О счете, грамматике и борьбе за свободу

Feb 16, 2021 19:42

Хотел начать заметку с многозначительного введения, но лучше сразу начать сначала. Несмотря на потенциально общечеловеческое значение, заметка про дела наши скорбные в США. Всем знакома очередная волна борьбы за все хорошее, которая в полной мере поднялась здесь этим летом. Сторонники и защитники этой борьбы указывают всем на то, что расовые и этнические меньшинства получают в жизни дырку от бублика вместо счастья, которое загребают себе эксплуататоры и их подручники. Борьба идет, разумеется, за то, чтобы отобрать у эксплуататоров (и подручников) это счастье вместе с пультом управления обществом.

Люди скептического склада призывают обратить внимание борцов на состояние тех, кого эти борцы провозглашают угнетаемыми и прогрессивными массами. Только ли в злокозненном злодействе эксплуататоров стоит видеть проблемы народных масс? Все ли они связаны с намеренным удерживанием масс в текущем их состоянии? Могут ли некоторые из этих проблем быть решены в рабочем порядке, не прибегая к захвату телеграфа, Гугла и моста имени Бена Франклина, а также и к выстрелу с линкора "Нью-Джерси" (желательно в сторону Камдена)? Посмотрим на пример, хорошо иллюстрирующий этот клубок проблем.

Вот идут занятия в пятом классе (детям лет по одиннадцать) обычной городской школы в Филадельфии. Ну, хорошо, это плохая школа в Филадельфии, но хороших там очень мало, а если судить хотя бы чуть строго, то нет вообще. В общем, школа, как школа. Идет урок обществоведения; детей учат делать жизнь с товарища Дзержинского Анджелы Дэвис. Они изучают ее жизнь и деятельность, разбираются в определении коммунизма и разыгрывают демонстрацию "Черных пантер" с требованием "Свободу Анджеле Дэвис!", хорошо знакомому тем, кому за пятьдесят.

На этой демонстрации дети выходят к доске с плакатами в поддержку борьбы чернокожих, освобождение упомянутой Анджелы Дэвис и даже "Трампа - за решетку" и скандируют "Свободу Анджеле Дэвис!".


Не поверите, но я не возражаю против такого неортодоксального подхода к обучению, если это остается обучением. Но так ли это? Посмотрим внимательно на плакатики в руках у детей. На одном из них анахроничный лозунг "Black lives matter". Анахроничным является, разумеется, и требование посадить Трампа, который в те годы был молодым, никак не проявлявшим себя в политике капиталистом довольно либеральных взглядов, но этих знаний трудно требовать от таких малых детей. А вот умения написать множественное число слова "жизнь" без ошибок (lives, а не lifes), пожалуй, стоит.



Но этого не происходит. В этой школе только 3% пятиклассников владеют арифметикой на уровне пятого класса и только 9% владеют чтением на уровне требований. По окончании восьмого класса только 13% учеников владеют грамотой на минимальном уровне. Несмотря на это катастрофическое положение, учителя и администраторы этой школы (вот их официальная интернетная страничка, заметим, что она не обновлялась уже полтора года) осознанно выбрали описываемый в этом посте метод обучения. Это не является исключением из правила; школьная система Филадельфии считает своей важнейшей задачей продвижение "антирасизма" (заявление начальника тутошнего ГорОНО по теме приводится для справки). Система эта велика и богата; в ней работает 18 тыс человек, а ее годовой бюджет 3,4 миллиарда долларов. Для справки - Москва на обучение школьников И студентов колледжей тратит менее 6 млрд долларов (415 млрд рублей). При этом население Москвы почти в десять раз больше населения Филадельфии.

Подобный стиль образования приносит свои плоды. Половина взрослого населения Филадельфии функционально неграмотны. То есть они не могут прочитать инструкцию, заполнить анкету, сделать простой арифметический расчет. Две трети населения Филадельфии - малограмотны. Вот такие дела.

Понятно, что для убежденного революционера ВСЕ проблемы угнетаемых имеют классовое происхождение; он считает, что именно в таком печальном состоянии их и хотят поддерживать угнетатели. Но мне не дают возможности вполне принять эту точку зрения два неразрешимых вопроса. Один - совершенно наивный. И все же - разве не было бы полезнее учить детей письму и счету вместо игры в революцию? Другой более запутанный - может ли быть так, что в неграмотных революционных детях и выросших из них неграмотных взрослых нуждаются не только и не столько злые эксплуататоры, а добрые профессиональные революционеры?

Эти сложные вопросы мне одному не решить. Лучше я как-нибудь напишу вам про новую школьную математику. Она тоже до ужаса креативная.

прекрасный новый мир, краеведение, вот ведь какая загогулина получается, Братолюбовск, Москва, Васисуалий Лоханкин, добрый доктор ухоглаз, социальность как она есть, Вторая Мировая война, vivat academia

Previous post Next post
Up