Как и обещал, делюсь своими измышлениями на тему реализации идей - мое физическое состояние не позволило достаточно внятно и подробно рассказать обо всем на
Closed Town.
Все люди - разные. Например, я не слишком люблю находиться на виду, рассказывать о себе, своих проектах, клиентах и достижениях, но какая-то часть информации все равно становится общеизвестной. Так, приглашая на форум Closed Town, организаторы припомнили мне победу на конкурсе рекламных идей Олега Тинькова.
В сущности, эту победу нельзя назвать каким-то значимым успехом - от банка «Тинькофф Кредитные Системы» я получил всего 10 тысяч долларов. Однако этот пример может хорошо проиллюстрировать мой рассказ о генерации и продаже любых идей. Это достаточно актуальная тема - зачастую какая-нибудь революционная идея является основным и единственным капиталом стартапера.
В основе любого действительно отличного проекта, продукта, процесса или действия находится идея. Словари говорят нам о том, что идея - это прообраз, замысел. Я и мои коллеги превращаем эти замыслы в товар, зачастую даже не участвуя в их конечной реализации - казалось бы неплохой бизнес.
Однако Артемий Лебедев авторитетно заявляет, что
идеи ничего не стоят и даже имеют отрицательную стоимость. Действительно, сама по себе идея ничего не стоит - она становится ценной лишь тогда, когда она является решением задачи, стоящей перед кем-либо. Если вы понимаете, какие задачи стоят перед бизнесом, то легко поймете, какие идеи востребованы на рынке.
Какие идеи сегодня пользуются спросом? В первую очередь, это те идеи, которые содействуют достижению требуемых коммерческих показателей, таких как план продаж, частота покупок, доля рынка.
Какие идеи также могут пользоваться спросом? Сегодня многие предприниматели говорят о том, что время - куда более ценный актив, чем деньги. Действительно, сегодня даже в Перми не существует особых проблем в том, чтобы найти финансирование для реализации своих проектов. Но едва ли кто-то сможет предоставить вам в кредит необходимое количество времени. Поэтому достаточно перспективно выглядит разработка идей, которые позволят людям сэкономить время. Не идеи типа "давайте эти функции отдадим на аутсорсинг и пройдем всем коллективом курсы по тайм-менеджменту", а идеи, которые позволят реально сократить время выполнения тех или иных производственных процессов.
Ваша идея не должна быть полезна вообще всем - уж лучше пусть она решает проблемы небольшой группы людей.
Сложные задачи часто имеют множество решений, и ваша идея может и не быть самым удобным или оригинальным решением. Впрочем, достаточно того, что она решает задачу, является оригинальной в той или иной степени, отвечая при этом ценностям и стратегии компании, целям бизнеса. Получается, что для того, чтобы превратить идею в товар, нам необходимо очень хорошо знать потенциального покупателя.
Вернемся к конкурсу Тинькова - именно четкое понимание того, кто будет принимать решения и, что собой представляют эти люди, позволило мне предложить идею, которая была высоко ими оценена. Я бы не назвал её яркой и экстравагантной - это было достаточно простое решение, которое всего лишь было грамотно преподнесено.
Если вы помните, в 2011 году человеком года по версии журнала Time был назван абстрактный протестующий. Массовые акции протеста - в основном под лозунгом «За честные выборы!» прокатились и по нашей стране. Все люди - разные и в оценке событий топ-менеджмент Тинькова высказал активную поддержку оппозиции, было очевидно, что конкретно эти люди оппозиционно настроены по отношению к существующей власти.
Учитывая это, я предложил провести рекламную кампанию в пику рекламной кампании большого банка, который имеет множество клиентов, среди которых немало недовольных сервисом. Большой банк рассказывал в своей кампании о своей истории, о прошлом. Банк Тинькофф рассказывал бы о будущем. Обычно свое будущее интересует людей куда больше чем чья-то история. Свое предложение я обосновал тем, что сегодня большая часть вкладов людей сосредоточена в большом банке, несмотря на невыгодные условия. Между тем, клиенты активно недовольны предоставляемым сервисом и условиями, так же, как большая часть людей испытывает неприятие, скажем, к правящей партии. Любая оппозиция партии власти находит положительный отклик у жителей страны. Точно так же, противопоставление большому банку способно вызвать симпатии граждан. Сама идея занимала около половины страницы и еще страницу заняло её описание, ставка в котором была сделана именно на оппозиционность.
