На "Омскрегионе"
вышел мой очередной пост, на этот раз посвященный выставке "Автографы старого Омска". Нашему городу катастрофически не везет с реализацией крупных и интересных проектов. Год 300-летия не исключение. Но архитектурные и градостроительные планы попадали под сукно и в советское, и в царское время - именно им и посвящена эта выставка. Здесь же - проекты зданий, которые уже снесены, а также тех, которые сохранились и стали визитной карточкой Омска.
Выставка гораздо обширнее, чем пост в интернете, и отснято было больше проектов. Экскурс по выставке - под катом.
Выставка «Автографы старого Омска» открылась в Центре изучения истории Гражданской войны и посвящена 300-летию города. Основой выставки стала проектная документация, хранившаяся в фондах Главного управления Западной Сибири, Омской городской управы, Омского областного исполкома, Омского губернского архитектора и картографической коллекции Исторического архива Омской области.
Выставка имеет два раздела, и в одном из них - проекты, которые в силу разных причин так и остались на бумаге. К примеру, это памятник императору Александру II, который должен был появиться напротив Здания судебных установлений (ныне - Законодательное собрание Омской области). В 2007 году строители во время восстановления Успенского собора нашли закладной камень памятника. Но на выставке представлен совсем другой проект - Павла Филипповича Горбачева, омского городского архитектора, который работал в 1910 году в Омской городской думе. Этот проект он предложил в 1911 году, когда Дума рассматривала вопросы установки такого памятника в честь 30-летия отмены крепостного права. Горбачев предложил изготовить памятник на одном из уральских заводов обязательно из чугуна, так как он со временем не окисляется и не меняет свой вид, как бронза.
Однако к реализации был одобрен совсем другой проект авторства петербургского архитектора Прусакова, по проекту которого строилось и Здание судебных установлений. Очевидно, что памятник был изготовлен и даже доставлен в Омск, но остается неясным, был ли он установлен. История монумента до сих пор неизвестна, и историки и краеведы по-прежнему об этом спорят.
Еще один крупный дореволюционный проект - огромный корпус Омских почтово-телеграфных учреждений. Шестиэтажное богато украшенное здание с башней и стеклянным шаром, напоминающее Дом Зингера в Питере, могло появиться там, где сейчас находится Иртышское пароходство. Ему отводился целый квартал в границах улиц Почтовой - Панковской - Безымянной - Аптечной (ныне ул. Почтовая - Стачечная - пр. Маркса).
Это должна была быть вторая крупнейшая стройка города после здания Управления омской железной дороги (сегодня - ОмГУПС). В 1914 году было принято решение о строительстве, а в 1916 году у города был выкуплен участок земли и приглашен варшавский архитектор Яблонский, который вместе с семьей и женой остановился в гостинице «Россия». Но увидев ситуацию на местности, он понял, что проект нужно переделывать. Из-за болотистого грунта приходилось убирать подвал и строить большой цокольной этаж, нужно было сократить высоту с шести до трех этажей и так далее. С этими идеями архитектор уехал в Ярославль и прислал оттуда новые листы с проектом, однако строительству помешала Первая мировая война, а затем уже Революция и Гражданская война.
К 1919 году относится нереализованный проект Атаманской гимназии. Ее планировалось построить в Атаманском хуторе, а ныне это Привокзальный поселок. Предполагаемое расположение - ул. Толстого - 5-я Ленинская - Добролюбова - Горького. Очевидно, воплощению этих планов также помешала Гражданская война.
У молодой советской республики вскоре появились уже собственные планы и проекты. На выставке представлены чертежи 1920-ых годов, по которым предполагалось построить здание омского Промбанка. Он начал действовать в 1923 году, а в 1924 году банку уже стало тесно. Новое здание планировалось возвести на углу улиц Ленина и К. Либкнехта, пристроив к бывшим Московским торговым рядам. Кстати, это место до сих пор остается незастроенным.
Два варианта этого объекта:
Новая эстетика конструктивизма представлена проектом каланчи III пожарной части. Ее предполагаемое месторасположение - ул. Кузнечная (Маяковского) и 4-5-я Линии. Проект в январе 1930 года подготовил известный омский архитектор Александр Огородников. Второй автор каланчи - студент Огородникова А.П. Николаевский.
Но время конструктивизма быстро закончилось и в архитектуре стал главенствовать другой стиль. Его воплощение - грандиозный Дом советов, проект новосибирского Горстройпроекта 1937 года.
Омские архитекторы осуществляли его привязку к местности и сделали фотопроект. Несколько томов проекта хранится в фонде Омского облисполкома. Глядя на него, чувствуется вся мощь и монументальность сталинского ампира. Здание должны были построить на пересечении улиц Интернациональной и Герцена с выходом фасада на улицу Ленина.
Привязка к местности
Здание должно было иметь три входа. Первый - для обкома партии, третий вход - облисполкома, а в центре - вход в зал съездов и заседаний. Кроме того, там должны были разместиться корреспонденты ТАСС, члены обкома ВЛКСМ, других советских учреждений и организаций. По документам подробно описываются требования к Дому советов: внутри должен был быть буфет на 150 горячих завтраков, а отделка должна поражать своей величественностью, но при этом быть достаточно скромной. Цветная штукатурка, натуральный камень, лепнина, скульптуры - стоимость реализации проекта в довоенных советских рублях составляла 4 млн рублей.
вариант:
Если бы Дворец построили, это был бы один из самых монументальных омских объектов. На выставке представлен подлинник альбома с различными эскизными вариантами фасадов. Основной вариант - на заглавном фото.
эскизный вариант:
В другой части выставки - планы и чертежи реализованных проектов зданий. Но и их вы уже не увидите на омских улицах: с ними безжалостно расправилось время. Снесена в советские годы магометанская мечеть (проект 1824 года) - на ее месте сейчас жилой дом и магазин «Топаз».
Не сохранился пивоваренный завод Чистякова, стоявший на берегу Оми в районе улицы Бударина.
Впервые омичам представлен проект первого городского цирка - это чертеж с натуры от апреля 1923 года.
Само здание выстроено в конце 1918 года на средства известного в то время циркового артиста Ивана Яго, а в городе это здание было известно под названием «Спорт-Палас». Фото 1932 года.
Затем в 1920 году цирк был ликвидирован, но затем открыт вновь. Афиша омского цирка 1923 года
Затем цирку перестроили купол и оно еще послужило омичам. Здание совсем обветшало в 1980-ые годы и его снесли. Фото Фрумгарца, 1962-1970 гг.
Чуть было не снесли и пожарную каланчу на улице Интернациональной, ее проект также представлен на выставке в разделе реализованных зданий, которые существуют ныне и являются визитными карточками Омска.
Типовой проект здания винных складов, 1898 год, Инженер-проектировщик В. Гусев
Служащие Омского казенного винного склада №1, 15 октября 1914 года
Проект фасада главного здания казенной суконной фабрики. 1840 год, архитектор - инженер-подпоручик Гассельман
Чертеж дома на ул. Герцена для переустройства после пожара
Склады Московских торговых рядов (вторая линия улицы Ленина, были надстроены)
Проект расширения Свято-Параскиевской церкви и другие материалы по этому храму