Это мы так перемещаемся иногда :) На sleeper'е - автобусе с лежачими местами.
В наше время многие фотографы занимаются организацией интересных фототуров. Цель таких путешествий - охота за выразительными фотографиями в компании единомышленников под руководством опытного фотографа. Руководитель, как правило, хорошо знает те места, куда ведёт группу и планирует перемещения так, чтобы эффективно использовать режимное время (закаты/рассветы) и вообще световое/ночное время суток. Однако, по моим наблюдениям и опыту общения с коллегами, в разных фототурах несколько по-разному расставлены акценты в плане более конкретных, чем просто «охота за красивыми фотографиями» задач. В одних фототурах подробно объясняются основы экспонометрии и даются подробные указания, в какую сторону направлять фотокамеру и какие параметры на ней выставлять. В других упор делается на творческую фотографию, в третьих много внимания уделяется обработке и т.д. Безусловно, стиль путешествия во многом зависит от фотоинструктора и, присоединяясь к конкретной группе, мы уже, как правило, знаем, чего примерно ожидать. Тем не менее, для максимальной эффективности участия в фототуре, мне кажется имеет смысл подробно поговорить о том, чем мы будем в нём заниматься.
Мой опыт организации фототуров подкрепился большим фотопутешествием по Вьетнаму, которое, впрочем, ещё не окончилось. Просто сегодня у нас свободный день (да-да, такой день, на мой взгляд, тоже нужен, ниже я опишу почему), и я решил зафиксировать свежие мысли. Сразу замечу, что никаких конфликтов у нас в группе нет, более того, в коллективе потрясающее единение и невероятно дружная атмосфера. Не знаю, случайно или нет, но я просто счастлив, насколько мне везёт на хороших людей. 3 человека из 10 едут со мной во второй раз, эти люди уже довольно чётко понимали, чем мы будем заниматься в поездке. Остальных в свободное от съёмки и обсуждений время я немного помучал вопросами на предмет того, насколько их ожидания совпали с действительностью. Оказалось, что совпали, но не во всём. Слава богу, на практике всё оказалось оказалась как минимум не хуже ожиданий, но некоторые представляли себе процесс несколько иначе. Полагаю, подробное описание того, чем мы занимаемся в фототурах, поможет принять более осознанное решение тем, кто интересуется, но ещё не ездил с нами.
Чем мы занимаемся в фотопутешествиях?
Всё очень просто - мы путешествуем и фотографируем. Одновременно. Это не фотосъёмка с элементами путешествия и не путешествие с элементами съёмки. Мы вместе охотимся за красивыми кадрами, визуальными образами, и это настоящее приключение. Несмотря на то, что как и в большинстве фототуров, наши маршруты хорошо изведаны мной и/или моими помощниками, разрабатываются с учётом сезонности в данном регионе и режимного времени суток, в реальности практически всегда приходится в некоторой степени корректировать маршрут в зависимости от погоды и других реалий жизни. То есть с одной стороны, путешествие тщательно организовано, с другой - как и в любом настоящем путешествии, присутствует элемент некоторой неизвестности. К этому надо быть готовым и этого не надо пугаться - наоборот, ещё никто не пожалел о том, что мы вместе по ходу вносим небольшие поправки.
Что ещё важно. В наших фотопутешествиях обязательно совмещаются элементы фотосъёмки, отдыха, обучения и, конечно же, общения. График ранних подъёмов настолько плотный, что уже через 2-3 дня накапливается первая усталость. Поэтому в течение путешествия я стараюсь предусматривать немного свободного времени на отсыпание и, например, купание, если маршрут пролегает в т.ч. по берегу моря. Я считаю, что если не давать людям возможность отдохнуть, то восприятие притупляется уже через 5-7 дней и далее в полусонном состоянии сложно что-то видеть, снимать, чувствовать. Кроме этого, большинство людей берёт отпуск на основной работе, и возвращаться из поездки разбитым было бы не очень правильно.