В ту пору у ТКС-банка были отличные условия по депозитам, и поэтому было не слишком важно то, как конкретно будет рекламироваться банк. К описанной выше идее я добавил также призыв о необходимости действовать прямо сейчас и информацию о том, что банк пришел на рынок надолго. Описание идеи включало в себя информацию о том, почему здесь должны быть произнесены именно эти слова именно в этом порядке и какие чувства этот набор вызовет у целевых аудиторий. То есть я объяснил, расшифровал свою идею, сделав ее понятной для адресата. Ведь, если у вас есть решение задачи - должно быть и доказательство.
И до этого конкурса и после него наибольший отклик у потенциальных клиентов получали именно те идеи, которые учитывали не только ценности и философию компании, но и ценности и мировоззрение конкретных людей, принимающих решения.
Скажем, недавно я прочитал
интервью Аркадия Морейниса о книгах, которые он читает. В нем он говорит, что любит, когда высказываются радикальные и резкие мнения. Что он не читает книг, которые читают все. Если бы я был стартапером, который пытается получить поддержку Морейниса, я бы учитывал даже такие мелочи. Все люди разные, и обращая внимание на отличия конкретного человека, вы сможете сделать ему оптимальное предложение. Собирайте информацию - и вам воздастся!
Тем более что идеи - это штучный товар, который мы предлагаем конкретным людям и корпорациям, а не набору целевых аудиторий. Понять предпочтения конкретных людей гораздо проще, чем составить усредненный и неточный портрет стотысячной толпы.
О том, что идея должна быть понятной я уже сказал. Кроме того, она сама по себе должна быть простой. Чем проще ваша идея, тем она более рентабельна - соответственно, тем проще сделать её товаром. Она не должна быть перегружена смыслами и должна вызывать самые простые желания. Например - желание купить продукт и рассказать о нем другим. Если краткое описание вашей идеи не помещается на одном листе - скорее всего, это не самая лучшая идея.
Идея, которую вы хотите сделать продуктом, должна быть актуальной и своевременной. В случае с Тиньковым идея была предложена в нужный момент, однако её реализацию было решено отложить. Вполне ожидаемо рекламная кампания большого банка завершилась и предложенная мной рекламная идея стала неактуальной. Лично на мне это никак не сказалось - свои деньги я получил сполна. Банк Тинькофф кредитные системы впоследствии стал принимать решения более оперативно - как только прошел обыск дома у Ксении Собчак с изъятием серьезного количества денежных знаков, реклама банка с её участием и соответствующим содержанием вышла незамедлительно.
В настоящий момент у меня есть набор интересных решений, этаких ноу-хау, которые будут интересны компаниям определенной отрасли. Но я отчетливо понимаю, что именно сейчас их реализовывать не стоит, что их внедрение можно отложить, скажем, на год. Я не предлагаю в данный момент их никому лишь потому, что понимаю, анализируя рыночную ситуацию и тренды, что данное предложение будет попросту несвоевременным, опережающим время. Важно оказаться со своей идеей в нужное время в нужном месте.
Несмотря на то, что идея должна быть простой, ваш замысел должен быть в то же время хоть чуточку оригинальным. Это нужно, прежде всего, для того, чтобы обратить на себя внимание потенциального покупателя. Если решение не спорное и не радикальное, то вроде и платить-то не за что. Ну, кому нужен еще один сервис бронирования авиабилетов, который радикально ничем не отличается от прочих?
Я рассказываю о работе с идеями на примере именно рекламных идей, поскольку эта сфера мне наиболее близка, но я вас уверяю, что это работает и в любой другой отрасли. Если вы способны доказать, что использование энергосберегающих светильников розового цвета, сделанных по вашей технологии, существенно увеличит производительность труда на отдельно взятой фабрике в разы, то отчего бы такой идее не стать товаром? Тем более, что директор этой фабрики в жизни предпочитает розовые пиджаки всем остальным.
Таким образом, идея, которую можно продать:
- решает конкретные задачи, стоящие перед бизнесом;
- понятна людям, принимающим решения, преимущества ее внедрения обоснованы и доказаны;
- проста и не перегружена смыслами;
- учитывает философию и ценности компании и конкретных лиц, принимающих решения;
- актуальна и своевременна;
- обращает на себя внимание.
