Неплохой обзор, но не со всем согласен. Не всякий Фракийский Всадник был Геросом. Большая их часть относится к римской эпохи, и они как правило подписаны. Иногда это какие-то синкретические боги (может быть Аполлон в разных ипостасях, Сильван, Асклепий и другие), может быть какой-то фракийский аристократ (они во Фракии после смерти чуть ли не к богам причислялись, насколько можно судить). Герос там встречается и в других формах. Я об этом написал в тексте. Один из "Всадников", который автору больше всего приглянулся, больше соответствует другой разновидности таких изображений - Дунайскому или Дакийскому Всаднику. Эти изображения больше связаны скорее с Митрой или его почитателями. Иконография отчасти похоже, но отличия тоже есть. Там и деревья появляются, и богиня (богини).
Не всегда Громовержец главный, но часто. С "Аресом", увы, не так все однозначно. Мою гипотезу коллеги критиковали. Но, мне кажется, что тут все таки Громовержец. Получается Священная Семья - Отец (Арес-Громовержец), Мать (Бендида) и Сын (Дионис). У евреев многобожие сохранялось очень долго и разные боги в итоге смешались. Отсюда и "Элохим" - форма множественного числа, букв. "Боги".
Арес - Герос - Ярос - Яр - Ярило - Яровит (Ярович). Это не просто лингвофричество. Славянское "яр" в иноязычной передаче частенько выглядело как "гер", даже того же самого Яровита немцы иногда писали через "Гер".
А если он ещё и Перкон.... По-славянски этого бога завали бы видимо Яр - Перун, или Ярый Перун. Ярило кстати прекрасно подходит тоже так как это тоже вечно молодое божество, умирающее и воскресающее каждой весной. Всё это вероятно - ипостаси верховного бога Перуна-Перкона. Исходно - громовержца и бога войны.
Да, корни связанные между собой. Наш Ярило больше напоминает фракийского Диониса. Ярилу врядли можно отождествлять с Перуном. Хотя, вроде бы покойный Клейн эту тему задвигал в своей книжке про славянское язычество. Имена, впрочем, в славянской среде, да еще через полторы тысячи лет могли совершенно к иным богам относиться. Индоевропейское наследие в разных культурах по разному переосмысливалось.
Думаю, Ярило, он же Святой Егорий и некоторые другие варианты имён - весенний молодой бог устроитель, созидатель, убиваемый и воскресающий каждую весну - это одна из ипостасей Перуна. А четыре его главных ипостаси (вероятно по временам года) - были отображены в знаменитом изваянии Святович (Свантовит). И то что Дионис, который был вариантом того же и-е бога, в одном из своих воплощений предстаёт в таком же виде - также свидетельствует об этом. Это аргумент в эту пользу.
Во всех индоевропейских и ближневосточных традициях весенний Умирающий и Воскресающий бог - это не Громовержец. Часто это сын Громовержца. Греческий Дионис - сын Зевса. Телепинус - сын Бога Грозы. Кельтский Мабон был сыном Мелта/Молнии. Скорее всего, фракийский Дионис/Нотис также был сыном Громовержца.
В данном конкретном случае отождествление трехглавого бога с Громовержцем лишь мое предположение. Но, в целом, многоголовость богов - не редкость. Скажем, четырехглавый Свентовит из Арконы, на мой взгляд - локальный вариант Перуна. Аналогичное положение занимает Триглав в Щецине. В первом случае 4 головы символизируют власть над 4-мя сторонами света, а во втором - власть над тремя мирами. Во фракийском случае логично предположить второй вариант.
Comments 26
Reply
Reply
по сути, подтверждение тезиса, что идея Троицы была сформулирована задолго до РХ
// То, что "Арес" - Герос на самом деле был Богом Грозы
ну так всегда верховный бог был громовержцем
что Перун у славян
Тор у германцев
ветхозаветный бог-Яхве-Элохим, тоже громовержец
Скот их предал граду и стада их - молниям. Послал на них пламень гнева Своего, и негодование, и ярость и бедствие…» (Пс, 77:48-49).
Reply
У евреев многобожие сохранялось очень долго и разные боги в итоге смешались. Отсюда и "Элохим" - форма множественного числа, букв. "Боги".
Reply
Арес - Герос - Ярос - Яр - Ярило - Яровит (Ярович). Это не просто лингвофричество. Славянское "яр" в иноязычной передаче частенько выглядело как "гер", даже того же самого Яровита немцы иногда писали через "Гер".
А если он ещё и Перкон.... По-славянски этого бога завали бы видимо Яр - Перун, или Ярый Перун. Ярило кстати прекрасно подходит тоже так как это тоже вечно молодое божество, умирающее и воскресающее каждой весной. Всё это вероятно - ипостаси верховного бога Перуна-Перкона. Исходно - громовержца и бога войны.
Reply
Наш Ярило больше напоминает фракийского Диониса. Ярилу врядли можно отождествлять с Перуном. Хотя, вроде бы покойный Клейн эту тему задвигал в своей книжке про славянское язычество.
Имена, впрочем, в славянской среде, да еще через полторы тысячи лет могли совершенно к иным богам относиться. Индоевропейское наследие в разных культурах по разному переосмысливалось.
Reply
Reply
Reply
Интересно, что могло сподвигнуть фракийцев изобразить громовержца трёхглавым. Есть ли аналогии в других культурах?
Reply
Reply
Leave a comment