В 1956 году в журнале "Вопросы истории" была напечатана
статья, направленная против выдумок в стиле "Россия/СССР - родина слонов". В том же году в редакции журнала состоялось
обсуждение статьи. Хотя обсуждение закончилось на бравурной ноте:
"Основной вопрос состоит в том, что, изучая историю авиации, нужно бороться за настоящий приоритет, отбрасывая все извращения и фальсификации. По отдельным частным вопросам могут быть разногласия, о них можно спорить. Некоторые положения заметки Е. Ф. Бурче и И. Е. Мосолова требуют дальнейшего обоснования и разработки, но ее принципиальная направленность нам кажется правильной, и сегодняшнее совещание это полностью подтвердило".
... сторонники отечественного приоритета не собирались так просто сдаваться...
КОГДА БУДЕТ СОЗДАНА ИСТОРИЯ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ АВИАЦИИ?
(Письмо в редакцию)
Нам стало известно, что за последнее время в ряде буржуазных газет, специализирующихся на фальсификации истории, вновь появились статьи, ставящие под сомнение выдающийся вклад наших соотечественников в сокровищницу мировой авиационной науки и техники. Делаются, в частности, попытки зачеркнуть неоспоримый приоритет нашей Родины в области постройки и испытаний первого в мире самолета, умалить значение выдающихся работ наших ученых и конструкторов, бросить тень на гениальные творения нашего народа.
Новым поводом для подобного рода грязных и несостоятельных инсинуаций буржуазных писак послужила заметка Е. Ф. Бурче и И. Е. Мосолова «Против искажений истории авиации», опубликованная в журнале «Вопросы истории» № 6 в 1956 году.
Сама по себе заметка не заслуживает того, чтобы подробно о ней распространяться. Ничего нового в разработку истории отечественной авиации она не вносит. Но, поскольку заметка по существу ставят под сомнение сам факт постройки и испытания первого в мире самолета в России и этим дает повод для злопыхательских выступлений реакционеров за рубежом, нельзя это обойти молчанием.
Нам, советским людям, не привыкать к злобным нападкам и несусветной клевете против Советского государства, с которыми на протяжении вот уже сорока лет выступают недруги из буржуазного лагеря. В народе говорят, что у лжи и клеветы короткие ноги. Всякий раз, когда реакционная буржуазная пресса пыталась опорочить великие завоевания советских людей, сама правда нашей светлой жизни сбрасывала их в грязную лужу. Мы не сомневаемся в том, что буржуазные писаки, пытающиеся отнять у нас национальное достояние - приоритет в области постройки первого самолета, будут так же, как и раньше, посрамлены.
Но в данном случае удивляет другое: наши научные учреждения, занимающиеся разработкой истории отечественной авиации, до сих пор не нашли возможным дать зарубежным клеветникам и фальсификаторам достойную отповедь, восстановить историческую истину.
На наш взгляд, журнал «Вопросы истории» слепо доверился Е. Ф. Бурче и И. Е. Мосолову и, не утруждая себя доказательствами, посеял среди своих читателей сомнение относительно приоритета нашей Родины в деле постройки первого в мире самолета. Позиция журнала в этом вопросе вызывает у советского человека чувство досады и законного недоумения.
Ведь многочисленными архивными документами неопровержимо доказано: первый в мире самолет был построен в России в 1882 году нашим соотечественником капитаном 1 ранга А. Ф. Можайским. В период 1882-1885 гг. Можайский производил испытания своего самолета. Следовательно, Россия на два десятилетия опередила другие страны мира в создании самолета и в осуществлении первого в истории полета. Документы, подтверждающие приоритет нашей Родины в этой области, опубликованы в книгах «Александр Федорович Можайский - создатель первого самолета», вышедшей в издании Академии наук СССР в 1955 году, «Воздухоплавание и авиация в России до 1907 г.», изданной Государственным издательством оборонной промышленности, и в ряде других работ. Историческое событие, связанное с постройкой самолета, зафиксировано и специальным постановлением Совета Министров СССР от 11 марта 1955 года. В этом постановлении сказано, что в целях увековечения памяти А. Ф. Можайского в Красном Селе под Ленинградом, «где был построен первый в мире самолет и начались его испытания в воздухе», устанавливается бронзовый бюст А. Ф. Можайского.
