Храм Воскресения Христова на Крови - храм-памятник, ставший символом
Петербурга.Собор стоит на месте, где 1 марта 1881 года в результате покушения был смертельно ранен император
Александр II ● Освободитель. Спас-на-Крови в
Санкт-Петербурге стилизован под московский собор Василия Блаженного. Но само художественное и архитектурное решение весьма уникально и самобытно. Но сначала история строительства храма...
О всех покушениях на императора Александра II За время правления на
Александра II покушались семь раз. Первое покушение случилось после подавления Польского восстания в 1866 году. Затем в него стреляли, взрывали, пускали поезд под откос. Для охраны государя была создана Верховная распорядительная комиссия (
О терроре и наказании), но не помогло. Есть легенда, что цыганка нагадала ему смерть при седьмом покушении и что он умрет в красных сапогах.
В марте 1881 под ноги императору народовольцем Игнатием Гриневицким была брошена бомба. Ноги Александра II были по колено были в крови (красные сапоги). Шансов выжить у императора не было. О покушении подробно здесь -
Судьба, однако...
Примечательно, что покушение состоялось в тот день, когда император решился дать ход поистине революционному конституционному проекту М.Т. Лорис-Меликова, после которого Россия должна была пойти по пути конституции.Так что этот теракт изменил дальнейшую судьбу России а возможно и всего мира.
Возвести памятник на месте нападения на императора было решено уже на следующий день. Сначала это была небольшая часовня, которая простояла до 1883 года.
Большой Собор возводился на собранные со всех губерний пожертвования. Также новый государь
Александр III распорядился оставить внутри будущего собора нетронутый участок мостовой, где пролилась кровь его отца.
Ради его строительства была изменена даже конфигурация канала Грибоедова, возле которого он поставлен. Строительство велось в течение 24 лет и обошлось в 4,6 млн рублей. Начавшиеся в 1883 году строительные работы были завершены только в 1907-м.
С самого начала, как и
Исаакиевский собор, храм был на государственном содержании, а не на деньги прихода. В нем проходили только проповеди и службы в честь погибшего императора.
Высота храма от его пола до верхней точки креста над куполом составляет ровно 81 метр - число, входящее в дату 1881 - год гибели царя, освободившего народ от крепостного права. И еще одна немаловажная деталь. В императорской России вход в храм Спаса на Крови в Петербурге осуществлялся только по пропускам. До революции в соборе не совершались никакие ритуальные службы. Здесь не крестили младенцев, не отпевали умерших и не венчали молодоженов. Здесь совершались только ежедневные поминальные службы и произносились проповеди.
Композиционный центр здания представляет собой четверик, увенчанный 5-ю куполами.
Кроме того, Спас на Крови имеет ещё 4 главы немного меньшего размера.
Южный, северный фасад украшают фронтоны-кокошники, восточную сторону - три закругленные аспиды с золотыми главками.
С запада находится колокольня с красивейшим золоченым куполом.
Храм представляет собой асимметричную группу, увенчанную 5-ю куполами, часть из них имеет позолоченное покрытие, а часть - эмалевое. Центральной глава храма является шатёр, высота которого достигает 81 метр. На самом деле верхняя точка равна 38 саженям - колокольне Ивана Великого в
Москве. Выше ее церкви строить было не принято.
Серый гранит использовали для облицовки цоколя, стены выкладывались из красно-коричневого кирпича, тяги, наличники для окон, карнизы были выполнены из эстляндского мрамора. Цоколь украсили двадцать гранитных досок, на которых перечислялись главные указы и заслуги Александра II. К 1894 году основные своды собора были возведены, к 1897 году достроили девять глав. Большая часть из них была покрыта разноцветной яркой эмалью.
Мозаика "Несение креста на фасаде. Сейчас левая сторона храма Спаса на Крови в лесах, но у меня есть старые зимние фото без лесов.
Северная сторона фасада представляет мозаику "Воскресение", на южной расположилось панно «"Христос во славе". С запада фасад украшен картиной "Спас нерукотворный", а с востока можно увидеть «"Спас Благословляющи".
После революции 1917 года собор перестали финансировать, и даже хотели разобрать. В 1923 году Спас-на-Крови по праву получил статус кафедрального, но волей судьбы или из-за бурных исторических перемен в 1930 году храм закрыли. Здание передали Обществу политкаторжан. Однако начавшаяся война эти планы были отложены.
В долгие дни блокады в соборе размещался морг, а после войны здесь хранили декорации оперного театра. С 1968 года он начал охраняться как государственный памятник, и только в 1997 году открылся для посетителей.
Во время страшной ленинградской блокады здание собора использовали как городской морг. По окончании войны Малый оперный театр устроил здесь склад для декораций.
В 1968 году он попадает под защиту Государственной инспекции, а в 1970 году храм Воскресения Христова объявлен филиалом «Исакиевского собора».
Красивейший храм...
Каждый третий четверг месяца для несовершеннолетних школьников, а также других учащихся - билеты в спас на крови в Санкт-Петербурге бесплатны.
Примечателен не только внешний вид храма, но и его внутреннее убранство, над созданием которого работали более 30 художников, включая Васнецова, Нестерова, Беляева и других. Коллекция мозаик, которые украшают стены собора, является одной из самых крупных в Европе.
Мозаичные картины покрывают всё внутреннее пространство храма. Фотосъемка может осуществляться, но без использования специализированной техники, в том числе монопода, и без вспышки.
