Внутренняя планировка и убранство крестьянской избы в
Вятском крае были просты и целесообразны. Вход был в середине задней стены. В углу справа или слева от входа стояла печь, а по диагонали от неё находился передний - «красный» угол.
В Вятском крае в «красном углу» - «божница»
В «красном углу» над потолком находилась «божница». Это полка, на которую ставили иконы, свечи, лампаду.
В передней в красном углу под божницей большой стол, вдоль стен широкие лавки (скамейки). Над входом в избу у потолка располагались «полати» - широкая полка для спанья. Непременной принадлежностью внутреннего убранства крестьянской избы были «полицы» - полки вдоль стен над лавками, куда складывали шапки, шали, рукавицы, разные мелкие вещи и инструменты. На стене у входа - «спицы». Это вешалки для одежды.
Русская печь играла большую роль в крестьянском быту: поддерживала тепло в избе, в печи готовили еду, которая долго сохранялась в горячем состоянии.
На печи сушили одежду, «грели кости» при недомогании, спали на её теплой поверхности. Недаром говорилось в народе: «Печь и кормит, и греет, и лечит».
В конце XIX века печь стали размещать не в углу, а ближе к середине избы. Это давало возможность разделить избу перегородкой на две или три части: переднюю, кухню и «прохожку».
Место за перегородкой впереди печи называлось «середь» - кухня. На кухне была «судница» - ящик (шкаф для посуды) и полки. Помещался стол и широкая полка - «суденка» для приготовления пищи и кухонная утварь: ухваты, сковородники, помело, деревянная лопата и другое. Печь ставили челом к окну, чтобы свет попадал внутрь печи.
От входной двери по - за печью был проход на кухню - «прохожка». Над «прохожкой» были небольшие полати для хранения лука, сушеных грибов, ягод, овощей, лекарственных трав и других припасов. В "прохожке" был также рукомойник и другая утварь.
Никакой мебели, в том числе комодов, шифоньеров, кроватей в избе не было. Наряды, рукоделье, холсты хранили в большом сундуке. Спали на лавках вдоль стен, на полатях, на печи.
Лавки разделялись на мужские и женские.
Пол мыли в субботу до бани. Некрашеный пол скребли «косарем» - большим широким ножом. Косарем же щепали лучину для растопки печи и для освещения избы в темное время суток. Для лучины выбирали березовое полено без сучков и сушили его на печи.
Входя в избу в Вятском крае, люди крестились у порога, глядя на божницы в красном углу и только после этого начинали говорить или что-то делать.
Автор краевед: Александр Краев, Шабалинский район, село Новотроицкое, Вятский край
Click to view
Другие новости по теме:
Деревенский быт Вятского края Как обустраивали в Вятском крае избы в начале ХIХ века Краеведение. Как наши предки обживали вятский край? Знаменитые земляки Вятского края Деревенские думы о Вятском крае