Территорию музея условно можно разделить на нижнюю с деревянными постройками и верхнюю на мысу Элэсин Тумса. Тут тоже много интересного.
Здесь располагается деревянные трибуны «Зелёного театра» с видом на Лену, который построили мастера из Баяги. Здесь проводят Ысыах, выступают артисты, состязаются спортсмены, гуляют свадьбы, отдыхают.
И есть ещё одно крайне интересное место на нагорье музея, которое обозначено как «Старинное кладбище». Информации о нем крайне мало. На самом деле это кенотафы, символические захоронения, большинство (если не все) - шаманские. Они очень разные.
Сама идея, видимо, принадлежала Суоруну Омолоону (Дмитрию Сивцеву). У него были старые фото, по ним и ещё по рисункам якутского художника Ивана Попова выполнены реконструкция мастерами из поселка Туора-Кюель.
Место удивляет и завораживает. В старину саха считали, что места захоронений шаманов это места силы. Шаман не умирает, его астральная сущность - Ийэ-кыл остается, так же, как и его духи-помощники. Поэтому шаман продолжал хранить своих потомков и оказывать помощь в трудных ситуациях. Эта связь может поддерживаться 44 года, в отдельных случаях - 250 лет, а с великими шаманами - до 400 лет.
«Мистическая сила, сосредоточенная в местах шаманских захоронений, обладает определенным интеллектом. Она откликается на смиренные просьбы о помощи, Она воспринимает ритуал покаяния, и Она же страшным образом мстит за нанесенные оскорбления».
Наиболее древний тип захоронений - воздушный (арангаса саха), когда выбирали четыре рядом стоящих дерева, отпиливали им вершины и на высоте примерно 2-х метров соединяли перекладинами, на которые устанавливали выдолбленную колоду из двух половинок цельного и достаточно толстого ствола лиственницы. Иногда, чтобы корни деревьев меньше прогнивали, их обнажали, снимая сверху дерн и превращая их в настоящие «курьи ножки». Потомки шамана внимательно следили за состоянием воздушного захоронения, каждый раз принося подарки.
Думается мне, что реконструкция захоронений шаманов на высоком мысу в великолепном сосновом лесу с видом на Лену и сам Музей «Дружба» под открытым небом неслучайна. Эта сила и по сей день хранит Соттинцы, благословляет людей на созидание и карает за злые дела. Туристам здесь лучше всего помолчать и почтительно мысленно пообщаться с теми, чья энергия незримо присутствует даже в репликах захоронений. Можно с мысленной благодарностью оставить подношения, конфетки, монетки, сигареты, ленточки.
Стилизованное резное изображение фигуры - символ отлетевшей души умершего.
Директор музея Надежда Яковлевна настояла, чтобы мы не уехали, не увидев священное дерево - огромную ветвистую лиственницу на берегу озера аласного камышового озера Элэсин. На этом озере разводят домашних и гнездования диких уток, и выращивают озерных рыб.
Мы едем в Борогонцы.
Благодарность за содействие в знакомстве с Республикой Саха (Якутия) - администрации Республики Саха, главе департамента информационной политики Семёну Трофимову, депутату Госдумы РФ Сардане Авксентьевой, проекту "
Живое наследие" от Общественной палаты РФ и медиа-сообществу
travel_russia Продолжение следует. Республика Саха (Якутия) прекрасна!
Серия постов:
Якутск. Музей мамонта - Не перевелись ещё мамонты в Якутии Якутск. О «Царстве вечной мерзлоты» и самом крутом Дед Морозе в мире! Якутск. Священная гора и Эколого-Этнокомплекс "Чочур Муран" Якутск. На глубине 12 м и 116 м. Лёд и злые духи. Институт Мерзлотоведения и Шахта Шергина "Хомус, посланный с Небес" - визитная карточка Якутии Сокровища Якутии в «Сокровищнице Якутии» и «Комдрагметалле» Мир и "Дружба". Черная оспа и захоронения шаманов. Едем в Соттинцы. /1