Спор, затеянный журналом «Вопросы истории» вокруг имени изобретателя первого в мире самолета А. Ф. Можайского, свидетельствует о неблагополучии на фронте нашей исторической науки в области авиации. Создается впечатление, что разработкой вопросов истории отечественной авиации у нас глубоко, с научной добросовестностью занимаются немногие. Иначе чем же объяснять, что до сих пор, если не считать отдельных книг и брошюр, не создано фундаментальных работ, в которых была бы отражена богатейшая история нашей авиации?
В самом деле, Россия явилась родиной авиации. Русские ученые Н. Е. Жуковский, С. А. Чаплыгин, К. Э. Циолковский, М. А. Рыкачев и многие другие внесли неоценимый вклад в сокровищницу мировой науки и техники, отечественные конструкторы создали ряд непревзойденных образцов самолетов. Советский народ своими героическими усилиями создал мощную авиационную промышленность. Наши летчики храбро сражались на фронтах первой мировой войны и в битвах гражданской войны. Советская авиация вместе со всеми Вооруженными Силами СССР одержала всемирно-историческую победу над немецко-фашистскими захватчиками. А в исторической литературе это достойного отражения до сих пор не получило.
Нам, летчикам, как и всякому советскому человеку, горько и обидно за то, что славный научный и боевой подвиг нашего народа в области авиации и воздухоплавания на многих ее этапах по-настоящему остается нераскрытым и в полной мере не стал еще достоянием советских людей.
Трижды Герой Советского Союза гвардии генерал-майор авиации А. ПОКРЫШКИН,
генерал-майор авиации Г. ПОГРЕБНЯК,
Герой Советского Союза полковник А. НОВИКОВ.
От редакции
В письме трижды Героя Советского Союза гвардии генерал-майора авиации А. Покрышкина, генерал-майора авиации Г, Погребняка, Героя Советского Союза полковника А. Новикова затронуты вопросы большой важности.
В самом деле, как могло случиться, что на страницах нашей печати до сих пор не дана отповедь, буржуазным клеветникам и фальсификаторам, пытающимся умалить значение выдающегося вклада наших отечественных ученых в мировую авиационную науку и технику, извратить общеизвестные факты создания в России первого в мире самолета?
Чем объяснить, что наша страна, являющаяся великой авиационной державой, родоначальницей авиации и воздухоплавания, показавшая всему миру выдающийся талант ее ученых, конструкторов, непревзойденное мужество и боевое мастерство летчиков, до сих пор не имеет полной, научно разработанной истории авиации?
Объясняется это прежде всего тем, что у нас по существу нет единого научного центра, который бы объединял, планировал, направлял деятельность различных учреждений, признанных заниматься изучением историй отечественной авиации. Научная работа в этой области в ряде случаев ведется стихийно, без определенного плана. Одно научное учреждение зачастую не знает, над какими вопросами в данный момент работает другое.
Разработка некоторых важнейших проблем истории авиации и воздухоплавания осуществляется по собственному почину отдельными лицами, а подготовленные ими труды подчас появляются в свет без должной научной проверки. Именно поэтому в ряде работ, посвященных, например, деятельности первосоздателя самолета А. Ф. Можайского, в свое время были допущены грубые ошибки и искажения. Советская общественность, как известно, резко осудила серьезные пороки первого издания брошюры Н. А. Черемных и И. Ф. Шипилова «А. Ф. Можайский - создатель первого в мире самолета», а также ошибки справочника «Даты истории отечественной авиации и воздухоплавания» Л. П. Шестериковой и некоторых других изданий.
Однако ошибки, допущенные в популярной литературе об А. Ф. Можайском, никому не дают права порочить приоритет нашей страны в создании первого самолета. В связи с этим авторы письма справедливо осуждают выступление В. Ф. Бурче и И. Е. Мосолова в журнале «Вопросы истории» № 6 за 1956 год, которое объективно направлено против бесспорных фактов историй.
Выступление Е. Ф. Бурче и И. Е. Мосолова нанесло немалый ущерб делу пропаганды истории отечественной авиации. Достаточно сказать, что в некоторых военно-учебных заведениях после появления их заметки стали избегать упоминаний о работах А. Ф. Можайского. Заметно ослабла пропаганда истории отечественной авиации в организациях ДОСААФ, центральной и местной печати.
