Венская Опера и Скорая помощь

Jan 05, 2014 10:51

Оригинал взят у mgsupgs в Венская Опера и Скорая помощь


В 1881 году в венской опере случился катастрофический по последствиям пожар, в котором только погибших было 479 человек.

Здание оперы на Рингштрассе не простояло и восьми лет. Построенное в 1874 году по проекту архитекторов Генриха фон Фёрстера и Эмиля Риттера, здание погибло в грандиозном пожаре 9 декабря 1881 года. Здание было рассчитано на 1700 человек, однако, осталось неизвестно, сколько людей находилось в здании театра на момент возгорания.

Несмотря на обилие хорошо оснащенных клиник, многие пострадавшие с ожогами и травмами больше суток не могли получить медицинской помощи.  Поэтому  в 1887 году было основано Венское добровольное спасательное общество. У истоков его встал профессор Яромир Мунди - хирург, ставший свидетелем пожара.  Именно с этого момента и начинается история медицинской Скорой Помощи



Часть первая 1897 -1947



В России первая станция Скорой помощи открылась в Варшаве в 1897 году, затем - в Москве, Питере, Одессе, Киеве и Риге.
В Москве две первые кареты Скорой помощи появились при полицейских частях в апреле 1898.Кареты были закуплены на частные пожертвования купчихи А.И.Кузнецовой. Она же финансировала работы Станций на первых порах.
В Санкт-Петербурге первые 5 станций Скорой помощи были открыты 7 марта 1899 года по инициативе доктора-хирурга Н. А. Вельяминова.
Интересно, что Станция Скорой помощи в Одессе, которая начала свою работу 29 апреля 1903 году, была создана также по инициативе энтузиастов на средства графа М.М.Толстого и отличалась высоким уровнем продуманости в организации помощи.



Интересно, что уже с первых дней работы Московской Скорой сформировался тип бригады, который дожил с небольшими "вариациями" до наших дней - врач, фельдшер и санитар. На каждой Станции было по одной карете. Каждая карета была оснащена укладкой с медикаментами, инструментарием и перевязочным материалом. Право вызова скорой помощи имели только официальные лица - полицейский , дворник, ночной сторож.



С начала XX века город частично субсидирует работу Станций скорой помощи. К середине 1902 года Москва в пределах Камер-Коллежского вала обслуживалась 7 каретами скорой, которые располагались на 7 станциях - при Сущевском, Сретенском, Лефортовском, Таганском, Якиманском и Пресненском полицейских участках и Пречистенском пожарном депо. Радиус обслуживания ограничивался пределами своей полицейской части. Первая карета для перевозки рожениц в Москве появилась при родильном приюте братьев Бахрушиных в 1903 году. И тем не менее имеющихся сил не хватало для обеспечения растущего города.



В Питере каждая из 5 станций скорой помощи была снабжена двумя пароконными экипажами, 4 парами ручных носилок и всем необходимым для подачи первой помощи. При каждой станции дежурило 2 санитара (дежурных врачей не было), задачей которых была транспортировка пострадавших на улицах и площадях города в ближайшую больницу или квартиру. Первым заведующим всеми станциями первой помощи и руководителем всего дела подачи первой помощи в Петербурге при комитете общества Красного Креста был Г. И. Турнер.



Через год после открытия станций (в 1900 г.) возникла Центральная станция, а в 1905 году была открыта 6-я станция первой помощи. К 1909 году организация первой (скорой) помощи в Петербурге представлялась в следующем виде: Центральная станция, направлявшая и регулировавшая работу всех районных станций, она же принимала все вызовы на оказание скорой помощи.



В Одессе станция скорой помощи, работавшая с 1903 года, была создана также по инициативе энтузиастов на средства графа М.Толстого и отличалась высоким уровнем продуманности в организации помощи.


В 1912 году группа врачей из 50 человек изъявила согласие безвозмездно выезжать по вызову Станции для оказания первой помощи.



Каким был первый русский санитарный автомобиль, сегодня сказать сложно.
Уже в 1907 фабрика П.А.Фрезе - одного из создателей первого русского автомобиля - выставляла санитарную машину собственного производства на шасси Рено (Renault) на Международном автосалоне в Петербуге.



