"100 fotografias Sagrada Familia: que deberias conоcer" Лауры Терре

Apr 24, 2013 00:01

Сто монохромных фотографий (цвет появляется в последней трети) показывают как растёт и развивается хребет СФ, как скелет его постепенно обрастает мышцами и плотью.

Но самыми интересными, как не странно, оказываются панорамные фоточки, показывающие не столько архитектурные метаморфозы завещания Гауди, сколько изменение на местности.

Сначала узорчатые обмылки (деревья выше), похожие на куски стаявшего льда или же на обугленную руину, стоят в чистом поле.
Мимо них ходит стадо коз, за изгородью живут гуси. В 1918-м возле стройки вырастает какая-то фабрика, окружённая складами.
Пустырь длится до самых до гор, подпирающих Барселону с севера и ныне плотно заселенных кварталами и парками.

Затем пустота начинает сокращаться и массовая застройка, очевидная в своей завершенности, всё ближе и ближе подступает к недостроенному Храму.
Точно постепенно заполняя амфитеатр. Иногда мне хочется оказаться там, внутри единственной построенной стены, ну вот, хотя бы, рядом с этими двумя фланерами в широкополых шляпах.




«Сто фотографий СФ» на Яндекс.Фотках

Но в тебе тут же автоматически запускается авториверс, нашептывающий тебе, что все, кто гуляли по этим полям давно, безнадёжно мертвы. Твоя собственная участь - увидеть Собор первый раз в 1997 году, когда Фасады ещё не были залиты бетоном, когда неф ещё не был перекрыт и галереи внешних (овнешненных, против традиции, обычно запихивающих такие крытые прогулочные галереи внутрь) клуатров группируются только возле законченных фасадов (Гауди пускает их по всему периметру СФ, дополнительной зоной для гуляния).

Ты растешь (стареешь) вместе с ним, наливающимся законченностью, собирающемся и разрушающемся одновременно (при том, что буквальная реставрация скульптурных сцеплений невозможна), видишь "степень прожарки" стен, новых сводов, постепенное наполнение нутра драгоценностями (витражами, скульптурами, мебелью).

Судьба проекта показывает как изменяются приоритеты - не столько эстетические, сколько экзистенциальные (архитектура, подневольница, почти всегда не цель, но средство, величина факультативная, «подведомственная»).
Как меняются не только технологии и материалы (размах и разлёт), но и как одно мироощущение приходит на место другого.

Храм обрастает новыми деталями, а город - привычными очертаниями.
Поймал себя на том, что на фотографиях 60-х выискиваю знакомые здания.
Для башни Акбар пока рановато и даже для Башен-близнецов, построенных к Олимпиаде 1992 года (как и знаковые башни Калатравы на Монжуике и Фостера на Тибидабо), тоже, но вот колпаки и башенки времен модерна, а, затем, Франко, где они?

Пошагово наблюдая за строительством и тем, как рядом с Храмом формируется город, понимаешь важное, судьбоносное: вся эта чреда культурных и архитектурных аттракционов, пунктумов и пунктиков, делающих Барселону особенно привлекательной как для жителей, так и для туристов, возникли, в основном, в ХХ веке. «На нашей памяти».

Олимпиада, конечно, большую роль сыграла, но ведь не только она - всю нижнюю часть Диагонали, вплоть до Форума, всю захватывающую дух пространство Площадь Славы (в местном путеводителе она названа «Центром @XXI») и обновленные территории Побленоу, не говоря уже о садах и парках севера, востока, запада и юга (на границе с пляжной полосой) придуманы и претворены в жизнь уже позже Игр.

Конечно, важно умело и с дотошностью использовать сохранённое [доставшееся в наследство] историческое наследие, но куда круче относиться к нему не как к базису, но как к бонусу.

Конечно, Готический квартал и Борн - важные туристические заманухи, позволяющие локализовать оживленные муравьиные тропы, замкнув их на самих себя, но главное же не эта выразительная теснота готического лабиринта, вполне повторимая (какой средневековый город не имеет внятно ощутимой медины), но то, что её окружает. Как и то, что в неё инсталлировано (Музей Пикассо).







"100 fotografias Sagrada Familia: que deberias conоcer" Лауры Терре/Laura Terre
Lunwerg editores, 2012

нонфикшн, фото, дневник читателя, бсн

Previous post Next post
Up