"Где стоит такая дама,
Позади которой - драма,
Слева - просвещение,
Справа - развлечение,
А спереди не всякому доступно?"
народная сатира
Памятник
Екатерине II находится в сквере у Невского, в саду называемом в народе "Катькин садик".
Памятник
Екатерине Великой был установлен в 1873 году, а площадь ныне носит неожиданное название - Островского )))
Запечатлен момент открытия памятника. Сквер и памятник овеян различными легендами и сказаниями ))) о которых я и хочу поведать )))
По легенде, обсуждая с Фальконе детали
Медного всадника - памятника
Петру I, матушка-императрица заодно поручила ему сделать и проект памятника самой себе. Фальконе нарисовал несколько эскизов, но ей все не понравилось и она идею отложила... для потомков. Памятник был поставлен только в следующем веке, уже в столетнюю годовщину коронации
Екатерины II.
Молва гласит, что
Николай I ● Незабвенный или Палкин бабку свою,
Екатерину II, не любил и не только не собирался каким-либо образом увековечить ее память, но даже сердился, когда при разрешении государственных вопросов делались ссылки на указы или распоряжения
Екатерины II.
Он считал её позазушницей и женщиной распущенной и слишком слабой к слабостям подчиненных (например к воровству, которое расцвело при ней по всей стране).
Император даже приказывал уничтожать личные вещи, что от нее остались. Мебель, платья. Главным вандализмом Николая I было уничтожение оставшихся после Екатерины огромных серебряных сервизов (каждый сервиз в несколько тысяч единиц). По замыслу Екатерины, каждый из этих 13 сервизов (названных наместническими) олицетворял собой один из 13 новых (после губернской реформы) административных центров России (Московский, Казанский, Нижегородский и тд).
Сервизы были заказаны в 1770-х годах во Франции, знаменитым мастерам Роберу Жозефу Огюсту и Жаку-Никола Ретье. Тогда же для фаворита Екатерины Григория Орлова был изготовлен особенно изысканный, так называемый Орловский серебряный сервиз из 3274 предметов, после смерти владельца он был возвращен в Зимний дворец и использовался во время парадных приемов.
Николай I приказал переплавить все эти 14 сервизов, хотя к тому времени все они имели уже историческое, мемориальное и художественное значение. В итоге из нескольких десятков (!)тысяч первоначальных предметов, до наших дней чудом дошло всего всего лишь около 100 (и больше половины из них были проданы в 30-е годы за границу), сегодня в Эрмитаже можно видеть "жалкие остатки" из 39 единиц.
Получилось полторы тонны серебра в слитках, но это я отвлекся.
Александр II не разделял нетерпимого отношения отца к великой женщине, однако, с памятником прабабушке не спешил.
Однажды канцлер Горчаков на приеме у царя посетовал, что гуляя по Петербургу, невозможно увидеть ни одного знака, напоминавшего бы о царствовании «Семирамиды Севера».
Александр II промолчал, но к словам знаменитого дипломата прислушался. Спустя некоторое время Горчаков узнал, что решено поставить монумент Екатерине в ее любимом
Царском селе, и что модель уже готова. Александр Михайлович поспешил взглянуть на модель, и она совершенно ему не понравилась. Екатерину изобразили с лирой в руках, размеры модели были малы - она производила впечатление обычной садовой скульптуры.
Когда император спросил Горчакова, что он думает о модели памятника, Александр Михайлович не стал скрывать своего разочарования.
"Ваше величество, это может быть довольно для фамилии - но недостаточно для страны", - веско сказал он. И добавил: "Когда я рассматривал модель, мимо прошли две бабы и спросили меня: "Зачем это матушке-царице дали подкову в руки?"...
Глас народа - глас Божий: пресловутая модель была отвергнута, и скульптору Микешину пришлось создавать новую, и уже не для
Царского села, а для
Петербурга.
В результате, в сооружении памятника приняли участие художник Михаил Микешин, скульптурные работы выполнили Матвей Чижов, изваявший статую императрицы, и Александр Опекушин, создавший фигуры, окружающие пьедестал.
