Ещё в Москве прошла очередная ярмарка Нон-фикшн, она теперь два раза в год бывает. Как всегда, к ней выпустили много-много книжек, и все (около)литературные журналисты и блогеры бросились составлять списки рекомендаций. Я списки смотрел, обнаружил действительно кое-что интересное. Новый роман Ребекки Куанг, например. Говорят, что-то ехидное про книгоиздательскую отрасль. Вокруг русского перевода уже вспыхнул скандальчик - читатели начали сравнивать его с оригиналом и громко офигевать на все интернеты, издатель даже пообещал новый вариант с работой над ошибками.
Опять же, новый Варгезе, новый Амос Оз… Поляринов вон новый роман написал, предыдущий - «Риф» был вполне себе норм, только, как по мне, чересчур уж продуманный и выстроенный по всем положенным литературным правилам, отчего немного отдававший пластмассой, но, опять же, по нашим скромным российским меркам грех жаловаться, да и вообще - «пластмассовый мир победил», смиритесь.
Перевели новую книгу иранской писательницы Азар Нафиси «О чем я молчала. Мемуары блудной дочери». Её предыдущая книга про женский читательский кружок в Тегеране прям не оторваться, особенно в современной России, клонящейся в сторону Ирана всё сильнее и сильнее. Читаешь - и всё время примеряешь на отечественные реалии: вот это у нас уже есть, а до этого мы ещё не добрались. Новая книга, полагаю, будет производить примерно такое же впечатление. «я купил журнал «Корея»//там всё тоже хорошо//там товарищ Ким Ир Сен//там всё то же что у нас».
Ещё из старых книг, ставших вновь актуальными - переиздали «Факультет ненужных вещей» Юрия Домбровского. Книга, которую я сейчас часто вспоминаю, особенно те дискуссии, которые вёл персонаж со следователями по своему делу о праве, законности, самой идеи справедливости в ситуации, когда старое, классическое право отмерло, а на его место пришла революционная «законность», опирающаяся на ничем не ограниченное насилие, стремление выслужиться перед начальством, радикальное упрощение, презрение к умникам, опять же, «там всё тоже хорошо, там всё тоже что у нас». И попытка одинокого человека сохранить себя и выбраться каким-то образом из челюстей системы, особенно в свете судьбы автора, который жизнь-то сохранить сумел, несмотря ни на что, а вот в остальном… как там у Домбровского? «Гляжу на вас, на тонких женщин ваших… и думаю: как мне не повезло».
Впрочем… отдельные книги - это, конечно, интересно, но для такого крупного мероприятия как Нон-фикшн (а это теперь фундаментальное книжное событие года, так уж сложилось) важнее, наверное, анализ текущего состояния книжного рынка и всего, что к нему прилегает. Не знаю, что и насколько обсуждалось на самой ярмарке, ныне многие вещи вслух не принято проговаривать, по крайней мере, напрямую, но я пару слов напишу, по своим наблюдениям.
Не случилось ожидаемого введения тотальной цензуры и полной зачистки книжного рынка. Вместо этого появились новые правила, довольно мутно прописанные, под которые не очень понятно, кто попадает, а кто нет, как их применять, что можно печатать, что нет. Вообще, если так посмотреть, то даже тот же «Факультет ненужных вещей» Домбровского как-то не особо не совпадает с текущей государственной политикой и идеологией, но печатается же. И много ещё чего печатается, с потайной фигой в кармане. Да и потом - у нас сейчас можно треть, если не половину всей русской литературы запретить за неблагонадёжность, начиная с протопопа Аввакума.
Но пока начальство вместо систематической работы по искоренению ограничивается нерегулярными налётами - то ЛГБТ запретят, то иноагентов из библиотек прикажут изъять, и получается, что все боятся, все понимают, что оштрафовать, закрыть, а то и посадить могут кого угодно, но работать дальше как-то надо. Ну и да - есть ещё вечноскорблённые, которые тоже время от времени возмущаются по разным поводам и строчат доносы в промышленных количествах. Хотя на этих, кажется, уже внимания особо не обращают, но всё равно - сигнал есть, и в любой момент ему могут дать ход.
На этом фоне, понятное дело, начал самоорганизовываться и развиваться тамиздат, тем более что значительная часть читающей публике сейчас пребывает «там» и назад не собирается. Также разворачивается книжное пиратство в самиздате с самопальными переводами, опять же, куда деваться. Разнообразный самиздат и раньше благополучно процветал, а уж сейчас-то тем более. Там, насколько доходили слухи, тоже пытались как-то прикрутить фитиль, но не очень-то получилось. Даже в части различного кинка и политоты, а также их безумных сочетаний. Кому интересно, может зажать нос и занырнуть в соответствующий раздел на фанфик.нет, но предупреждаю - чтение не для слабонервных.
Ожидаемого бурного наплыва ура-патриотической литературы как-то не случилось. Вернее, случился некоторый подъём по количеству наименований, презентациям и прочему пиару, но это, похоже, скорее проявление госфинансирования и бюрократической раскрутки, чем увеличения искреннего интереса. По крайней мере, пока не вырастет новое поколение, перемолотое в мясорубке школьного воспитания.
Короче говоря, про тенденции в книжном мире. Стало хуже. Местами сильно хуже. Катастрофы не случилось. Погрома тоже не случилось. Что будет дальше - непонятно. Впрочем, тоже самое можно сказать про все сферы культуры, да и не только культуры, а вообще чего угодно в современном российском обществе