Дагеротипы

Jan 07, 2020 10:00

Официально годом рождения дагеротипии и вообще всей фотографии считается 1839. То есть фотографии 180 лет. На самом деле это не совсем так. Во-первых, официальным рождением фотографии считается доклад о работах Дагера и Ньепса, который сделал во французской Академии наук физик Араго. Доклад этот случился 7 января 1839 года, но, как я понимаю, в России был еще год 1838! Во-вторых, снимки получали и раньше. И сам Дагер тоже. К сожалению, в 1839 году, когда изобретатель был в США, сгорела его мастерская вместе с первыми полученными дагеротипами. Английская вики утверждает, что сейчас самый ранний хорошо атрибутированный во времени дагеротип относят к 1837 году. А до этого существовал другой процесс, который назвался гелиографией, изобретенный Нисефором Ньепсом. Гелиография оказалась мало пригодна для фотографии, выдержки были даже многочасовыми. Сохранилась гелиогравюра Ньепса, вид на крыши из окна его мастерской от 1827 года. Там полутонов совсем нет. (Впрочем, гелиография хорошо работала в искусстве гравюры, там с ней все в порядке было!). Впрочем, пусть будет 180-летний юбилей фотографии почему бы и нет?

Дагеротипы очень быстро распространились по миру. Сперва Дагер и сын Ньепса (сам Нисифор Ньепс умер в 1833-м) попытались организовать что-то вроде подписки, не получилось, тогда, при посредничестве физика Араго изобретение было продано французскому правительству, в обмен на пожизненные пенсии Дагеру и сыну Ньепса. А как быстро дагеротипы распространялись по миру говорит факт, что уже 16 сентября 1839 года первый дагеротип сделали в Америке, в Нью-Йорке, а 8 октября - в России - Санкт-Петербурге.

Выдержки у первых дагеротипов были где-то около получаса. Поэтому сначала все считали, что портреты таким способом точно делать не получится. Но технология развивалась очень быстро. В течение года появлисиь светосильные объективы, объективы которые пропускали гораздо больше света. Совершенствовалась и химия процесса. Тут в сети немного расходятся данные. Где-то пишут, что уже в 1840 году выдержки уменьшились до пяти минут. В русской вики говорят уже об 1 секунде. Даже при нескольких секундах, не говоря уже о минутах, высидеть было тяжело. В сети можно найти изображения специальных стулья с держателями (зажимами) для головы. Можно найти страшные сообщения, что где-то фотограф заставил портретируемого долго не мигая смотреть на солнце (чтобы лицо было освещено хорошо) и тот почти ослеп. Появился специальный вид фотографий маленьких детей со «скрытыми матерями». Матери удерживали детей неподвижными, но сами прятались за ширмами или еще как, чтобы не быть в кадре. На выставке в ГМИИ ничего такого особо экстремального нет, но напряженность поз, особенно в первом зале, где выставлены самые ранние дагеротипы, когда к фотографии еще только привыкали - она заметна. Иногда мне кажется, что эта монументальность поз стала каким-то символом или правилом фотографии, даже уже позже, когда замирать надолго не нужно было. Наверняка все видели фотографии своих дедушек и бабушек из фотоателье, когда они строго сидят или стоят и смотрят объектив. Потому что фотография - дело серьезное!

Я сегодня для поста выбрал три дагеротипа из первого зала выставки. Не мог не поставить дагеротип сделанный собственно самим Луи Жаком Манде Дагером. Дагеротипы легко царапались, так что обычно их держали в рамках или специальных футлярах. На выставке многие дагеротипы представлены явно в оригинальных футлярах. Один такой пример и покажу. Интересно, а на этом дагеротипе (№ 13) военный же изображен? Какая оригинальная форма с белыми штанами. Почему-то считал, что к Крымской войне яркость военной формы уже ушла в прошлое. Выбор третьего дагеротипа тоже понятен. В 2019-м в тех же залах ГМИИ была выставка «Афишемания» (я ее немного показывал в своем ЖЖ). Так что мимо «Расклейщика афиш» я пройти никак не мог!



8. Луи Жак Манде Дагер. Без названия. 1840 - 1845

Дагеротип
Национальная библиотека Франции, Париж
Фото 14 декабря 2019 года

А)




Б)




13. Неизвестный автор. Без названия. 1845 - 1852

Дагеротип
Национальная библиотека Франции, Париж
Фото 14 декабря 2019 года

А)




Б)




17. Неизвестный автор. Расклейщик афиш. 1845 - 1850

Дагеротип
Национальная библиотека Франции, Париж
Фото 14 декабря 2019 года

А)




Б)



ГМИИ

Previous post Next post
Up