Авторы письма в «Красную звезду» справедливо указывают на крупные недостатки в области изучения боевой истории нашей авиации. С их мнением нельзя не согласиться. Изданные до сих пор работы чрезвычайно скупо рассказывают о Советских Военно-Воздушных Силах в годы гражданской войны, их росте и совершенствовании в период первых пятилеток. А ведь эти этапы, когда наша авиация расправляла свои могучие крылья, когда советские летчики совершали свои полеты через Северный полюс в Америку, штурмовали не виданные по тому времени высоты, представляют особый интерес для самых широких кругов советских читателей.
Следует сказать, что советский период в развитии авиации, ее бурный рост и совершенствование, ее боевая деятельность в борьбе с врагами Родины, роль советского народа в создании мощной авиационной промышленности нашими историками незаслуженно забыты.
Прошло 12 лет со времени окончания Великой Отечественной войны. Авиация вместе с другими видами войск одержала выдающуюся победу над врагами Родины. Советские летчики проявили в боях массовый героизм и непревзойденное боевое мастерство. Но, кроме отдельных очерков и статей, помещенных в ряде изданий, на эту тему ничего фундаментального до сих пор не создано.
Одним из научных учреждений, призванных внести значительный вклад в разработку авиационной истории, является Краснознаменная Военно-воздушная академия, ее кафедра истории военного искусства и истории авиации. Однако руководители этой кафедры, видимо, считают, что научная работа, и в частности изучение истории развития и боевого применения авиации, является для них делом далеко не главным. Подобные настроения мешают коллективу кафедры занять ведущее место в разработке проблем истории авиации.
Правда, академией подготовлено несколько трудов по истории боевого применения Военно-Воздушных Сил. Но они охватывают далеко не все даже важнейшие операции Великой Отечественной войны. Что же касается освещения роли авиации в боях гражданской войны, то здесь коллектив академии сделал еще меньше.
За разработку вопросов истории боевых действий советской авиации в гражданской и Великой Отечественной войнах ответственен не только научный коллектив Краснознаменной Военно-воздушной академии. Свой вклад в создание трудов по истории отечественной авиации призваны внести коллективы всех других авиационных учебных заведений.
Более солидного вклада в изучение истории авиации, чем сделан до сих пор, можно было бы ожидать и от соответствующих Институтов Академии наук СССР, от ряда научных организаций нашей страны. Лишь при этом условии в изучении славного пути развития отечественного воздухоплавания и авиации и их боевого применения не останется «белых пятен».
Весьма важно также привлечь к этой работе ветеранов авиации, людей, непосредственно связанных с конструированием, испытанием и боевым использованием авиационной техники, научных работников и старейших авиационных командиров. Эти люди - живая история наших Военно-Воздушных Сил, их становления и развития. Большую пользу принесли бы также мемуары видных деятелей авиации, изучение тех ценных документов, которые хранятся у многих из них.
Встает вопрос: кто же должен возглавить деятельность военных авиационных учебных заведений, научных учреждений, отдельных лиц, работающих над созданием боевой истории Военно-Воздушных Сил? Ведущую роль в этом, несомненно, призван сыграть Главный штаб ВВС и Политическое управление Военно-Воздушных Сил. Они располагают для этого необходимыми возможностями и больше, чем кто-либо, должны быть заинтересованы в том, чтобы использовать богатейшую историю советской авиации и ее боевой опыт для воспитания личного состава авиационных частей и учебных заведений в духе славных боевых традиций.
В свое время Главным штабом ВВС была создана комиссия, которой было поручено подготовить капитальный труд, охватывающий все этапы историй развития авиации в нашей стране. Нет сомнения, такая работа могла бы послужить важным вкладом в авиационную историческую науку.
С тех пор прошло уже немало времени, но эта работа все еще не завершена.
Не проявляет должной активности в этом отношении и Военное издательство Министерства Обороны. Воениздат выпустил несколько книг по истории авиации. К ним относятся сборник статей «Авиация нашей Родины», книга Р. И. Виноградова и А. В. Минаева «Краткий очерк развития самолетов в СССР». Можно назвать еще ряд брошюр о первосоздателе самолета А. Ф. Можайском, о героях-летчиках. Многие эти издания получили положительные отзывы критики и читателей. И все же нельзя сказать, что Военное издательство исчерпало все свои возможности для широкой пропаганды истории авиации.
В списке вышедших в свет книг мы не найдем ни популярного, достаточно полного труда по истории авиации вообще, ни по ее отдельным этапам. Почти совершенно выпал из поля зрения авиационной редакции издательства вопрос об участии Военно-Воздушных Сил в гражданской войне, недостаточно освещаются и успехи ваших летчиков в боевой учебе сейчас. Почти нет книг о выдающихся советских авиационных конструкторах, чрезвычайно беден список популярной литературы о вертолетной авиации и ее людях.