Тогда, когда вашу блестящую идею, отвечающую всем вышеизложенным требованиям, уже готовы купить, возникает еще одна серьезная проблема. Это сложность оценки подобных активов, которые, по сути, вообще никакими активами не являются. Да и законами об авторском праве идеи не охраняются ни в одной стране.
Зачастую стоимость хорошей идеи, которая позволит увеличить продажи, привлечь новых клиентов, повысить лояльность, сэкономить ресурсы, определяется лишь известностью её авторов. Порой ее стоимость выражается в процентах от дополнительной прибыли или экономии, полученных от внедрения новой идеи за определенный срок. Покупатели могут оценивать её сообразно конечной стоимости реализации проекта. Как опять же говорит Лебедев идея производства и продажи брендированного льда стоит минус миллион.
Именно поэтому чаще всего идеи воплощаются в жизнь их авторами на деньги тех, кто решил в эту идею вложиться. К тому времени все эти замыслы и прообразы превращаются в концепции, стратегии и планы с вполне конкретными точными цифрами, которые все любят.
Хотя, идею, конечно, можно оценить и саму по себе - о своей собственной методике оценки я вам тоже как-нибудь напишу.
Мы определились с тем, какие идеи востребованы рынком и определились с тем, какими они должны быть. Дело осталось за малым - генерируем идеи, которые соответствуют всем этим требованиям.
Предприниматель Армен Петросян, который живо интересуется развитием креативности и повышением личной эффективности, как-то попросил меня рассказать о том, как у меня рождаются идеи.
Как я повторил несколько раз, все люди разные: для кого-то больше подходит одна техника, для другого наиболее эффективной станет иная. Я достаточно
подробно рассказал Армену о принципах своей работы, но абсолютно не факт, что они будут настолько же эффективными для кого-то еще, насколько они эффективны для меня. Основные техники поиска креативных решений общеизвестны - от
теории решения изобретательских задач в целом до
фрирайтинга,
mind maps и проверочных списков типа
SCAMPER. При поиске решений я использую некоторые элементы различных техник, и мне кажется, что из этих элементов каждый может построить свою собственную методику.
Важны не только методики. Каждый ли способен создавать отличные идеи, которые станут востребованными? Некогда я участвовал в опросе на тему того, является ли креативность даром. Большинство ответивших согласились с утверждением о том, что это дар, который можно развивать. Таким же образом ответил и я. Данные способности есть у многих, однако эти способности либо недооцениваются, либо не замечаются вовсе.
Существует множество определений понятия «креативность», наиболее близким и понятным я считаю способность к созданию новых идей, отклоняющихся от стандартных, принятых схем мышления, способность к необычному видению проблемы или ситуации. Если коротко, креативность - это способность мыслить необычно, революционно, находить новые пути и идеи, уникальные способы и решения. Естественно, это мышление должно нести созидательный, конструктивный характер. Креативная личность = инноватор.
Для того чтобы выступать в качестве генератора новых идей необходимо обладать широким кругозором, неким жизненным опытом, быть человеком любознательным, интересующимся, многогранным. Надо уметь чувствовать и быть достаточно гибким. По большому счету для того, чтобы взглянуть на ситуацию под разными углами необходимо обладать еще и некоей способностью к размножению личности. Теоретически одаренный шизофреник с широким кругозором должен бы быть достаточно креативной личностью. Так, решая проблему, стоящую перед заказчиками, мне необходимо представить себя на его месте и на месте его типичных клиентов. Не лишним будет и живое общение с людьми другого пола, возраста, социального статуса, вероисповедания для того, чтобы понять их видение ситуации.
Очень большим подспорьем для того, чтобы включился лично мой процесс генерации идей, является смена обстановки. Размышляя над текущей задачей, я предпочитаю менять места прогулок, места приема пищи, гардероб, порой - круг общения, а иногда - даже образ жизни. Разумеется, тогда когда задача выполнена, все возвращается на круги своя.
Итак, есть задача. Проведен некий мозговой штурм и какие-то очертания решений уже имеются. Мы примерно понимаем, какого результата необходимо достигнуть. Есть понимание того, что собой представляют заказчики и потребители той самой идеи. Известны и зафиксированы типовые способы решения задачи. После того, как задача сформулирована и обозначена, на какое-то время я совершенно абстрагируюсь от нее и стараюсь не вспоминать о ней вовсе - я занимаюсь своей будничной работой, веду обычный образ жизни. Как минимум пару дней я не возвращаюсь к работе над тем самым проектом. После этого начинается активная деятельность. Что необычного в данном алгоритме? То, что инкубация предшествует сбору информации.
