Back 2 USSR. Часть 9. Аудиотехника

May 20, 2007 20:07

Часть 1. Intro
Часть 2. Зарплата и стипендия
Часть 3. ЖКХ, хрущёвки, телефон
Часть 4. Общепит, продукты, фрукты
Часть 5. Напитки
Часть 6. Сладости, табак, транспорт, медицина
Часть 7. Одежда, головные уборы
Часть 8. Обувь

Почему аудиотехника? Да, собственно, другой и не было. Видео тогда присутствовало в продаже только в виде катушечного видеомагнитофона «Электроника», малодоступного и не имеющего практического смысла для 90% будущих видеопотребителей как из-за цены в тысячу с лишним рублей, так и ввиду отсутствия доступных и удобных носителей, а также инфраструктуры (прокат, обмен и продажа видеоконтента).



ТЕХНИКА
Описание техники достойно отдельного поста, тем не менее несколько цифр из личного/семейного опыта:
  • Калькулятор «Электроника С3-33» - 46 руб. (это цена с 1.10.80, до этого он стоил 60 руб., подобнее об этом напишу в письмах)
  • Цветной ламповый телевизор - около 650 руб.
  • Катушечный магнитофон-приставка «Нота-203» - 290 руб. (1980)
  • Катушечный магнитофон-приставка «Нота-304» (монофонический четырёхдорожечный, куплен мною в 1979) - 116 рублей («приставка» - означает, что у него не было своего усилителя, слушать надо было через наушники или через отдельный усилитель. Я слушал через радиолу «Урал-112»).
  • Кассетный магнитофон «Электроника-203С» - 290 руб. («С» - это «стерео», потому как много моделей было монофонических. Цена указана на конец 1983 г.)
  • Кассетный магнитофон «Электроника-311 стерео» - 290 руб. 10 коп.
  • Усилитель Радиотехника У-101 - 225 руб.
  • »Вертушка» (т.е. проигрыватель пластинок) высшего класса - «Арктур-006» - 240 руб. (купил 18 марта 1986 г.)
  • Наушники «Электроника ТДС-13-1» (нынешние китайские за 100 рублей в любой радиолавке гораздо лучше и по качеству звучания, и по качеству исполнения. - технологии двигаются вперёд) - 20,00 руб. (В июле 1985 года, после окончания института съездил к родственникам в Питер, во время экскурсии в Павловск зашёл в фирменный магазин «Электроника», где совершенно неожиданно удалось купить наушники. Особенностью их было наличие 3,5 мм штеккера (а не стандартного для отечественной аудиотехники 6,5 мм), поскольку ТДС-13-1 предназначались для использования с первым отечественным «волкманом» «Электроника-микроконцерт стерео».)
  • Первый отечественный «уокман» «Электроника-микроконцерт стерео», заявленная цена на середину 1985 г. - 150 руб. (так же как любой копир назвался «ксерокс», так и любой плеер тогда назывался «волкман» - от “Sony Walkman”. Слово «плеер» вошло в употребление гораздо позже, уже в конце 80-х.)
  • Аудиокассета C-90 (90 минут)“Maxell”, AGFA, (из Москвы друг привозил ещё и кассеты JVC) - 9,00
  • Отечественная кассета МК-60 - 3-5 руб. (точнее не знаю, я покупал только японские - чтобы грубой советской лентой не попортить головки у «японца».) e_pipe сообщает в комментах, что первые отечественные компакт-кассеты появились в начале 70-х и стоили 5 руб. 20 коп. К 80-м годам цена снизилась до 4.00 руб для кассет МЭК-1 ( с магнитным слоем из оксида железа Fe2O3). К середине 80-х появились отечественные хромовые МЭК-2 (МК-60-4, CrO2) по 6 руб. У меня была одна такая кассета, в металлическом корпусе, раза в два тяжелее обычной.
  • Магнитола “ National RX-F15” - 1080 руб. (вот куда денежки за три года работы дворником ухнули! Купил 18 апреля 1984 г.) Для сравнения - подержанный «Запорожец» стоил полторы тысячи рублей. Знаю точно, поскольку через месяц после покупки магнитолы отец моего друга купил подержанный «Запорожец» (причём, не «горбатый» ЗАЗ-965, а более новый «ушастый» ЗАЗ-968).
  • Удалось отыскать в сети изображение RX-F15. Вот он, мой красавец, даже двадцать лет спустя выглядит достаточно элегантно:


А это магнитофон-приставка «Нота-304»



Посмотреть на фото других кассетных магнитофонов, которые производились в СССР в 80-х годах можно здесь (там 20 переносных касетников и 18 стационарных).Некоторые модели кассетников ужасны.