Серьезный упрек за недостатки в изучении и пропаганде истории отечественной авиации нужно сделать и в адрес Центрального Дома авиации и ПВО имени М, В. Фрунзе. В течение многих лет при Доме существует общественная организация - секция пропаганды истории отечественной авиации и воздухоплавания. Она объединяет большую группу старейших деятелей авиации, военных и гражданских летчиков, авиационных конструкторов, инженеров и других специалистов. Казалось бы, от кого, как не от них, следовало ожидать интересных трудов по истории авиации. Однако секция сделала немногое.
На протяжении нескольких лет здесь велись бесплодные споры о некоторых вопросах первого этапа истории авиации. Отражением этой полемики и явилась статья двух членов секции - Е. Ф. Бурче и И. Е. Мосолова в журнала «Вопросы истории». Однако собственного вклада в историческую науку секция так и не сделала.
Секцией было задумано выпустить в свет книгу «Выдающиеся деятели отечественной авиации и воздухоплавания». Работа над книгой была поручена коллективу авторов во главе с Н. С. Волковым. Прошло три года с тех пор, как группа членов секции взялась за выполнение задания, однако еще и сейчас работа по существу не сдвинулась с места.
В нашей печати уже неоднократно поднимался вопрос о создании Центрального музея авиации. Такое учреждение могло бы стать научной базой для углубленной работы по изучению и пропаганде авиационных знаний и истории авиации. Но почему-то это предложение до сих пор не находит положительного решения. Между тем практика повязывает, что деятельность Военно-Морского, Артиллерийского музеев во многом способствует изучению истории этого вида и рода войск. Авиация не в меньшей мере нуждается в создании подобного научно-исторического и мемориального центра.
Широкое ознакомление нашего народа с замечательными достижениями отечественных ученых, конструкторов, летчиков и инженеров в становлении и развития авиационной науки и техники представляет собой важную и благородную задачу. Пропаганда славной истории нашей авиации способствует воспитанию у советских людей чувства патриотической гордости за свою Родину, вызывает у них горячее стремление всемерно способствовать укреплению обороноспособности страны. Поэтому общественность вправе требовать от научных учреждений и лиц, занимающихся разработкой вопросов авиационной истории, быстрейшего создания полноценных трудов в этой области.
Сейчас, когда вся наша страна готовится отметить славную дату в жизни Советского государства - сорокалетие его существования, народу особенно дороги свидетельства больших заслуг соотечественников в различных областях экономики, науки, культуры, военного дела. Общественность ждет от историков в литераторов подлинно научной разработки истории нашей авиации. Замечательные дела наших ученых, конструкторов, летчиков должны быть широко известны в стране. Нужно со всей решительностью и быстротой устранить недостатки, мешающие решению этой важной задачи.
Красная звезда. 1957. 12 июня (№ 137).
„Когда будет создана история отечественной авиации?“
ПО МАТЕРИАЛАМ «КРАСНОЙ ЗВЕЗДЫ»
В № 137 нашей газеты под таким заголовком было опубликовано письмо в редакцию трижды Героя Советского Союза гвардии генерал-майора авиации А. Покрышкина, генерал-майора авиации Г. Погребняка и Героя Советского Союза Полковника А. Новикова. В письме и редакционных комментариях к нему указывалось, что наша страна, являющаяся великой авиационной державой, до сих пор не имеет полной, научно разработанной истории авиации.
Как отмечали авторы письма в редакцию, такое положение не может быть терпимо. Главный штаб ВВС и Политическое управление Военно-Воздушных Сил обязаны объединить и возглавить деятельность военно-научных и учебных заведений, отдельных лиц, занимающихся разработкой истории авиации и в первую очередь - истории боевых действий наших летчиков в период гражданской в Великой Отечественной войн. Более активное участие в создании летописи отечественной авиации и воздухоплавания призван также принять коллектив Центрального Дома авиации и ПВО имени М. В. Фрунзе.
В письме и редакционных комментариях большое внимание было уделено выступлению Е. Ф. Бурче и И. Е. Мосолова на страницах журнала «Вопросы истории», которое объективно направлено против бесспорных фактов истории нашей авиации. Это выступление послужило поводом для грязных и несостоятельных вымыслов буржуазных писак, пытающихся опорочить приоритет замечательного русского ученого А. Ф. Можайского в создании первого в мире самолета.