С 1908 года энтузиастами-добровольцами на частные пожертвования учреждено Общество скорой медицинской помощи. Несколько лет Общество безуспешно пыталось переподчинить себе полицейские станции скорой помощи, считая их работу недостаточно эффективной. К 1912 году в Москве Обществом Скорой помощи на собранные частные средства куплен первый санитарный автомобиль, оборудованный по проекту доктора Поморцева, и создана Долгоруковская станция скорой помощи.



В 1913 станция скорой помощи на Гороховой, в Петербурге, приобрела три санитарных автомобиля фирмы “Адлер”, вот они :




Автомобильная фирма эта ныне забыта, но тогда немецкое качество не подводило : за год станция выполнила 630 вызовов.
.
А это детище Русско-Балтийского вагонного завода в Риге - санитарная карета на шасси Руссо-Балт :


1913 г.
*
А вот интересное решение для двух носилок, не знаю, удобное ли в работе :




*
Время было неспокойное, и военное ведомство готовилось. На всероссийском испытательном пробеге, организованных русским Генеральным штабом с целью выявления лучших машин для закупок в армию, в 1912 году в участвовали две санитарные машины на американском грузовом шасси Уайт (White H-30) :




Эти машины, в частности, были представлены царю :


Работали на станции врачи - члены Общества и студенты медицинского факультета. Помощь оказывалась в общественных местах и на улицах в радиусе Земляного вала и Кудринской площади. К сожалению, точное название шасси, на котором базировалась машина, неизвестно.
Вполне вероятно, что машину на шасси La Buire создала Московская экипажно-автомобильная фабрика П.П.Ильина - известная качественной продукцией фирма, располагавшаяся в Каретном ряду с 1805 года (после революции - завод "Спартак", на котором собирались впоследствии первые советские малолитражки НАМИ-1, сегодня - ведомственные гаражи). Эта компания отличалась высокой культурой производства и монтировала кузова собственного производства на импортных шасси - Berliet, La Buire и других.



Машина с кузовом фабрики Ильина (по проекту доктора Поморцева) на шасси La Buire 25/35, пригодная как для перевозки больных, так и для хирургической помощи в условиях военно-полевого лазарета, демонстрировалась на Четвертой Международной автомобильной выставке в Петербурге в 1913 году. Машина была награждена там медалью и куплена Военным ведомством. Не исключено, что она стала первой санитарной машиной русской армии.



С началом Первой мировой войны персонал и имущество Станции были переданы военному ведомству и функционировали в его составе.
В дни Февральской революции 1917 года был создан отряд скорой помощи, из которого вновь была организована Скорая помощь и санитарный транспорт.Военное ведомство также испытывало интерес к санитарному транспорту на автомобильном шасси. Другой, не менее интересной разработкой, был автооперационная, купленная для воздухоплавательных частей (схема из книги К.В.Шляхтинского). К сожалению, ее фотография пока не найдена и базовое шасси этой машины не известно.



В годы Первой мировой войны для эвакуации раненых созданы автомобильно-санитарные отряды. Их было сформировано не менее 55.
В состав каждого включались до 20 специализированных санитарных машин, переоборудованных из грузовиков по единым требованиям, пара легковых машин, грузовик, авторемонтная мастерская и автокухня.



В основном санитарные машины были брезентовыми фургонами с четырьмя носилками с амортизирующими подвесами на стойках конструкции инженера Ливчака, а также откидными скамейками по бортам. Русское командование отмечало большее удобство описанной конструкции по сравнению с французскими и английскими санитарными машинами.
Благодаря этим санитарным автомобилям были спасены тысячи раненых солдат.




Общественные организации автомобилистов - Императорское Российское автомобильное общество, Первый русский автомобильный клуб в Москве и другие тоже не стояли в стороне и формировали из добровольцев на собственных машинах санитарные колонны, сыгравшие немаловажную роль при помощи фронту. Санитарные кузова для Петроградского отряда ИРАО делала известная экипажно-кузовная фабрика "Ив. Брейтигам" на фото слева - Ля Бьюир (La Buire) с надписью "Санитарная колонна имени Наследника Цесаревича Императорского Российск. автомоб. общества при поезде Его Императорского Высочества", за ним - Руссо-Балт С24/30.



