Всем погибшим за нашу Родину

Feb 02, 2015 15:51



День выдался смурной и туманный. Кроме всего прочего я знала, куда еду. Но это я так думала, что знаю. И готовилась к тому, о чем знала. Но все получилось не так. Мне стыдно, стыдно, стыдно - о существовании в Саласполсе еще одного мемориала я ничегошенъки не знала. Мы собирались с Ренатой renatar в саласпиллский концлагерь, но перед этим она привезла меня вот сюда.
Необходимо отметить, что в годы Великой Отечественной войны в Саласпилсе было два лагеря:
Stammlager 350/Zweiglager (Stalag 350/Z, далее Шталаг) - филиал рижского лагеря для советских военнопленных Stammlager 350 (Stalag 350). В саласпилсском Шталаге погибло 47000 воинов;
◈ Концентрационный лагерь (далее Концлагерь) для гражданских лиц, который некоторые прибалтийские историки предпочитают называть по его официальному нацистскому обозначению - «исправительно-трудовой»: Arbeitserziehungslager (AEL) Kurtenhof. Он также был филиалом. В данном случае, рижского концентрационного лагеря Konzentrationslager (KZ) Riga-Kaiserwald. Жонглирование словами и попытки завуалировать страшную правду отвлечёнными фразами не меняют сути дела. В саласпилсском «исправительно-трудовом» лагере погибло 53700 человек. Так что он навсегда будет восприниматься нами именно как Концлагерь или Лагерь смерти, независимо от «юридических» тонкостей, манипуляций с терминами и словоблудия европейских нацистов или демократов.


Не удивляйтесь, когда встретите данные, что в «Саласпилсском лагере» погибло более 100000 людей. Увы, но часто даже очень серьёзные журналисты путают вышеупомянутые лагеря, объединяют их в один и т.д.
Hа наше счастье, на месте, где располагался Шталаг, мы встретили несколько молодых местных жителей, которые охотно рассказали нам о том, что там было и что происходит сейчас. Историю Шталага они знают не только по школьным учебникам. В самом городе жили многие очевидцы событий, от которых о Шталаге узнавали много подробностей. Шталаг располагался между нынешними улицами Нометню (с юго-восточной стороны), Калнрозес (с северо-восточной стороны), Малиенас (с северо-западной стороны) и лесом с юго-западной стороны. Шталаг был открыт уже в июле 1941 года: колючей проволокой огородили поле. Наши солдаты содержались в нечеловеческих условиях. Не было никаких бараков - солдаты ютились под открытым небом круглый год. Они жили, вернее, выживали в ямах. То, чем их кормили, нельзя назвать едой. На деревьях, оказавшихся в черте Шталага, на высоту в два человеческих роста не было коры... Говорят, были случаи людоедства и трупоедства. Свирепствовали болезни, вши... Воины умирали мучительной смертью от холода, голода, болезней. Особо непокорных европейские нацисты расстреливали и вешали.

Отношение немцев к советским военнопленным и условия их содержания мало чем отличались в различных лагерях. Отчасти это объясняется тем, что СССР не подписал Женевскую конвенцию о военнопленных. При этом данная конвенция не отменяла подписанные ранее Гаагские конвенции 1907 и 1899 годов, подписанные и Германией и Россией. Из Гаагской конвенции 1899 года: «Хотя военнопленные теряют свою свободу, они не теряют своих прав. Другими словами, военный плен не есть более акт милосердия со стороны победителя - это право безоружного». Из конвенции 1907 года: «население и воюющие остаются под охраной и действием начал международного права, поскольку они вытекают из установившихся между образованными народами обычаев, законов человечности и требований общественного сознания».
«В Саласпилсском лагере для военнопленных (не путать с лагерем „Саласпилс“ для политических заключенных и гражданских лиц), площадью 18,82 га, люди жили под открытым небом, укрываясь в земляных норах от непогоды. Такие норы, наподобие звериных, существовали во многих лагерях». Вопреки статье № 7 Приложения 4-й Гаагской конвенции 1907 года, обязывающей воюющие страны «обеспечивать военнопленных такой же пищей, как и свои собственные войска» советских военнопленных морили голодом.
В Саласпилсе «встречаются трупы с вырезанными ягодицами или разрезами на боку. Это дело рук людоедов. Более примитивные режут ягодицы, а более изощренные надрезают бока и вытаскивают печень. По этому поводу все время читаются строгие приказы, но людоедство не переводится» <......>

Строго говоря, Шталаг располагался за административной границей Саласпилса, строений рядом почти не было. Поэтому никому в голову не пришло соорудить ограду, которая бы четко обозначила границы Шталага и братских могил наших воинов. Десятилетия спустя, это обернулось очередной трагедией.


Многие рижане с удовольствием покупают недвижимость в пригородах столицы. А Саласпилс расположен прямо за чертой Риги. Увидев спрос, некоторые бизнесмены несколько лет назад развернули в Саласпилсе бурное строительство жилых домов, в расчёте на хорошую прибыль. Землю хотели использовать максимально выгодно, в оборот пускался каждый привлекательный клочок свободной территории. К счастью, сам мемориал разрушать никто не осмелился. Однако стройка развернулась прямо на границе мемориала. Причём, границу определили не тем, что в архивах пытались установить, где именно была ограда Шталага. За точку отсчёта взяли дороги, ставшие с недавнего времени улицами Калнрозес и Малиенас. Те стороны улиц, которые ближе к памятнику - мемориал. А противоположные стороны - уже место новостроек. Но в том-то и беда, что дороги не отражали действительные границы Шталага.


