропорта выглядел как ресторан на Ордынке из фильма «О чем говорят мужчины». Это при том, что, в отличие от его героя, я был в Лувре. От самолета к нему нас привез не грузовик, не «Газель», а представительская «Ауди» А8. Костя повернулся ко мне и сказал: «Ты знаешь, я наконец-то понял разницу между гренкой и крутоном».

В Екатеринбурге я был впервые, а оттого закономерно ожидал увидеть мощный индустриальный советский город со сталинским центром и страшноватыми спальными районами. А вместо этого увидел провинциальную китайскую столицу типа Харбина или Чэнду.




Кто не понял - это комплимент. Китайские провинциальные столицу сейчас сплошь застроены новыми высотками. Не шикарными небоскребами (это удел экономических столиц и подстолиц), а именно крепкими офисными и жилыми новостройками, немного пластиковыми на вид, но оставляющими четкое ощущение динамического развития города.

Таков и Ебург. Если смотреть из окна машины, резво несущейся по восьмиполосному шоссе из аэропорта «Кольцово» в центр, кажется, что он построен в последние 10 лет.

Вид из окна 12 этажа гостиницы «Хаятт» (окно от пола до потолка, прошу заметить) только подкрепляет восторги по поводу внешнего вида города.




Сразу понимаешь - это пример региональной столицы. Не Пермь, которая, по сути, осталась советским по виду городом. Не Красноярск, который честно старается - но это просто не та лига.
Теперь стало интересно снова посетить Новосибирск (я там с 2001 г. не был) и посмотреть, как он изменился и тянет ли внешне на звание «столицы Сибири».

Вид из окон «Хаятта» хорош еще и тем, что это вид на центр города. Прекрасно виден Храм-на-Крови.




Видны и архитектурные доминанты советского прошлого



(Кстати справа это не недостроенная мечеть с исполинским минаретом, а купол цирка и недостроенная телебашня. Ее бросили строить еще до развала СССР).

Что до самой гостиницы, то я мог бы петь ей дифирамбы до конца поста (и да, я был до этого в пятизвездочных гостиницах), но скажу только одно. Во всех прочих гостиницах, где мы останавливались по пути (а, как правило, это были лучшие гостиницы города), мы с Костей отмечали одно и то же: «Номер ничего, но цена явно задрана». Цена номера в «Хаятте» сильно превосходила стоимость прочих гостиниц. Но здесь я мог совершенно точно сказать - это деньги потрачены не зря. При том ужасной инфраструктуре и сервисе, который дают российские гостиницы, «Хаятт» - просто гость с другой планеты.

Но вернемся у Ебургу. На следующее утро у нас была намечена экскурсия по городу. Начали с памятника на границе Европы и Азии, который находится всего в 17 км от городской черты.




И снова китайский подход - строительство огромного туристического комплекса на пустом месте. Сейчас здесь лишь скромный памятник, но будет огромный монумент, нависающий над дорогой (пока на постаменте установлена лишь его небольшая реплика)




а также музей, гостиница, парк развлечения «Золотой рудник», ландшафтный парк. В общем, деньги есть и тут, похоже, знают, как и реализовать.

Основная городская достопримечательность это, конечно, Храм-на-Крови, построенный на месте расстрела царской семьи.

Он, конечно, не без современного пафоса и подозрительно похож на ХХС (а скульптуры царской семьи подозрительно похожи на восставших рабочих в 1905 г.),




но должное впечатление производит. Интересно разделение храма на нижний (подвальный, мрачный, с экспозициями о последних днях жизни новомученников), созданным для скорби, и верхний (светлый, просторный, воздушный) - для молитв.

Вокруг храма полно иностранных экскурсий. Такого большого количества туристов я не видел ни в одном городе России к востоку от Золотого кольца.

Погулять по городу почти не удалось. Центр видели только из окна автомобиля, но денек для прогулок по этому эклектичному городу выделить надо. Так что придется вернуться (тем более что я до сих пор не посетил соседние Челябинск и Нижний Тагил).



Наглядный пример смешения архитектурных эпох. Справа - гостиница «Хаятт».



Центр Ебурга с самолета. Хорошо видна дымка от пожаров, охвативших область

Вторым городом в сегодняшней программе была Казань. Час лета, и мы на берегах Волги.




Заселились в гостиницу «Мираж». Тоже пять звезд, но до «Хаятта» ей очень далеко. Зато из окон ресторана отличный вид на Казанский Кремль.




