Уморительно порой читать верноподданную прессу, спешащую с очередным доносом на врагов матушки-России. Вот и радио Classica.FM
подсуетилось вчера. «Организаторы фестиваля Russenko заявляют своими целями знакомство публики с «подлинной Россией», однако характер экспозиций и мероприятий неизбежно заставляет посетителей делать ложный вывод об отсталой стране с низкой культурой и подавленными политическими и социальными правами, агрессивным, милитаристским сознанием общества».
«Не забыто, - пишут бдительные граждане, - и так называемое «современное искусство» - свои инсталляции представит екатеринбургский «уличный художник» Тимофей Радя, специализирующийся на мрачных инсталляциях с плохо скрытой критикой политического режима в России».
Честно говоря, про Радю я прежде и не знал, но после поездки на этот фестиваль, конечно, полез на его
сайт. Вверху, кстати, одна из его работ. А вот, как она выглядит полностью. Что тут сказать: очерняет…
Тимофей Радя. После войны (инсталляция)
Свои впечатления о фестивале я уже как-то
приводил. Скажу еще раз. Кто чего хочет увидеть, тот это и найдет. Выставка действительно неоднозначная. Поскольку неоднозначна и вся культура России и ее сегодняшние достижения. И вместе с тем, мне кажется, французам удалось более или менее объективно передать сегодняшний день нашей страны.
Действительно, «Russenko 2015» отличалась и необычным размахом, и разнообразием мероприятий, в которых традиции и современность соседствовали и дополняли друг друга. На протяжении всего фестиваля в разных точках города были организованы фотовыставки, посвященные России, начиная от камерных фотопортретов проекта «Kommounalka» Франсуазы Югье (Françoise Huguier), заканчивая масштабными реконструкциями батальных сцен, запечатленными эстонским фотографом Александром Гронским (Alexander Gronsky).
Цикл фотографий "Коммуналка" Франсуазы Югье.
Все фото подлинные (не фотошоп) и сделаны в питерской коммуналке несколько лет назад
Обычная наша жизнь, которой живут миллионы российских граждан
В здании местного театра ECAM зрителям продемонстрировали советское и современное российское кино (можно было понастальгировать под «Джентельменов удачи», «Осенний марафон» и «Веселых ребят»), а в Медиатеке детям показывали мультфильмы, среди которых были любимые всеми «Фильм, фильм, фильм» и «Следствие ведут Колобки». Настоящий подарок и для тех, кто знает эти ленты наизусть, и для тех, кто никогда не слышал про существование редких полосатых слонов и не считает слово «редиска» ругательством.
Для любителей вкусно поесть в программе были кулинарные мастер-классы, где можно было посмотреть на процесс приготовления и попробовать получившиеся блюда (телевизионным кулинарным шоу явно не хватает этой приятной составляющей). Ольга Сюткина, Антон Прокофьев и Елена Кознова готовили, рассказывали про русские блюда, угощали ими множество зрителей. Как пишет журналист проекта
«Русский очевидец», «аудитория этих мастер-классов вооружилась блокнотами и буквально бомбардировала поваров уточняющими вопросами, ведь нужно и творог правильный разыскать, и топленым маслом обзавестись, и рецептуру соблюсти в точности».
Ольга Сюткина учит французов готовить сырники.
Удовольствие, похоже, получают все - и ведущая и зрители
Пожалуй, самыми обсуждаемыми мероприятиями стали многочисленные круглые столы. Часть из них была посвящена образу современной России, а также теме Украины (что поделать, нет для современного постсоветского пространства более важной и более болезненной темы). Так уж сложилось, что политические заключенные, военные действия в Донбассе и чудовищные медиа войны - это тоже часть современной действительности.
Впрочем, политизированными были далеко не все мероприятия. К примеру, круглый стол, посвященный российским продуктам, фермерству. Что будем есть в условиях кризиса и дефицита, способны ли фермеры накормить Россию? - какая ж тут политика, просто жизнь. Которая, впрочем, в нашей стране никогда не бывает частной.
И в этом смысле я, пожалуй, соглашусь с радио Classica.FM. Ведь любой простой рассказ о российской жизни сегодня без упоминания слов «великая», «духовная» и «снова всех переиграл» является самой настоящей клеветой. От которой за версту веет русофобством и печеньками госдепа.