«Стойка», то есть комплект фирменной Hi-Fi аудиотехники: усилитель, эквалайзер, «вертушка» (проигрыватель виниловых пластинок), тюнер, одно- или двухкассетная дека (а чуть раньше, в 70-х - катушечная дека), две колонки - около 5000 рублей.
Отечественный комплект стоил примерно 1000-1500 рублей (в зависимости от класса).

Почти обязательным компонентом солидной аудиосистемы была цветомузыка. Цветомузыкальные устройства обычно делали умельцы-радиолюбители на заказ, но были и промышленного производства.

Магнитофоны в начале 80-х были в основном катушечные и, соответственно, стационарные. Хотя некоторые магнитофоны (например, моя «Нота-304») имели ручку для переноски - но только для того, чтобы дотащить его до приятеля, чтобы там перезаписать пластинку или плёнку.

Магнитофоны в зависимости от класса воспроизводили/писали на 4-й, 8-й и 19-й скорости (скорость воспроизведения/записи 4.76, 9.53, 19,05 и 38,1 см/сек соответственно). В бытовых магнитофонах были две или три скорости (в зависимости от класса). От скорости зависел и динамический диапазон воспроизводимых частот: чем больше, тем лучше. В студийных магнитофонах, где требования к звуку выше, была ещё скорость 38,1 см/сек (подробнее об этом в комментах ilya_ya).

Должен сказать, что ещё в конце 70-х, будучи владельцем катушечника (пусть монофонической приставки, пишущей только на восьмой скорости), я не обольщался насчёт будущего катушечников и делал ставку на кассетники. Мои знакомцы, музыканты и аудиофилы, были категорически несогласны со мной и приводили убойный (с их точки зрения) довод: а качество звука? Я в свою очередь приводил не менее убойные доводы: а габариты? а удобство пользования? Лично меня бесила процедура заправки ленты на катушечнике: слишком долго, слишком неудобно.
Да, действительно, кассетники тогда на фоне катушечников выглядели очень бледно. Но все проблемы кассетников оказались решаемы: для расширения диапазона были разработаны новые типы плёнок, появились «металлические» плёнки, шумы от плёнки и близко расположенных моторчиков в компактном корпусе снижались за счёт внедрения шумоподавителей (тут заявила о себе “Dolby Noise Reduction” - технология шумоподавления «Долби»), поиск реализовался проще, чем на кассетниках, а по габаритам, энергопотреблению и удобству использования кассетники и раньше опережали катушечники. Повторилась та же вечная история - для потребителя важнее не качество, а удобство использования. Не прошло и десяти лет, как катушечники остались только у бескомпромиссных любителей качественного звука. А сейчас… где вы, любители катушек?..

Очень мы тогда удивлялись, что привозимые знакомыми моряками «панасоники» и «джей-ви-си» (кассетные, естественно! на западе потребители уже оценили преимущества кассеты) не имеют деления по классам. Хочешь узнать параметры - смотри страницу “Specifications”. В СССР всё было стандартизовано, поэтому аудиотехника тогда тоже делилась по классам:
0 класс - самый крутой, максимальный диапазон воспроизводимых частот и минимальные искажения
1 класс - хорошая техника
2 класс - похуже
3 - недорогая аппаратура, как правило, монофоническая (в 70-х). Мой магнитофон был как раз третьего класса: в названии модели «Нота-304» первая цифра указывала на класс устройства. В начале 80-х стали появляться и стереомодели третьего класса.
4 - самая простенькая техника.

Однажды (зимой 1979-80), когда я учился в десятом классе, зашёл в гости к однокласснику (нашу переписку 1980-85 гг. выкладываю под тегом письма) и увидел у него на столе шикарную магнитолу JVC. Оказалось, друг его старшего брата пришёл из рейса, в котором и купил среди прочего эту магнитолу. Это был первый раз, когда я столь близко видел импортную технику, поэтому внимательному осмотру была подвергнута не только магнитола, но и упаковка. Так же внимательно я просмотрел/прочитал и инструкцию и чек из магазина дьюти-фри одного из английских портов.

К моему удивлению, у магнитолы не оказалось никаких входов-выходов, кроме гнезда для наушников. Тогда я ещё не знал, что капиталисты в условиях конкуренции считают каждую копейку каждый цент/пенс/пфенниг, поэтому бюджетная техника идёт без «излишеств» вроде дополнительных входов/выходов.
Заметили, что металла минимум, всё что можно - пластмассовое литьё. В СССР-то всё обязательно на стальной раме делалось - от будильника до танка. Даже (полу)шутка была, что план по разного рода изделиям в СССР спускался не в штуках, а в тоннах, поэтому, дескать, чем тяжелее, тем меньше изделий надо сделать. Впрочем, читая позже публикации о советсвой экономике, убедился, что это совсем и не шутьа была…

Так же удивило меня тогда, что в чеке помимо самой магнитолы за шестьдесят с чем-то фунтов отдельной строкой был указан сетевой шнур - вроде за пять фунтов стерлингов. Тогда нам показалось, что это разводилово: купив «маг», ты вынужден купить и шнур. С другой стороны, если ты собираешься использовать его только от батареек - нафига тебе сетевой шнур? Или от бортовой сети автомобиля - тогда купи (опять же за отдельные деньги) шнур для подключения к электросети автомашины. Мне кажется, именно тогда, при первых столкновениях с «западными» вещами, мы начинали понимать, что не всё однозначно, что у других людей мозги могут работать по-другому.