Если в Екатеринбурге была лишь легкая дымка и довольно комфортная температура в 23 градуса, но здесь уже настоящие пожары вплотную с городом (см. заглавное фото), запах гари и жара +37!!



Пожарный поливает цветы в Казанском Кремле

При посадке нас довольно ощутимо потрясло от восходящих потоков горячего воздуха, а на взлетной полосе даже немного занесло.

Кондиционеры в местных маршрутках не справлялись с таким напором горячего воздуха, поэтому экскурсию по городу пришлось перенести на вечер. Пользуясь возникшей передышкой, я с некоторыми участниками поездки прогулялся по местной пешеходке - улице Баумана.







А заодно и прокатились на главном наследии тысячелетнего юбилея Казани - свежепостроенной ветке метро.




Станции очень красиво отделаны в восточном стиле - чем-то напоминает метро в Ташкенте. Жаль фотографировать нельзя, и за этим очень строго следят.

Прогулявшись по городу, сразу бросается в глаза татарская идентичность.
От вывесок на магазинах




До гордости за местные спортивные достижения.




И это, честно говоря, радует. Татарстан - один из немногих примеров развитой региональной идентичности в России. Пусть даже она иногда и перехлестывает через край и затмевает идентичность национальную.

Увиденное же на экскурсии оставило смешанные впечатления от города. С одной стороны, Казань также как и Ебург обросла кольцом новых многоэтажек, а также прекрасными спортивными сооружениями (город готовится принять Универсиаду). Но не оставляет чувство, что смотришь на потемкинскую деревню.

Китайские новоделы и коттеджная застройка хороша для промышленного Екатеринбурга с его наследием советских бетонных страшилищ 70-80-х. Но не самобытной архитектуре, которой отличалась Казань до юбилея.

С 1999 по 2002 гг. я ездил в Казань каждый ноябрь и воочию наблюдал, как город расчищали перед грядущим юбилеем. Как сносили целые улицы в старой Казани (эх, жаль у меня тогда не было фотоаппарата - хотя даже фотографии не передали бы ощущение, когда идешь по уходящей за горизонт улице, сплошь состоящей из разрушенных двухэтажных домов). Как уничтожили мою любимую гостиницу «Казань». Как разворотили Казанский Кремль.

Прошло десять лет. И я не узнаю Казань.




Теперь это сплошные коттеджи и новые дворцы спорта.




Зато треть зданий на улице Баумана (напомню, главной пешеходке города) до сих пор в руинах.




И гостиница «Казань» до сих пор «на реконструкции».







Зато безликих пятизвездочных отелей - полно.

«На реконструкции» и целые улицы Татарской слободы. Т.е. то, что сломали в 2000 г. за 10 лет не восстановили. Хотя юбилей уже 5 лет как прошел.

Зато на экскурсии нам с гордостью показывали «татарскую усадьбу» - комплекс деревянных новодельных домиков с евроокнами, работающих как ресторан татарской кухни. В Подмосковье такие теремки в качестве ресторанов вдоль дорог ставят.

Да ладно бы только старая Казань! Возьмем гордость города - Кремль.






(Кстати, очень рекомендую посетить мечеть Кул-Шариф).




А теперь попробуем зайти со стороны, с которой туристы на этот Кремль не смотрят.




Как видите, 10 лет спустя, а работы еще продолжаются. Если продолжаются.

Зато рядом строятся здания министерств, которые отдают эстетикой монархий Персидского залива.

Это вот министерство сельского хозяйства.










Чего-то как-то даже комментировать не хочется.

Кстати, утром не только архитектура напоминала о Персидском заливе.




В утреннем смоге картину противоположного берега Волги можно было вполне принять за Доху или Дубай.

Для сравнение фото того же берега предыдущим вечером




Картину псевдоэмирата дополнил и борт компании Air Sudan, стоящий в аэропорту Казани.

В общем, ни один из посещенных городов не вызвал столь противоречивые чувства как Казань. Может потому что мне так нравилась Казань 10-летней давности? Интересно бы послушать мнение самих жителей.

Но у нас для этого, как обычно не было времени. Срок нашего мега-путешествия истекал, а нам надо было еще посетить Юг России. Дельту Волги, где казанские +37 показались бы нам милой прохладой.
Туда мы и направились.

Продолжение следует…

фотоотчет, путешествия, дневники и травелоги, Россия

Previous post Next post
Up