Когда человек бодрствует, он может ограничивать проявление своей природы зорким наблюдением за ней и, если эта природа ему не нравится, то волевым усилием он может сдерживать позывы к проявлению ее особенностей, например, не ругаться матом, не пить водку, не объедаться и пр.
Но когда человек теряет контроль за своим сознанием, как это иной раз происходит в моменты стресса (см. ролики на ютьюбе про Челябинский метеорит), волнения, нахождения многочисленных отвлекающих сознание факторов (Возвратихся на страсть, егда унзе мя терн, Пс. 31), или во время сна, то человек уже не контролирует свою природу и она вступает полностью в свои права: день дни отрыгает глагол и нощь нощи возвещает разум (Пс.18:3). Т.е. днем тут можно назвать время, когда человек имеет контроль за своим словом - то что он говорит от ума (отрыгает глагол), а вот ночью, когда надзирающий орган - ум спит, то он получает полное извещение о той своей природе (скрытой, как бы от нощи), которая днем не может проявить себя из-за власти разума, слова: нощь нощи возвещает разум. Также как и Пс.16,3: Искусил еси сердце мое, посетил ecи нощию искусил мя еси, и не обретеся во мне неправда.
Тут за днем можно признать отструктурированную сущность, т.е. ту, которая выстраивается определенным порядком в соответствии
с разумом или умной частью человека, а ночь можно уподобить той неструктурированной сущности -
хаотически расположенным душинкам, которая является набором индивидуальных особенностей, которая выступает на первый план, когда структурированная сущность уходит на второй план и теряет свои права.
Хорошо бы достичь не той дневной святости, когда разум стоит перед душой, понуждая ее поступать свято, но той святости ночи, когда душа уже не понуждаемая извне, сама ведет себя свято, ибо это стало ее внутренней неизменной особенностью, достигнуто непадательное состояние и человек готов к Раю: ночная тьма души стала светом, который в любое время освещает путь жизни человека. Получается уже обратное обличению Христову: Аще бо свет, иже в тебе, тма есть, то тма кольми? (Мф. 6,23), ибо тьма стала светом.
Близ суд, внемли душе, совестию попецыся, и делай добре, тебе неосуждену присно соблюдающая: аще бо себе зде разсуждаем, никакоже тамо осудимся без свидетелей, идеже повиннии осуждаются.
Стихира 2-я, песнь 9-я, утро п-к 5-й седмицы ВП (Постная Триодь).