Достаточно результативным способом я считаю ограничение себя в чем-либо на момент генерации. Знаете, говорят о том, что художник должен быть голодным, несчастным и так далее. Фигурально говоря, неплохо сделать себя голодным. Временный отказ от каких-то увеселений, общения или сна вкупе со сменой обстановки достаточно эффективны для меня лично. Как ни странно, но этакие издевательства над собой приносят свои плоды. В рекламе шоколадных батончиков говорится о том, что голодный ты - это не ты. Следуя этому утверждению, вы сытый и вы голодный - это уже два разных человека, которые имеют различное видение проблемы и находят для нее разные решения. Отчасти это соответствует действительности.
На задаче, решение которой мы ищем, не стоит зацикливаться - не стоит думать только о ней и именно о ней. Тем более что лично я всегда параллельно решаю несколько задач. Но время от времени к ней необходимо возвращаться. Лично мне достаточно сложно направить свои мысли в нужное русло, просто сидя у компьютера. Необходимо движение! Наш офис расположен сравнительно недалеко от набережной Камы, поэтому в процессе работы я периодически совершаю прогулки к реке - часто это настраивает меня на нужный лад. На мой взгляд, именно в таких прогулках происходит накопление необходимой энергии.
Меня всегда сопровождает мой молескин, в который я периодически делаю какие-либо заметки. Очень важно для меня фиксировать интересные мысли сразу же по мере их появления. Ужасно, что я думаю о работе во время отдыха, но многие хорошие решения приходят ко мне во время отпуска в какой-нибудь далекой стране. И в других неподходящих, казалось бы, ситуациях. Пытаюсь ли я нарисовать то, о чем я думаю? Изредка пытаюсь, однако, для меня гораздо проще любую идею описать словами и именно словами донести её. В целом я не так люблю различные схемы, списки, диаграммы, инфографику и наглядность в целом, так, как все их любят. Скорее всего, это мои индивидуальные особенности. Все люди - разные, ага.
Пытаюсь ли я получить максимум информации о предмете разработки? Скорее, нет. Первая волна идей формируется тогда, когда о предмете я знаю крайне немного. Любые впечатления, полученные в последние дни, могут помочь в этом деле. Безусловно, многие из идей, родившихся изначально, будут откровенно бредовыми и малоприменимыми в реальной жизни. Это не повод сразу же отбрасывать такие идеи - на финальной стадии я дорабатываю и анализирую все сырье, все наброски, полученные на разных стадиях работы, провожу какие-то фокус-группы и опросы. Но все это будет потом - пока подготовлено несколько набросков идей, несколько вариантов решений. После этого происходит дополнительное изучение материала - мы «вливаемся» в тему. Далее следует вторая волна идей. В это же время можно поинтересоваться тем, как решались схожие задачи другими людьми в другое время.
На третьем этапе следует едва ли не влюбиться в продукт, задачу, они должны стать тебе крайне интересны. Чаще всего, минуя эту стадию, создать действительно отличную новую идею не получится. Для того чтобы задача получила оригинальное решение, она должна быть интересна тому, кто решает эту задачу. Иногда для того, чтобы получить оригинальное решение, нужно просто в ином виде представить условия задачи перед теми, кто ее решает.
Попробуйте поставить перед своими сотрудниками рядовую задачу несколько изменив условия, но не изменив сути - велика вероятность того, что вы получите решения, отличные от привычных. Инсайта следует ожидать лишь в том случае, если сбору информации и инкубации уделено достаточно внимания и времени, если задача вам интересна. Неважно насколько далеко заведет вас бурная фантазия - последующий анализ и развитие идей расставят все по местам. После этакого естественного отбора выживают лишь лучшие из лучших. Отбору лучших решений желательно посвятить не один день - не только потому, что «утро вечера мудренее», а потому, что завтра ты будешь уже другим.
Если суммировать все вышесказанное, то изначально для генерации идей мне необходимо время, движение, смена обстановки и блокнот. При этом я зримо представляю свои цели и переосмысливаю стиль мышления. Через некоторое время я подробнее изучаю условия задачи, еще позднее - задача начинает меня по-настоящему интересовать. На всех трех этапах я получаю различные решения. Финальным аккордом является развитие идей и анализ полученных решений. Техники и оборудование достаточно примитивны, но одновременно и эффективны.