Вместе с тем, ехать фотографировать и половину времени тратить просто на отдых, конечно нелогично. Поэтому надо рассчитывать на то, что общий темп жизни в фотопутешествиях значительно выше, чем в обычных поездках. Как правило, мы встаём до рассвета, а ложимся после заката. Между съёмками перемещаемся на большие расстояния, снимаем там, где можно снимать днём, обсуждаем результаты и методы обработки фотографий, а вечером хочется немного посидеть в неформальной обстановке с бокалом вина или кружкой пива. И всё это мы успеваем делать! Нужно ли иметь для этого специальную физическую поготовку? В целом нет. Но даже не смотря на предусмотренные часы отдыха, я советую иметь один полный день на отсыпание после возвращения из путешествия, т.к. в поездке сон 4-5 часов в сутки несколько дней подряд, обычное дело.
Несколько слов о том, чему мы учимся. На самом деле я предпочитаю это называть не обучающей программой, а обменом опытом. Я, как руководитель группы, безусловно, делюсь своими знаниями в любом объёме, который можно физически реализовать за время путешествия. Это и съёмка, и обработка, и вопросы сюжета/момента/композиции. Что знаю, всё рассказываю, никаких секретов у меня нет - и по жизни, а уж в фотопутешествии тем более. Но вместе с тем, мы ещё учимся друг у друга. Когда мы обсуждаем отснятый материал, то имеем замечательную возможность посмотреть на мир другими глазами. Ведь снимаем мы все в одном месте в одно время, а фотографии получаются разные. Более того, посмотрев снимки друг друга, мы имеем возможность тут же, прямо на следующий день, применить новый опыт. То есть не просто задаться вопросом «ведь мы же были там вместе, почему я этого не увидел?», но и попробовать снять лучше уже завтра.
Конечно, для того, чтобы лучше понимать друг друга в обсуждениях, желательно, чтобы в фотопутешествии собрались участники с примерно одинаковым уровнем знаний и навыков. Понятно, что сделать это весьма затруднительно, тем не менее, мы можем постараться. Для этого, полагаю, будет важно определить некий примерный техминимум, чтобы поменьше тратить на это время в путешествии. Желательный, но не обязательный. Как правило, поездка планируется за несколько месяцев и у самых начинающих есть возможность при желании подтянуться.
Что нужно знать и уметь для того, чтобы ехать в фотопутешествие
В наших фотопутешествиях мы делаем упор на творческую фотосъёмку. В качестве цели мы в большей степени ориентируемся на авторскую фотографию, хотя и без классических «открыток», конечно, дело не обходится. Технические вопросы также обсуждаются, и весьма подробно. Техминимум для участника фотопутешествия я бы определил примерно следующим образом:
Базовые знания по фототехнике (фокусные расстояния, ГРИП) и экспонометрии (выдержка, диафрагма, ISO). Базовые навыки фотосъёмки. Базовые знания по Raw-конвертации (баланс белого, управление яркостью и контрастом). Базовые знания Adobe Photoshop (гистограмма, кривые Curves).
В качестве подготовки к фотопутешествию я бы советовал освоить вот эти статьи (тем, кому этот материал не знаком):
Как работают кривые Curves Базовые настройки параметров Raw-конвертации на примере Adobe Camera Raw Всё это мы будем обсуждать, делая акцент на тонкостях, а не на том, «как это вообще работает». Кроме этого мы будем уделять много внимания вопросам ловли света и построения светотеневого рисунка, поиску сюжета, момента, ракурса, композиции и смысловых взаимосвязей, а также вопросам цветовосприятия и тонкостям обработки фотографий.
Что делать, если вы не обладаете знаниями и навыками в объёме техминимума и у вас нет возможности их получить до поездки? Значит ли это, что вы не можете поехать с нами?
Конечно, нет. Вы можете присоединиться к группе в любом случае, просто должны быть готовы к тому, что некоторые моменты вам могут быть понятны не с первого раза. Я готов давать дополнительные рекомендации каждому, кому это требуется, но надо понимать, что происходить это будет скорее всего не за счёт времени всей группы, а скажем, за счёт времени сна. Ровно как и наоборот, наличие любых дополнительных навыков сделает процесс обмена опытом более комфортным для восприятия и более производительным для экспериментаторства.
В общем, добро пожаловать :) Информацию о фотопутешествиях с моим участием можно найти по тегу
фототуры.