Профессор медицины о. Сергий Филимонов о нравственной деградации Нобелевской премии

Aug 06, 2011 20:52


Это материал информагентства
"Русская народная линия".

«Научный мир не всегда считается с фактором нравственности. В связи с тем, что между наукой и религией на данный момент есть определенная дистанция, и ряд ученых придерживаются секулярных взглядов, то присуждая друг другу те или иные премии, они не всегда учитывают нравственный аспект того или иного открытия и достижения. Если же секуляризация и атеизм будут и далее усугубляться, то тем более, моральные факторы учитываться никогда не будут. Присуждение Нобелевской премии за экстракорпоральное оплодотворение еще раз показывает принципиальное непонимание учеными того, на какие вопросы отвечает религия, а на какие вопросы отвечает наука. Наука отвечает на вопросы "как" и "что", и она не должна посягать на область нравственности, а богословие отвечает на вопросы "нравственно" или "безнравственно". Поскольку наука не обладает такой возможностью, а оперирует фактами современных достижений, то она и не может ответить на эти вопросы», - заявил в интервью «Русской народной линии» заведующий медицинским сектором отдела по благотворительности Санкт-Петербургской епархии, член комитета по биоэтике при Московской Патриархии, профессор Санкт-Петербургской государственной педиатрической медицинской академии протоиерей Сергий Филимонов в связи с присуждением Нобелевской премии по физиологии и медицине ученого Роберту Эдвардсу, разработавшему технологию искусственного оплодотворения in vitro (экстракорпоральное оплодотворение - ЭКО).

Профессор Эдвардс начал заниматься исследованием оплодотворения у человека с 1960-х годов. В 1968 году он сумел оплодотворить яйцеклетку человека в лабораторных условиях. Позже ученый вместе с коллегами усовершенствовал технологию извлечения яйцеклеток из матки и саму методику оплодотворения. Первое успешное ЭКО было проведено Патриком Кристофером Стептоу и Робертом Эдвардсом в Великобритании. Появившаяся с их помощью первая девочка «из пробирки» Луиз Джой Браун родилась 25 июля 1978 года.

В прошлом году Нобелевская премия по физиологии и медицине была присуждена ученым Элизабет Блэкберн, Джеку Шостаку и Кэрол Грейдер за их работы по исследованию механизмов защиты хромосом от деградации при помощи теломер и фермента теломеразы. Эти процессы непосредственным образом связаны со старением клеток.

«До тех пор, - продолжил свой комментарий протоиерей Сергий Филимонов, - пока ученые и тот же Нобелевский комитет не будут учитывать то, насколько нравственно присуждение премии за совершенное открытие, которое с церковной точки зрения посягает на жизнь человека, на качество его жизни, на законность или незаконность деторождения, то будут расширяться возможности для богоборческих безнравственных перспектив. Если все будет развиваться в том же направлении, то придет время, когда Нобелевскую премию вручат за клонирование человека, за какой-нибудь вновь изобретенный метод эвтаназии, если она будет повсеместно легализована, за лучший способ стерилизации. Могут наступить времена, когда Нобелевская премия будет вручаться за те вещи, которые с церковной точки зрения являются безнравственными».

«Нобелевский комитет достаточно авторитетный орган, который выдаем премии действительно за выдающиеся открытия. Поэтому мне кажется, что он должен заботиться о своей репутации. Он, конечно, может проигнорировать мнение какой-то части общества, например, мнение верующих людей, но если Нобелевский комитет заботится о своем авторитете, то он должен учитывать мнение всех слоев общества, а не только позицию атеистически настроенных ученых. Тем более, что есть такая специальность как биомедицинская этика, разработаны и сформулированы биоэтические воззрения, также существует Биоэтический комитет. Не учитывать мнение этого комитета уже несовременно. Это не соответствует уровню того же Нобелевского комитета, поскольку игнорирование таких вопросов будет подрывать его авторитет», - считает эксперт.

«Напомню, то документ "Основы социальной концепции Русской Православной Церкви" не одобряет экстракорпоральное оплодотворение. "Нравственно недопустимыми с православной точки зрения являются также все разновидности экстракорпорального (внетелесного) оплодотворения, предполагающие заготовление, консервацию и намеренное разрушение "избыточных" эмбрионов. Именно на признании человеческого достоинства даже за эмбрионом основана моральная оценка аборта, осуждаемого Церковью", - говорится в документе. И хотя этот документ был принят 10 лет назад, но многие её положения, по моим наблюдениям, так и не стали известны широкой общественности, несмотря на то, что православное сообщество пытается донести мнение Церкви до людей. Но, тем не менее, когда мне приходится встречаться с практикующими врачами, то выясняется, что они не знают положений этой Концепции. Поэтому когда я читаю курс для студентов Санкт-Петербургской педиатрической медицинской академии, то я сообщаю им о том, каково церковное мнение по конкретному вопросу. Я постоянно убеждаюсь в том, что ни врачи, ни студенты не знают положений "Основ социальной концепции Русской Православной Церкви", хотя прошло 10 лет с принятия этого документа», - отмечает православный врач.

«Медицина находится в динамике, - продолжил он, - поэтому возможно, что некоторые положения Концепции, например, касающиеся репродуктивных технологий, включая экстракорпоральное оплодотворение, будут пересматриваться. Некоторые репродуктивные технологии могут быть одобрены в последствие даже Церковью, если будут соблюдены определенные условия. Поэтому нельзя сказать, что положения "Основ социальной концепции Русской Православной Церкви" жестко закреплены, и те методы, которые не одобряются Концепцией, просто связаны с недостаточно высоким качеством этих технологий, недостаточной их развитостью и побочными последствиями, которые связаны с редукцией эмбрионов, привлечением генетического материала с третьей стороны, то есть с тем, что явно противоречит Заповедям Божиим. Думаю, что если в дальнейшем ученые будут учитывать этот фактор, возможно, что эти побочные явления уйдут, тогда нам придется решать сложный богословский вопрос, что является приемлемым, к чему призывает Церковь и от чего она предостерегает».

«Уже сейчас появляются методики в репродуктивных технологиях, которые позволяют избежать редукции эмбриона, то есть их уничтожения. Если будут развиваться именно такие технологии, то возможно, какие-то из этих технологий будут Церковью благословлены», - заключил протоиерей Сергий Филимонов.

С 3 августа сайт "Русская народная линия" выведен из строя  хакерами

.

новости

Previous post Next post
Up