Конечно, многие книги учат нас думать иначе. Но для того чтобы развивать креативность не обязательно изучать пособия, посвященные развитию креативности - достаточно просто читать книги. Не только читать, но и общаться с интересными людьми, путешествовать, получать впечатления.
В качестве способов развития способностей я рекомендую постановку перед собой задач, выполнение которых не предусматривает вознаграждения. Решайте задачи, которые никто не просил вас решать, решение которых ничего вам не даст. Используйте, так сказать, энергию в мирных целях.
Дело в том, что когда вы решаете задачу, которая призвана что-либо изменить в вашей жизни или жизни ваших клиентов, к ней достаточно сложно относиться как просто к задаче - здесь в любом случае вы нацелены на результат. Для тренировки надо ставить перед собой задачи, решение которых никак на вас не повлияет. Достаточно благотворно на развитие способностей влияет соревновательность. Устройте состязание с коллегами на поиск наиболее эффективных решений. Другое дело, что проведение конкурса, который легко провести в рамках рекламного агентства, не всегда возможно в рамках отделения полиции. Выход есть всегда - обратите свое внимание на творческие конкурсы, которые неустанно предлагают различные торговые марки в целях продвижения собственных товаров и услуг.
Подобные конкурсы я считаю отличной тренировкой собственных способностей - вы ставите перед собой задачу, которую вас никто не просил решать, но, если вы решите ее наиболее оригинально, вы можете рассчитывать на бонус. Креативные люди обычно оригинальным способом решающие задачи, связанные, например, исключительно с увеличением входящего трафика на сайты, таким образом могут попробовать себя в новом амплуа и найти уникальное решение, которое, например, позволит банку привлечь новых клиентов. Вашу идею не признали лучшей, недостаточно высоко оценили? Никаких проблем - само использование этих способностей по назначению способствует личностному росту, саморазвитию.
Используя свои креативные способности можно не только создавать новые идеи, которые будут использованы для улучшения жизни или ее отдельных аспектов, но и гарантированно развиваться как личность. Правильное использование таких ресурсов как способности = развитие.
Безусловно, делиться идеями необходимо хотя бы потому, что обмен идеями и мнениями также является способом развития креативности. Кроме того, идеи «витают в воздухе» - если вами найдено оригинальное решение, пройдет не так уж много времени, прежде чем похожее решение найдут другие. Идеями нужно делиться, их нужно предлагать и продвигать. Иначе, зачем, собственно, вы трудились над поиском этих решений? Если вам кажется, что вы успешно решили выдуманную задачу о том, что должна сделать компания Х для того, чтобы опередить Y - это отличный повод поделиться этой идеей с одной из упомянутых компаний.
Что для меня вдохновение? Вдохновение - это инсайт, понимание, озарение, просветление. Инсайта следует ожидать лишь в том случае, если сбору информации и инкубации уделено достаточно внимания и времени, если задача вам интересна. Так как я описываю инсайт как результат процессов, соответственно, я придерживаюсь мнения, что вызвать вдохновение в любой момент невозможно, если не выполнены условия, которые должны этому предшествовать. Это состояние всегда ощутимо - когда мы достигаем понимания, лишь начиная записывать на бумаге решение, мы уже понимаем, что это именно то, чего мы искали.
Если бы меня, допустим, попросили максимально кратко объяснить, как развивать креативность, я бы ответил примерно следующее:
1. Расширяйте свой кругозор: читайте, общайтесь, путешествуйте, коллекционируйте впечатления и эмоции, развивайте воображение и интуицию.
2. Смена обстановки всегда способствует процессу рождения новых идей.
3. Мысленно ставьте себя на место других.
4. Находитесь в движении!
5. Не бойтесь экспериментировать.
6. Инкубация может предшествовать сбору подробной информации.
7. Фиксируйте свои идеи по мере появления.
8. Собирайте информацию!
9. Влюбляйтесь в задачу, которая стоит перед вами.
10. Попробуйте изменить условия задачи.
11. Старайтесь, чтобы у вас было достаточно времени на сбор информации и инкубацию идей.
12. Развивайте идеи и анализируйте полученные результаты.
13. В качестве тренировки ставьте перед собой задачи, решение которых вам ничего не даст.
14. Соревнуйтесь с коллегами и друзьями.
15. Делитесь идеями!