По словам местных жителей, захоронения воинов были сосредоточены тремя участками. Один из них оказался пересечён улицей Калнрозес. И якобы при строительстве домов на этой улице были обнаружены человеческие останки. Но этому не придали никакого значения. И теперь некоторые дома стоят там буквально на костях. На костях наших воинов... То же случилось и с тем участком, который оказался рассечён улицей Малиенас. Но там костей оказалось так много, что строительство некоторых домов прекратили. Совсем или на время, сказать нам затруднились. Равно как не знают, что случилось с найденными останками. Однако строительный мусор попадает даже на территорию мемориала. Которая, повторю, точно ничем не обозначена - никакой ограды нет! Местная администрация, конечно, за мемориалом ухаживает (как и многие простые местные жители - огромное им за это спасибо!), но ведь и строительство, очевидно, не без их ведома происходит?
Как сказал один молодой житель Саласпилса: «Как вообще люди на костях жить собираются?! Неужели их никак не беспокоит, что на воинских могилах стоят их дома? После событий в Таллине все это воспринимается особенно тяжело». По словам другого, его первой мыслью вообще было, что «из гранатомёта эти дома расстреливать надо»... <.....>


Первоначально лагерь в Саласпилсе задумывался нацистами для содержания там евреев, которые доставлялись бы туда не только с территории Латвии, но и из европейских стран. С этой целью в начале октября 1941 года был выбран подходящий объект - стрельбище латвийской армии в Саласпилсе, летний лагерь которых находился неподалеку, на берегу Даугавы....Вскоре сюда для строительства лагеря был доставлен эшелон с евреями из Чехии и Германии. Первые работы по закладке лагеря и на лесопилке проводили советские военнопленные, которых содержали неподалеку в шталаге-350.


Шталагами назывались лагеря для военнопленных, которые подчинялись вермахту и служили для целенаправленного уничтожения советских военнопленных тяжелым трудом, голодом и холодом. Например, в качестве лагеря для советских военнопленных в Саласпилсе, как и во многих других местах на территории Советского Союза, оккупированной немцами, служил небольшой парк, огороженный колючей проволокой. Никаких строений или укрытий здесь не было. Заключенные, чтобы хоть как-то выжить на холоде, рыли в земле норы, где и ночевали. Смертность в таких лагерях была запредельной - узники гибли здесь тысячами. <.....>


Немецкий источник сообщает, что изначально заключенных согнали в бывшие казармы, а когда они оказались абсолютно переполнены, всех согнали в чисто поле, огородили площадь колючей проволокой и оставили людей под осенними дождями. Из многих десятков тысяч заключенных, находившихся здесь поздней осенью 1941 по официальным данным в июне 1942 в живых осталось только 3434. <.....>


Это место стараются забыть. Совершенные там преступления стараются объявить несуществующими. И потом не жертвам, а убийцам ставят памятники. Такова реальность современной Латвии. B центре латвийского города Бауска торжественно открыт памятника карателям из трёх полицейских батальонов - 23-го, 319-го и 322-го, которые  входили в состав латвийского легиона Waffen SS. <......>


В 1969 году на его месте был сооружён мемориал: в центре был установлен памятник, а на местах ям - квадратные плиты. Памятник своеобразный: как два стебля. Один устремлён ввысь, другой - увядающий, сгибающийся к земле, который из последних сил пытаются поддержать пленные воины... Надписи на памятнике, кстати, на двух языках - русском и латышском. Привет, что называется, тем, кто стонет об «ужасах русификации» в советское время.


Памятник советским военнопленным, многие из которых были зверски замучены на территории Саласпилсского шталага, был открыт в 1968 году, на следующий год после открытия Саласпилсского мемориального ансамбля. Он был открыт на том же месте, где в период нацистской оккупации располагался лагерь для советских военнопленных (шталаг) в рамках печально известного Саласпилсского концентрационного лагеря.


Авторами композиции являются скульптор Юрис Карлович Мауриньш, а также архитекторы Гунар Константинович Асарис (участвовал в разработке советского генплана развития Риги, который охватывал период до 2005 года), Олег Николаевич Закаменный (выпускник Индустриального института Азербайджана), Ольгертс Индрикович Остенберг (выпускник Ленинградского инженерно-строительного института), Ивар Арвидович Страутманис (заслуженный архитектор Латвийской ССР с 1982 года, с 1964 по 1969 год занимал пост главного художника Риги).


Композиционно подступы к мемориалу представляют собой две дороги, которые выложены бетонными плитами. В центре пересечения дорог вырастает обелиск, который состоит из двух бетонных пилонов, один из которых вертикален (достигает 30 метров высоту), а другой - надломлен (его высота - 10 метров). Верхняя часть надломленного пилона увенчана пронзительными рельефными изображениями лиц и рук советских воинов, которые словно застыли в противоборстве с подавляющей тяжестью неотвратимо нависающего бетонного массива. Этот бетонный массив предельно геометризирован. Особая выразительность мемориала достигается путём моделирования контраста между двумя бетонными пилонами. Одна дорога ведёт к Саласпилсскому мемориальному ансамблю, который получил в 1970 году Ленинскую премию.

image Click to view


Здесь не продают поблизости цветов, а могли бы наверное. Впрочем как и на территории концлагеря. Кто знает - везет с собой. Не знала. Обязательно бы взяла. Красные гвоздики. Раньше говорили - как капли крови на снегу. Именно. Как капли крови. На белом, абсолютно девственном снегу.

Саласпилс, Латвия

Previous post Next post
Up