Полугусеничные машины (на фото Руссо-Балт Д24/40), оборудованные по проекту инженера Адольфа Кегресса (кстати, главного механика царского гаража и личного водителя царя Николая II) на Путиловском заводе резино-металлическими гусеницами завода "Треугольник", предназначались для Северного фронта. Их называли автосанями.Московские автолюбители (из Первого русского автомобильного клуба в Москве и Московского автомобильного общества), и добровольцы из других городов тоже (справа - фото Руссо-Балта Д24/35 Петровского добровольного пожарного общества из Риги) формировали из своих переоборудованных для медицинских нужд автомобилей санитарные колонны, организовывали на собранные средства лазареты для раненых. Благодаря автомобилям спасены десятки, если не сотни тысяч жизней солдат русской армии. Только автомобилисты Первого русского автомобильного клуба в москве с августа по декабрь 1914 года перевезли от вокзалов в госпитали и лазареты 18439 раненых и пострадавших.Среди автомобилей, пределанных под санитарный транспорт, были и представители представительского класса весьма именитых марок: слева Делоне-Бельвиль (Delaunay-Belleville 50CV) с кузовом Ильина (1915), справа - Роллс-Ройс (Rolls-Roys).



Помимо российских санитарных отрядов, на восточном фронте действовали несколько иностранных добровольческих санотрядов. Большую активность проявили американцы. На фотографии слева - машины Форд Т (Ford T) американского санитарного отряда в Париже. Обратите внимание на форму одежды людей, собравшихся на войну- белые рубашки, галстуки, канотье. Справа - машины Пирс-Эрроу (Pierce-Arrow 48-B-53) с надписью "имени Е.И.В. Великой Княжны Татьяны Николаевны Американский отряд. American Ambulance in Russia". Фотографии дают представление о количестве используемых для медицинского обеспечения военных действий санитарных машин в те годы.



Французские и английские добровольческие санитарные колонны также действовали на восточном (русском) фронте, а санитарный отряд Русского добровольческого корпуса действовал во Франции.



На фотографиях: слева - английский Даймлер Ковентри (Daimler Coventry 15HP) с надписью Ambulance Russe на борту, за нам - Рено (Renault), справа - английский санитарный Воксхолл (Vauxhall), который также поставлялся в Россию.Слева - Уник (Unic C9-0) французского красного креста в Одессе, 1917 (шофер во французской военной форме), в группе людей стоит русский солдат. Справа - санитарная машина русской армии Рено (Renault)Санитарные автомобили на войне, как солдаты - гибли и попадали в плен. Слева - разбитый попаданием снаряда Берлие (Berliet GBA), справа - трофейный санитарный Опель (Opel 20/40 W), на капоте которого захватившие его солдаты сразу написали известное русское слово.



Впрочем, во время войны средств транспортировки раненых не хватало, так что для этих целей использовались и легковые машины (слева - Бенц), и даже трамваи (справа - перегрузка раненых у Савеловского вокзала в Москве, 1914 год).Бурные события 1917 года с двумя революциями оставили свой отпечаток и на санитарных машинах.



На фотографии слева - Фиат-15тер с большим санитарным кузовом, используемый в Москве как боевая машина красногвардейцев.
На правом фото - разгрузка санитарного Форд ТТ в порту Архангельска в 1918 году. Очевидно использование этой машины противниками большевиков (или интервенционными корпусами стран Антанты или Белой армией). Вот только цели этого использования могли быть отличными от целей, которым призваны были служить знаки красного креста на бортах..

.

На базе автотранспорта Красного Креста в 1917 году была сформирована Петроградская станция Скорой помощи с использованием (по некоторым сведениям) автомобилей "Адлер". Вполне возможно, что это были сохранившиеся довоенные машины Адлер или просто путаница, связанная с отдаленностью от нас того времени. Во всяком случае, на фотографиях 1924 года из Петрограда узнается все тот же Фиат-15тер.