Автором проекта пьедестала памятника и лаврового венка вокруг его подножия, торшеров канделябров, доски для надписи под подножием монумента является архитектор Давид Гримм, который руководил всеми работами по созданию монумента. Орнаментальные детали фонарей были изготовлены по рисункам архитектора Виктор Шрётера.
Петербуржцы не приняли и его. У нас в городе все новое долго вызывает отторжение. Памятник был сразу же подвергнут резкой критике, иначе как "микешинской сонеткой" (сонетка - это настольный колокольчик) петербуржцы его не называли.
Хотя теперь всем ясно - шедевр! Особенно, если учесть, что после Октябрьской революции все другие памятники
Екатерине в России были уничтожены. Памятник имеет сходство с памятником Тысячелетию России, находящимся в Великом Новгороде, что неслучайно, так как оба они проектировались Михаилом Микешиным. Нельзя не отметить и его сходство с памятником
Екатерине II в Краснодаре, это была одна из последних работ скульптора.
Вокруг пьедестала расположены девять фигур видных деятелей екатерининской эпохи: фельдмаршал Пётр Румянцев-Задунайский, государственный деятель Григорий Потемкин и полководец Александр Суворов обращены к Невскому проспекту, поэт Гавриил Державин и президент Российской академии Екатерина Дашкова - к Аничкову дворцу, князь Александр Безбородко и президент Российской Академии художеств Иван Бецкой - к Публичной библиотеке, полярный исследователь и флотоводец Василий Чичагов и государственный деятель Алексей Орлов-Чесменский - к фронтону Александринского театра.
На переднем фасаде памятника помещена бронзовая доска, украшенная атрибутами наук, художеств, земледелия и военного дела. На книге, стоящей среди этих атрибутов, написано слово «закон» и сделана надпись: "Императрице Екатерине ΙΙ в царствование Императора Александра ΙΙ-го 1873 год".
В начале 1930-х годов партийные органы Ленинграда собирались демонтировать памятник как «старорежимный», поставив на пьедестал вместо статуи
Екатерины статую Ленина, а на места снятых 9-ти фигур посадить представителей "мудрого ленинского политбюро". В конце 1960-х годов, из рук
А.В. Суворова вандалами была вырвана шпага. Её воспроизводили заново дважды - покушения на шпагу продолжаются до сих пор.
Острословы рассказывают, что бронзовые фигуры екатерининских фаворитов вокруг пьедестала на памятнике Екатерине жестами демонстрируют размеры своих достоинств. Один только Державин виновато разводит руками. А над ними возвышается величественная развратная императрица с лукавой улыбкой и скипетром-эталоном в царственных руках. В действительности из изображённых на памятнике фаворитом
Екатерины (по некоторым данным, даже тайным супругом) был только Г. А. Потёмкин.
Одна из легенд утверждает, что под памятником зарыты несметные богатства. При закладке памятника одна из экзальтированных дам сорвала с себя перстень и бросила в котлован. Её примеру последовали и другие дамы. Если верить городским слухам, то в советское время власти хотели провести раскопки в Екатерининском саду. Однако дело дальше кабинетных разговоров не пошло.
В советское время Екатерининский сад стал любимым местом сбора шахматистов, которые и сейчас зачастую на скамейках устраивают турниры. Издавна в сквере назначали свидания люди нетрадиционной ориентации. Кому интересно о пидорасах, читайте под ссылкой ниже.
"Катькин садик"... или "Плешка Петербурга"
Памятник Екатерине - возможно самый любимый монумент у вандалов города. У него постоянно пропадают скульптурные детали (бронзовые цепи, ордена, шпаги). Как-то раз Екатерина была замечена с бутылкой в руке. Говорят, что это сделали подвыпившие моряки. Любит народ этот памятник.
Доходный дом Басина и борода императора Александра III
Ваш покорный слуга...)))
А рядом первый театр в России!
Александринка - театральная жемчужина Петербурга
Кстати! Про "спереди не всякому доступно" (в афоризме). Имелся ввиду Елисеевский магазин ))) а вы о чем подумали?!
Памятник Екатерины Великой в Катькином саду в 2023 году Основная инфа и фото © Википедия и др. интернет