"Гандахар. Световые годы". Как фантастика восьмидесятых формой уделывает содержание

Feb 07, 2019 02:04

Порой у меня бывают периоды творческого застоя, когда не знаешь, о чем интересном можно написать. И только я почувствовал, что этот период наступает, как пользователь altereos меня выручил. Он предложил поучаствовать в «тематической кинорулетке» и написать отзыв о полнометражном мультфильме, который он предложит мне сам. Чуть подробнее - в его посте. Мне достался французский мульфильм 1988 года «Гандахар. Световые годы». Ну что ж, давайте узнаем, что это вообще за зверь. А то не все же мне пиксар смотреть (кстати, у меня есть топ лучших мультиков «Пиксара»).


В последние годы в мейнстримовом кино наметилась тенденция «усреднения». Почти всегда ты знаешь, чего можно ждать от фильма, и интригой станет лишь то, удастся ли создателям сделать старые проверенные ходы работающими. Аналогичная схема и в мультипликации. Чтобы выделиться на общем фоне, сейчас мультфильму достаточно продемонстрировать хоть немного нестандартного подхода, как это было, например, с «Человек-Паук: через вселенные» (который, кстати, вероятно, получит «Оскар»). И на этом фоне старые мультфильмы выглядят как что-то с другой планеты.


Как раз о других планетах и рассказывает нам фильм «Гандахар. Световые годы» режиссера Рене Лалу. По сюжету процветающей планете Гандахар грозит гибель из-за атаки боевых человекоподобных роботов. Главному герою предстоит узнать, кто стоит за этой атакой, зачем ее предпринимают и как это можно предотвратить.

И увы, по части сюжета «Гандахар» в наши дни сталкивается с проблемой, типичной для многих старых фильмов. Я называю это «проблемой Грибоедова». Это из анекдота: «Прочитал я ваше «Горе от ума». Ничего оригинального, одни цитаты».
То есть смотря старые произведения, вы не можете отделаться от мысли, что все это уже видели… в более новых произведениях. Я не удивлюсь, если сюжетные ходы и повороты действительно смотрелись крайне необычно и неожиданно в 1988 году. Но сейчас это все выглядит знакомым и предсказуемым. Я смотрел мультфильм не очень внимательно, но даже так угадывал, что будет происходить в нем дальше, хотя до сегодняшнего дня даже не слышал о его существовании.


Да и моральные посылы мультфильма тоже кажутся весьма избитыми. Вся эта опасность технократии, человек как винтик системы, подчинись и стань как робот… Ну не знаю, я это еще у Замятина с Оруэллом читал.

Но вот знаете, что я вам скажу… А мне понравился мультфильм! Вот такой вот парадокс. И понравился он мне по очень неожиданной для меня причине. Да, главный его минус в том, что он устаревший, но главный плюс - в том, что он… устаревший!

Понимаете, мне пришлась по нраву стилистика этого мультфильма. Сейчас такое просто не встретишь. Примитивная анимация, неуклюжие движения, отрисовка далеко не всех жестов, герои порой даже говорят недвижущимися ртами. Плюс это странное психоделичное неспешное начало, когда несколько минут ничего толком не происходит, и нас просто визуально знакомят с новым миром. Плюс подходящая электронная космическая музыка, давящая на психику. Все это создает непередаваемую завораживающую атмосферу старой фантастики, когда авторы не были заключены в определенные рамки.


В наши дни фантастическое произведение пытаются сделать как можно логичнее, прописать внутренние законы и правила. В старой фантастике простор для творчества был гораздо шире, авторы не заморачивались насчет логики происходящего и могли лепить все, что душе угодно. Я частенько мысленно подмечал, что в этом «Гандахар» напоминает мне «Вспомнить всё» и «Пятый элемент», которые Пол Верховен и Люк Бессон тоже старались наполнить большим количеством всяких необычных штук, которых нет в нашем скучном мире. А потом вспомнил: мультфильм же французский, Бессон француз. А Верховен голландец, то есть тоже неподалеку. Может, это европейский дух делает фантастику столь необычной?

Да, я всегда говорил, что если у произведения плохой сценарий, то его не спасет никакой, даже самый классный визуал. Но сейчас я понимаю, что был слишком категоричен в словах. Да, «Гандахар» нельзя назвать шедевром постановки, но за счет по-хорошему устаревшей анимации, разнообразия образов и видов, завораживающей музыки (а где-то - ее завораживающего отсутствия) мультфильм мне очень зашел. Хотя, справедливости ради, сценарий я не могу назвать плохим. Наверное, это просто продукт своего времени.


Ну и давайте все же обсудим ассоциацию, которая первой приходит на ум, когда смотришь этот мультфильм.
Да, я согласен. Визуально он смотрится ну очень похожим на культовый «Хэви Металл». Та же дешевая анимация, те же странные образы и то же обилие голых грудей, которое в свое время в «Саус Парке» выстебали. Ну что я могу сказать? Наверное, это веяния восьмидесятых. Вероятно, создатели «Гандахара» даже вдохновлялись «Хэви Металлом». Потому что иного объяснения голым грудям в мультике я просто не вижу. Если в «Металле» создатели намеренно рисовали откровенно выглядящих героинь, потому что секс хорошо продается, то в «Гандахаре» сиськами светят как будто по принципу «потому что мы так можем», не задавай вопросов. Но если не считать нескольких гологрудых героинь (многие при этом остаются в одежде, голая только грудь), особо секса в мультфильме я не нашел. Как и откровенной жести, которая есть в «Хэви Металле».


Стоит ли мультфильм смотреть? Не думаю, что вы много потеряете, если его не посмотрите. Но с другой стороны, если вы устали от стандартного кино, хотите окунуться в психоделичную атмосферу киберпанкового безумия, то «Гандахар» - прекрасный способ потратить 1 час 20 минут своей жизни.

Моя оценка: 5/10 за содержание, 9/10 за форму, в среднем 7/10. Кстати, на Кинопоиске и IMDB у него те же средние 7 баллов. По мне заслуженно.

При написании поста использовались скриншоты с сайта altereos.ru

P.S. Пишите в комментариях: смотрели ли вы «Гандахар»? И как он вам? Если нет, то возникло ли желание посмотреть? В общем, комментариям я всегда рад.

Мультипликация

Previous post Next post
Up