Мозаики собора - одна из его главных достопримечательностей. Сюжеты, воплощенные на стенах собора рассказывают о 277 христианских персонажах, а количество изображенных стен насчитывает 68 сюжетов.
Общая площадь мозаики (изнутри и снаружи) составляет около шести тысяч квадратных метров.
Этот уникальный ансамбль создавался под руководством архитектора А. А. Парланда коллективом мастеров-мозаичистов по эскизам 32 художников, среди которых были В. М. Васнецов, М. В. Нестеров, А. П. Рябушкин, Н. Н. Харламов, В. В. Беляев и В. И. Отмар.
Интерьер Спаса на Крови уникален по разнообразию и великолепию каменного убранства, по богатству отделки и обилию пород, фактур и оттенков русских самоцветов и итальянских мраморов.
Это целый музей камня и камнерезного искусства.
Прекрасный храм, который вечно на реставрации. Наткнулся на старые фото которые так и не опубликовал...
А теперь легенды Храма Спаса на крови
1. Подводные кресты Спаса-на-Крови.
В свое время месторасположение храма сыграло немаловажную роль в его истории: поговаривают, что дабы спасти убранство храма от большевиков, горожане сняли с него кресты и опустили их на самое дно канала Грибоедова. Впоследствии, когда опасность миновала, а Спас-на-Крови начали реставрировать, но никак не могли отыскать кресты, которые венчали храм, произошел любопытный случай: случайный прохожий, знавший легенду, подошел к команде реставраторов и посоветовал поискать убранство в воде. Рабочие решили попробовать и отправили бригаду водолазов обследовать дно - ко всеобщему удивлению кресты оказались именно там, где указал незнакомец.
2. Сказ о том, как храм на развал Советского союза повлиял.
Еще одна любопытная легенда, связанная со Спасом-на-Крови и материализации мысли, имела место быть уже в самом начале 90-х. Долгое время одна из главных достопримечательностей города на Неве десятилетиями стояла в строительных лесах, что породило немало анекдотов и даже нашло отражение в стихах и песнях. На волне среди горожан существовало ироничное поверье, мол, что как только со Спаса снимут леса, рухнет весь Советский союз.
Он и сейчас в лесах. Самый разрушающийся, храм во Вселенной. Сразу видно кто стоит на страже от грехопадения и содомии. Держись храм! Реставраторы помогут!
Кому-то может показаться небылицей, а кто-то спишет на стечение обстоятельств, но факт остается фактом: в 1991 году храм "освободили" от строительных лесов, а чуть позднее, в августе того же года, пришел конец Советской власти.
3. Блокадный морг и «Спас-на-картошке».
Ни для кого не секрет, что в военные времена (и при советской власти) церкви и храмы города работали в непривычном для них режиме - где-то оборудовали коровники или размещали предприятия. Так, во время блокады Спас-на-Крови превратился в самый настоящий морг. В районный Дзержинский морг, коим на время стал храм, со всего города свозились тела погибших ленинградцев, подтверждая его историческое название. Кроме того, одной из функций достопримечательности в те нелегкие времена стало хранение овощей - некоторые горожане с чувством юмора даже прозвали его «Спасом-на-картошке». По окончании войны Спасу-на-Крови опять-таки не вернули религиозной функции, напротив - его начали использовать как хранилище декораций Малого Оперного театра, который нынче известен как Михайловский.
4. Тайны нумерологии и Спас-на-Крови.
Магия чисел действительно существует, и петербургский храм вполне успешно доказывает это - например, экскурсоводы, желающие добавить некого мистического шарма, частенько обращаются к нумерологии и рассказывают о том, что высота центрального сооружения составляет 81 метр, что это в полной мере соответствует году гибели Александра II, а еще одно число 63 - не только высота, на которую вздымается один из куполов, но и возраст императора в момент покушения на его жизнь.
5. Загадочная икона.
Кроме знаменитого призрака набережной канала Грибоедова, бытует еще одна мистическая и таинственная легенда (не доказанная и не опровергнутая): якобы под крышей Спаса-на-Крови есть икона, на которой проступили роковые для российской истории годы - значится там 1917, 1941 и не только. Считается, что икона обладает силой и способна предрекать поворотные даты для истории России, ведь на полотне проглядываются и другие нечеткие силуэты чисел - возможно, они проступят по мере приближения новой трагедии.
6. Нерушимая церковь
Еще одно поверье, которое до сих пор не нашло опровержения - что этот собор невозможно разрушить. Одним из ярких примеров, подтверждающих легенду, является история о том, как в 1941 году власти приняли решение взорвать храм Спаса на Крови, назвав его «объектом, который не имеет художественной и архитектурной ценности». В стенах были просверлены отверстия, туда уже заложили взрывчатку. Но началась Великая Отечественная война, поэтому все взрывники были в срочном порядке отправлены на фронт.
Во время войны в купол попал немецкий снаряд... который обнаружили в 1961 году во время проведения научно-производственных реставрационных работ. Он пролежал здесь 18 лет. Снаряд, массой около 150 килограмм, пробил свод купола, но застрял в перекрытии свода.
Снаряд извлекала группа бывшего сапёра В. Николаева, в которой были опытные специалисты и верхолазы. Работами руководил бывший пиротехник В. Демидов. Снаряд осторожно извлекли с помощью лебёдки, после чего его вывезли и уничтожили в районе Пулковских высот.
Набережная канала Грибоедова. В советское время
Ново-Конюшенный мост, рядом с которым произошло покушение, носил имя террориста подорвавшего имеператора
Александра II. Это просто позор советской власти.
Храм сверху.
Инфа и фото частично (С) интернет