Автомобильным санитарным транспортом в первые послереволюционные годы обеспечивалась не только станция скорой помощи, но и больницы, а также Ленинградская пожарная команда. Цель очевидна - ускорить оказание медицинской помощи пострадавшим при пожаре. К сожалению, пока не установлена марка автомобиля на фотографии 1920-х годов.18 июля 1919 года коллегия врачебно-санитарного отдела Московского совета рабочих депутатов под председательством Н.А.Семашко рассмотрела предложение бывшего врачебного губернского инспектора, а ныне врача почтамта Владимира Петровича Поморцова (кстати, автора первого русского санитарного автомобиля - городской кареты скорой помощи образца 1912 г.), приняла решение об организации Станции скорой медицинской помощи в Москве. Доктор Поморцов и стал первым заведующим станцией.



Под помещения для станции были выделены три комнаты (два телефона) в левом крыле Шереметьевской больницы (ныне НИИ Скорой помощи им.Склифосовского). В кустарных условиях под карету скорой помощи по довоенным чертежам был переделан трофейный автомобиль. К сожалению, пока я не нашел сведений о его марке. Скорее всего, именно эта машина изображена на фото. Обращу внимание на то, как сделана надпись "ПОМОЩ" на борту.
Первый выезд состоялся 15 октября 1919 года. В те годы гараж располагался на Миусской площади, и при поступлении вызова машина сперва забирала врача с Сухаревской площади, а потом двигалась к больному. После был оборудован гараж-сарай на территории больницы. Машина была крайне изношена и регулярно стояла в ремонте.
Скорая помощь обслуживала тогда только несчастные случаи на фабриках и заводах, улицах и в общественных местах. Оснащена бригада была двумя ящиками: терапевтическим (с ~30 стеклянными баночками с лекарствами) и хирургическим (с хирургическим набором и перевязочными материалами).



В 1920 году В.П.Поморцев был вынужден оставить работу на скорой из-за болезни. Станция скорой помощи стала работать на правах отделения больницы. Но имевшихся мощностей (фактически - одной круглосуточной бригады на донельзя раздолбанной машине) было явно недостаточно для обслуживания города.
С 1 января 1923 года Станцию возглавил Александр Сергеевич Пучков, до этого проявивший себя как незаурядный организатор на посту руководителя Горэвакопункта (Центропункта), занимавшегося борьбой с грандиозной эпидемией сыпного тифа в Москве. Центропункт координировал развертывание коечного фонда, организовывал перевозку больных сыпным тифом в перепрофилированные больницы и бараки.
Первым делом Станция была объединена с Центропунктом в Московскую станцию скорой медицинской помощи. С Центропункта была передана вторая автомашина (к сожалению, ее марка тоже не установлена. Есть предположение, что на этом фото изображен Рено). Организация работы была начата "с азов", по выражению А.С.Пучкова, он "оказался генералом без армии".
Для целесообразного использования бригад и транспорта, выделения действительно угрожающих жизни состояний из потока обращений на Станцию, была введена должность старшего дежурного врача, на которую назначались профессионалы, умевшие быстро ориентироваться в обстановке. Должность сохраняется до сих пор.

Двух бригад, конечно, было явно недостаточно для обслуживания Москвы (в 1922 г. обслужено 2129 вызовов, в 1923 - 3659), но третью бригаду смогли организовать лишь в 1926 г., четвертую - в 1927. В 1929 году при четырех бригадах обслужено 14762 вызова. Пятая бригада стала работать в 1930. "Персональный" состав парка машин Московской скорой помощи в те годы пока, к сожалению, не известен.

Ориентация на создание отечественной автомобильной промышленности привела к созданию санитарной машины на базе АМО Ф15, выпускавшейся московским заводом. Первый образец кареты скорой помощи изготовлен в 1925 г. В 1926 г. изготовлено 10 санитарных машин. Сколько всего изготовлено до 1931 г. санитарных АМО - вопрос.
Машина тряская (грузовик отличался очень жесткими рессорами), с очень неудобным водительским сидением, устаревшей к тому времени конструкции, не слишком надежная из-за низкого качества (полукустарного) комплектующих и неумелой сборки и очень дорогостоящая - явно не самая удобная для службы в скорой. (другие фото)



Вероятно, АМО Ф15 не вполне "вписался" в требования Московской станции скорой помощи, но иного серийного отечественного шасси в те годы не существовало. И для нужд скорой помощи были закуплены Мерседесы 15/70/100 PS (1924/25 гг.), позднее получившие наименование Typ 400.
А санитарные АМО, вероятнее всего, использовались в других городах.



