Страшное Я

Apr 06, 2021 17:08

Помню, как в начале 90-х мне в руки попал очередной сборник Зоологического института «Эволюционная морфология животных». Я читал одну статью за другой, и все было привычно, пока не уткнулся в статью Збигнева Кабаты - известного специалиста по паразитическим копеподам и незаурядной личности (о нем я писал здесь). Кабата свободно владел русским, и ( Read more... )

бытиЁ, прошлое, наука, люди

Leave a comment

Comments 10

evlasov April 6 2021, 07:26:34 UTC
Меня учили, что даже 'мы' это ужас ужас. Третье обезличенное. Было установлено, что. Эти данные указывают на. Несмотря на сложившийся консенсус [27][35], при всём уважении, вот эти и эти данные этому противоречат. Нам очень неловко, ждём опровержения от уважаемых коллег.
Есть целые семинары как правильно лизать уважаемому сообществу.

Reply


evergestis April 6 2021, 08:25:56 UTC
Очень верное наблюдение.
Кстати, в дореволюционных русских статьях такого обезличивания и канцелярита не было. Как и в сегодняшних британских.

Reply

olnud April 6 2021, 12:47:42 UTC
Да, вы правы - дореволюционный научный язык очень персональный, личный.

Reply


sharov43 April 6 2021, 09:10:31 UTC
Анонимизация научного мнения? Интересное наблюдение.

Reply


chyyr April 6 2021, 09:53:38 UTC
Я недавно заметил, что мне, наоборот, очень мешает "я" в американском научпопе. "Я гулял по пляжу, смотрел на чаек и мне пришла мысль...", "Я со студентами Тедом и Дэном съездил в Фингалию поизучать онихофор..." и тому подобное. Обычно оно не имеет никакого отношения к излагаемой теории и вставлено единственно для "оживляжу". Мол, я тоже живой человек, знаком с другими живыми людьми, вот у меня как раз и байка о моей живой жизни есть. Очень сбивает настрой и отвлекает от основной мысли.

Что любопытно, раздражает меня "я" именно в современном научпопе. Пару лет назад читал Фабра - уж на что он любит первое лицо, но его "я" ничуть не мешало. Наверное потому, что Фабр представал полноценным героем своей книги; он не травил посторонние байки, а рассказывал, как взаимодействовал с другими героями. Даже описания природы выглядели как способ "глубже раскрыть характеры".

Reply

olnud April 6 2021, 12:49:19 UTC
Да, важен баланс. Перебор, когда я становится центром статьи.

Reply


hymenopter April 6 2021, 10:13:12 UTC
Во второй половине 90-х, во время учебы в аспирантуре, корифеи меня учили, что "Я" - это нехорошо :-) Хотя уже и не ужас-ужас, как было при СССР, но все равно следует избегать. Лучше "Мы", а еще лучше - обезличенная форма. Хотя прямых запретов вроде бы не было и о серьезных конфликтах (авторов с редакторами и/или рецензентами) на этой почве я не слышал. Лично меня раздражает, когда в работы один автор пишет "мы" - это шизофрения какая-то.

Сейчас, кажется, эта проблема почти полностью отпала естественным образом, т.к. активно пишущие авторы переняли западный стиль изложения. Насколько я могу судить, частое употребление "Я" в буржуйских изданиях тоже негласно не приветствуется и считается дурным тоном, хотя в отдельных случаях, когда нужно подчеркнуть собственные результат или выводы, вполне допустимо. Преимущественно же используются нейтральные обороты, навроде "полученные в данном исследовании результаты позволяют сделать вывод..." и т.п. Так и принадлежность выводов обозначена, и нейтральность соблюдена.

Reply


Leave a comment

Up