"Последняя любовь в Константинополе"

Jul 17, 2015 16:59

Авторский текст
Katalin ©



Если спросить у меня, кто из писателей современности мне особенно близок по духу, то я не буду долго думать, а отвечу сразу: Маркес и Павич. Возможно, их уже пора называть классиками. Возможно, они не всем нравились тогда и многие не понимают их сейчас. Возможно, и меня сейчас кто-нибудь не поймёт, но это - моя песня, из которой я не могу выкинуть слова. И сегодня, в пятницу - в день, посвящённый богине Венере - я хочу сказать несколько слов о любви.

Собственно, если меня спросят, что почитать "про любовь", я порекомендую...совсем другого автора. В 1927 году Торнтон Уайлдер (Thornton Niven Wilder, 1897-1975), американский прозаик, драматург и эссеист, написал роман "Мост короля Людовика Святого". Этот роман принёс автору Пулитцеровскую премию и был экранизирован не один раз. Чтобы понять, что такое любовь, нужно прочитать сначала его, а потом уж браться за Маркеса и Павича.

Габриэль Гарсиа Маркес - это человек, который видел насквозь мифологию всех миров. Милорад Павич...добавил все миры в свою мифологию. Эти люди жили на разных континентах, и мы с вами действительно были их современниками: Милорад Павич (15 октября 1929 - 30 ноября 2009, Белград); Габриэль Гарсиа Маркес (1928[4], Аракатака, Колумбия - 17 апреля 2014, Мехико).

Хотя нет: следуя их же логике, мы так и являемся их современниками, но чтобы это понять, нужно понимать и то, как связаны все миры в своём прошлом, настоящем и будущем...



Персиковый джем "Последняя любовь в Константинополе".

Одно из произведений Милорада Павича в оригинале называется "Последња љубав у Цариграду" (в Константинополе, значит). Где находится и чем примечателен этот город, знают многие, на истории останавливаться не буду. Но когда я слышу слово "Царьград", я вспоминаю одно растение. Его семена имеют одинаковую массу, поэтому ещё с древности они служили ювелирам и аптекарям в качестве гирь, а затем название этого растения стало названием и меры веса драгоценных камней.

В чём измеряется ценность бриллиантов? Каждой девушке известно, что в каратах :) Так вот: 1 карат - это вес одного семечка, которое находится в плодах этого дерева.

У Мэрилин Монро, наверное, не было выбора, поэтому ей пришлось спеть, что "бриллианты - лучшие друзья девушек" ("Diamonds Are a Girl’s Best Friend", песня из мюзикла "Джентльмены предпочитают блондинок"). У меня никогда не было и нет никаких бриллиантов, но я от этого совсем не страдаю. Зато у меня есть много-много "каратов"!

На заглавном фото я показала цельные плоды дерева (на фоне миндальных орехов), а вот так они выглядят на изломе:



Это "цареградские рожки" или "цареградские конфеты", которые были очень популярны на Руси. В некоторых регионах это растение называется "Хлебное дерево Иоанна": если разломать высушенный стручок, можно почувствовать запах дрожжей.

Название "карат" происходит от греческого κεράτιον (сerátiοn), κέρας (сeras), означающего "рог". Отсюда же - ботаническое название вида: цератония. Вид включает только два рода, одним из которых является Ceratonia siliqua L. - Рожковое дерево, или Цератония стручковая, или Цареградские стручки; оно произрастает в Средиземноморье и на Среднем Востоке.

Современные кулинары хорошо знакомы с продуктами, которые нам дают плоды (бобы) рожкового дерева: пищевая добавка Е410 (камедь, загуститель) и порошок под названием "кэроб" (carob), который поклонники так называемого здорового образа жизни любят использовать в качестве заменителя какао. В некоторых регионах кэроб называют "мукой" (и даже используют как муку).

Ещё из сладкой мякоти цератонии производят сироп (carob syrup). В регионах, где растёт рожковое дерево, этот сироп считается лекарством и имеет вполне серьёзные рекомендации по употреблению (желудочно-кишечные расстройства, лечение кашля и простудных заболеваний, нервные расстройства, нарушение сна).

На самом деле между кэробом и какао не так уж и много общего: эти продукты обладают всё-таки разными свойствами и говорить о том, что один из них "полезнее" другого некорректно. Что подкупает всех в кэробе, так это его натуральная сладость. Порошок, изготовленный из бобов цератонии, действительно сладкий на вкус, если сравнивать его с тем же порошком какао. Цветовой оттенок их тоже похож, и кэроб также обладает некоторыми охлаждающими свойствами.



Отличить какао от кэроба можно только на вкус: на фото - кэроб. Я попробовала добавить его в джем из персиков. В джем были добавлены также нарезанные стручки цератонии и немного коричневого сахара. 1 столовая ложка кэроба на 1 кг фруктов; перед добавлением к фруктам предварительно смешала с сахаром. Мне вкусно, для остальных - необычно.

Недавно в одной интернет-статье о кэробе прочла, что цератония, мол, когда-то произрастала в Центральной Америке, и из её смолы получился знаменитый доминиканский янтарь. Увы, но это не так: в тех краях росло другое дерево из семейства Бобовые, Hymenaea protera. Оно, к сожалению, с лица земли давно исчезло, а вот янтарь, который оно оставило после себя, считается вторым в мире после балтийского.

А после Уайлдера, Маркеса и Павича можно почитать ещё одного нашего писателя-современника, Туве Янссон (9 августа 1914 - 27 июня 2001)...чтобы окончательно понять, что на свете есть такие вещи, которые никогда и ни за какие деньги невозможно заменить никакими бриллиантами.

Приятных всем выходных!

Идею джема с кэробом отдаю Юле на "Джем-ФМ".

мифология, варенье-джем-мармелад, день Венеры, практически здоровый образ жизни, кэроб, библиотека, просто еда, не проза жизни, фрукты-ягоды, личное мнение

Previous post Next post
Up