Закупленные Меседесы служили в Московской скорой вплоть до конца 30-х годов (фотография датирована 1937 г.) Думается, что работа в открытой кабине особенно "радовала" водителя в зимнее время. К сожалению, сведений о числе санитарных Мерседесов, работали ли эти машины только в Москве или других городах тоже, а также том, как они проявили себя в эксплуатации у меня пока нет. Дожить до наших дней, похоже, шансов у них тоже не было.



Как уже было сказано, в первые годы существования скорая помощь в Москве обслуживала лишь несчастные случаи. Заболевших дома (независимо от тяжести) не обслуживали. Пункт неотложной помощи для внезапно заболевших на дому был организован при Московской скорой в 1926 г. Врачи выезжали к больным на мотоциклах с колясками, затем на легковых автомобилях. Впоследствии неотложная помощь была выделена в отдельную службу и передана под начало районных отделов здравоохранения.

С 1927 г. на Московской скорой работает первая специализированная бригада - психиатрическая, выезжавшая к "буйным" больным. Впоследствии (1936) эта служба передана в специализированный психприемник под руководство городского психиатра.

Очевидно, что невозможно было покрыть потребности в санитарном транспорте такой громадной страны как СССР за счет импорта. С развитием отечественного автомобилестроения базовыми машинами для установки специализированных кузовов стали машины Горьковского автозавода. На фото - санитарная машина ГАЗ-А на заводских испытаниях. Выпускалась ли эта машина серийно - неизвестно.



Вторым шасси, пригодным для переоборудования под нужды скорой помощи в 30-х годах стала "полуторка" ГАЗ-АА. Под специализированные кузова машины переделывались во множестве безвестных мастерских. На фото - санитарная машина из Тулы.



В Ленинграде, похоже, ГАЗ-АА в 30-е годы ХХ века был основным автомобилем скорой (слева). В 1934 году был принят стандартный кузов Ленинградской скорой помощи. К 1941 году Ленинградская станция скорой медицинской помощи насчитывала в своем составе 9 подстанций в различных районах и располагала парком в 200 автомашин. Район обслуживания каждой подстанции составлял в среднем 3,3 км. Оперативное управление осуществлялось персоналом центральной подстанции.



В Московской скорой ГАЗ-АА тоже использовался. Причем как минимум несколько разновидностей машины. Слева - фото, датированное 1930 г. Возможно, это Форд-АА).
В Москве переделка Форд-АА под машину скорой помощи производилась по проекту И.Ф.Германа. Передние и задние рессоры заменялись на более мягкие, на обе оси устанавливались гидравлические амотизаторы, задний мост комплектовлся одинарными колесами, за счет чего машина имела узкую заднюю колею. Машина не имела собственного названия или обозначения.



Санитарный автомобиль ГАЗ-55



ГАЗ-55

Прошло несколько лет, и "Скорую Помощь" ГАЗ-АА "призвали" на фронты Великой Отечественной войны.  К тому времени у нее появился "однокашник", ГАЗ-55, санитарный автомобиль, созданный на базе грузовика ГАЗ-ММ. В его салоне размещалось 4 лежачих и 2 сидячих больных или же 2 лежачих и 5-10 сидячих. Примечательно: в рекомендациях к использованию машины было указано, что для более мягкого хода на дно кузова следует насыпать песок толстым слоем и сверху устилать его соломой. На машину был установлен калорифер, работавший от выхлопных газов, и система вентиляции.

Великая Отечественная война.





Помимо того было весьма много ленд-лизовских санитарных машин.



Источники:
(с) ambulances.ru, honestlil, wikella.ru, .gazavtomir.ru

История

Previous post Next post
Up