Ниже мы публикуем ответы, полученные редакцией от организаций, деятельность которых в области разработки истории отечественной авиации была подвергнута критике.
* * *
Как нам сообщили заместитель Главнокомандующего ВВС генерал-лейтенант авиации Миронов и начальник Политического управления Военно-Воздушных Сил генерал-лейтенант авиации Рытов, письмо тт. Покрышкина, Погребняка, Новикова и редакционные комментарии к нему были обсуждены в Главном штабе и Политуправлении ВВС, академиях и других высших учебных заведениях Военно-Воздушных Сил. Признано, что авторы письма и редакция правильно и принципиально поставили вопрос о неблагополучном положении с разработкой историй отечественной авиации. Критика в адрес Главного штаба и Политуправления ВВС признана справедливой.
Для устранения указанных недостатков сделано следующее: предприняты меры для создания музея Военно-Воздушных Сил, призванного стать базой научной разработки истории отечественной авиации; решено значительно расширить освещение этого вопроса в журнале «Вестник Воздушного Флота» и газете «Советская авиация»; дано указание об активизации научно-исследовательской работы кафедры истории военного искусства и истории авиации Краснознаменной Военно-Воздушной академии.
В связи с подготовкой к празднованию 40-й годовщины Советских Вооруженных Сил готовятся к изданию работы, посвященные боевой деятельности авиаторов на фронтах гражданской и Великой Отечественной войн. Их авторы - заслуженные офицеры и генералы, несущие службу в авиации и находящиеся в отставке.
* * *
По поручению Бюро Совета и партийной организации Дома авиации и ПВО имени М. В. Фрунзе, актива секции пропаганды истории отечественной авиации и воздухоплавания председатель Бюро Совета Дома тов. Блохин, секретарь партийной организации тов. Лякишев и председатель секции пропаганды истории отечественной авиации и воздухоплавания тов. Пынеев сообщили редакции, что выступление газеты «Когда будет создана история отечественной авиации?» обсуждено этими организациями.
Коллектив Дома отмечает правильную и острую постановку авторами письма и редакцией вопросов, связанных с созданием истории отечественной авиации. Письмо тт. Покрышкина, Погребняка, Новикова и редакционная статья заслуженно подвергают критике выступление членов секции пропаганды истории авиации и воздухоплавания Е. Ф. Бурче и И. Е. Мосолова в журнале «Вопросы истории», давшее пищу буржуазным клеветникам для попыток опорочить наш приоритет в постройке в испытании первого в мире самолета.
Правильна и критика в адрес коллектива сотрудников и актива Дома авиации и ПВО им. М. В. Фрунзе, которые не использовали всех своих возможностей для создания трудов, правдиво и полно освещающих историю нашего Воздушного Флота. Сейчас эта работа заметно оживлена. Коллективы авторов и отдельные активисты секции готовят к изданию труды, посвященные важнейшим этапам истории авиации. Собираются воспоминания авиаторов - участников гражданской и Великой Отечественной войн. Они будут изданы в виде сборника в 40-летию Октябрьской революции.
Красная звезда. 1957. 6 августа (№ 184).
* * * * *
Другим примером того, что подобная перестройка не происходит мгновенно, является заметка в журнале "Вестник воздушного флота" - "Преодолеть недостатки в литературе по истории авиации" (1956 № 11). В ней была подтверждена позиция журнала относительно Можайского, высказанная сотрудником "ВВФ" на совещании в редакции "Вопросов истории": "То, что А. Ф. Можайскому - гениальному русскому изобретателю - принадлежит первенство в постройке первого в мире самолета, что этот самолет совершил полет, является неоспоримым. Величайший подвиг Можайского вошел золотой страницей в историю авиации. Раскрыть его во всей полноте - благородная задача исследователей".
Наконец, партийная печать тоже не дремала:
"В октябре и ноябре 1956 года в центральной партийной печати прозвучала критика в адрес журнала «Вопросы истории»(24), а в марте 1957 года редакционная коллегия журнала признала критику в свой адрес правильной(25)".
________________
24. «Коммунист». 1956. № 10; «Партийная жизнь». 1956. № 23; «Правда». 1956. 20 ноября.
25. «Правда». 1957. 5 марта.
Из диссертации Ю.А. Никулина о жизни и деятельности А.Ф. Можайского (2006).