Дневник читателя. Поэма А. Блока "Возмездие"

Aug 07, 2012 14:56


Как-то очевидно, что Блок её и не собирался дописывать, таким образом, дав импульс распотрошённому кочану «Поэмы без героя», ну, и вообще, повлияв на жанр поэмы после себя («Спекторский» Пастернака etc).

С другой стороны, ощущение некоторого глума, диктуемого формой, постоянных подмигиваний читателю и обнажения приёма (особенно его много во второй главе, почти целиком ушедшей в черновики) являет прямую отсылку к Пушкину, чья демонстративная разнородность внутри одного текста - единственно возможный способ преодоления жанровой инерции.

Жанр поэмы стоит и строится (раздирается) на внутреннем противоречии между построчечной (познаковой, побуквенной) актуализацией высказывания, вообще-то свойственной любым стихам с их уплотнённостью - и постоянно нарастающей инерцией фабульно связанного, развивающегося повествования, которое почти никогда не совпадает с [тоже ведь неестественным, «запыхавшимся»] режимом (темпом) чтения.

«Возмездие» оставляет послевкусие чего-то неповоротливого, вынужденно замедленного.
Это связано с длинным тормозным путём, которые имеют любые её фигуры, риторические или сюжетные - когда каждый раз сложно переключаться на новый дискурс или на новую фигуру, без предварительного полного избытия старой - пока автор полностью не избыл, не разжевал старую.


Три её главы для меня напрямую связаны с логикой построения трёхтомного собрания стихотворений поэта и всю логику внутреннего (впрочем, как и внешнего) строения «Возмездия» следует искать именно здесь.

Не зря Блок планировал четыре главы (+ пролог и эпилог), а вышло три (+ пролог), то есть, логика жизни вмешалась и отстроила жизнетекст и текстожизнь по своему.

Кстати. Следом за ней в моём восьмитомном («голубом») собрании сочинений 1960-го года, сразу за поэмой символически идут, эпилогом, «Двенадцать» и «Скифы», очень даже логично…

Можно было бы конечно расписать более подробно про символические стихи первого тома, целиком и полностью (в том числе и формально) лежащие в XIX веке точно так же, как старомодный тезис первой главы; затем, соответственно, возникает «петербургский» (с его реальностью, падшими женщинами и ресторанами) антитезис второго тома.

И, наконец, вершинный (по мнению Чуковского) третий том, синтезирующий и обобщающий, сюжетно отстроенный, выстроившийся фабульным штрихпунктиром поэм и отдельных сборников (можно даже расшифровать Польшу поэмы как Италию из «Итальянских стихов» 1909 года как важное оптическое движение вовне (+зарубежная же реальность в «Через двенадцать лет») или извне, но что-то вот не хочется, тут важно вовремя остановиться…

«Возмездие» - купол или, если угодно, замковый ключ ко всей поэтической дороге Блока со всеми его индивидуальными и биографическими особенностями.

Если смотреть на неё именно с этой кочки, то все формальные (и содержательные) противоречия поэмы, как мне кажется, снимаются.




поэзия, дневник читателя

Previous post Next post
Up