И никаких пломб! Ни тогда, ни впоследствии не видел пломб на импортной технике. А советская аппаратура была всегда опломбирована. То есть один из винтов, крепящих заднюю крышку телевизора, магнитофона, проигрывателя, усилителя и т.д. был залит пластилином (иногда - какой-то смолой), на котором был оттиснут штампик. Но ведь наш человек, ежели ему приспичит, такое мелкое препятствие мог обойти с лёгкостью… :)

У советских магнитофонов (и вообще всей техники) помимо самого устройства (естественно, с сетевым шнуром) в комплект входили:
  • пара предохранителей,
  • шнуры для перезаписи (нужнейшая вещь в те времена),
  • внешний микрофон для записи голоса
  • обязательно инструкция и гарантийные талоны с датой продажи и печатями, которые ставил продавец в магазине.
Разумеется, поскольку запись была аналоговая, каждая последующая копия была хуже. Бывали случаи, когда двоим нужно было сделать запись, тогда собирались уже втроём. В общем, хотя интернета у нас не было, время находилось куда потратить. :)

Процедура перезаписи тоже была непростой и нужно было выполнить целый ряд условий:
  • Выяснить у друга, когда у него (и у вас тоже) будет свободное время (обычно не меньше двух-трёх часов);
  • Выяснить, какой марки у него магнитофон, совпадают ли распайка разъёмов шнуров для наших магнитофонов. Если нет, нужно было у кого-то из друзей взять такие шнуры или же перепаять один из имеющихся.
  • Договориться, где будем писать - у меня дома или у него. Это зависело от многих факторов: наличия родственников дома, которые могли помешать; веса магнитофона (т.е. при прочих равных условиях бежал тот, у кого был легче магнитофон или кому нужнее была запись), количества плёнок, которые собирались переписывать и т.д. После того, как оба магнитофона, все необходимые шнуры, сами записи и оба участника оказывались в одном месте, можно было начинать перезапись.
  • Магнитофоны располагались недалеко друг от друга - не слишком близко, чтобы не появлялись наводки, и не слишком далеко, чтобы хватило длины шнура.
  • Подключить шнур (первый магнитофон - в гнездо «выход», второй - в гнездо «вход»).
  • Включить один из магнитофонов на воспроизведение и вручную установить требуемый уровень записи. Для того, чтобы выбрать наилучший уровень, на ленте искали моменты с пиковыми значениями громкости и устанавливали уровень записи по ним. На это тоже приходилось тратить некоторое время. Справедливости ради замечу, что в 80-е уже появились модели с АРУЗ (автоматической регулировкой уровня записи).
  • Сделать пробную запись. Записывался небольшой кусочек (1-2 минуты), потом проверялось качество записи. Поскольку у нас были приставки, то для проверки приходилось сначала отключить от усилителя магнитофон моего друга, подключить мой, отмотать ленту назад и включить воспроизведение.
  • Запись! Если шнуры подошли и уровень записи выбран приемлемый, через каких-то полчаса-час можно начинать! Проверяем ещё раз все подключения, на первом магнитофоне нажимаем «воспр.», на втором - «запись». Соответственно, сколько длилась запись, столько и сидели ждали.

Запись с «вертушки» на магнитофон. Тут всё немного проще. Приходишь к приятелю с плёнкой, и он записывает плёнку на своём магнитофоне с проигрывателя пластинок. Разумеется, топать ногами во время записи было нежелательно - чтобы иголка вертушки не скакнула. У некоторых магнитофонов головка была смещена (либо ещё на заводе, либо уже стараниями владельца), в таких случаях приходилось-таки тащить свой маг. Если приятель тебе доверял и у тебя была хорошая вертушка, он мог дать пластинку перезаписать. Пластинки зарубежные в магазинах, естественно, не продавались (я не имею в виду какие-нибудь болгарские), купить и стоили от 50 до 150 рублей. Купить, продать или перепродать их можно было только на барахолке (которая в Архангельске называлась «тучей»). В середине 80-х появились двухкассетные магнитофоны, позволяющие переписывать кассеты на удвоенной скорости (хотя и с некоторым снижением качества), но это уже совсем другая история. Следующая часть, скорее всего, будет про автомобили, но и письма буду выкладывать помаленьку.

Продолжение следует.

было, байки, back 2 ussr

Previous post Next post
Up