О бревне и о соломинках

Mar 29, 2007 01:27

Вот благодаря этому
http://egor-prokudin.livejournal.com/55221.html
http://community.livejournal.com/orthodoxy_page/1032129.html
http://community.livejournal.com/rock_journalism/32477.html
и так далее
показ этюдов "KALIMBA" в музее Сахарова может не состояться.
Автор Петр Каминский потратил много времени, раскидав свой опус и его многочисленные продолжения по всем мыслимым интернет-ресурсам.
Пришлось писать ему ответ.

Уважаемый Петр!
Академик Сахаров, сам не будучи верующим, тем не менее, боролся за права верующих. Он делал это из чувства правды и справедливости - потому что религию при советской власти всячески угнетали. И сейчас верующие благодарны за его деятельность (те, кто ее помнят, потому что есть желающие факты такого рода замалчивать). Называть его центр антиправославным - абсурдно. Центр - ПРАВОЗАЩИТНЫЙ. Сейчас вдова и последователи Сахарова, в том числе - директор Музея Сахарова Юрий Самодуров, который вызвал у меня уважение за короткое время нашего знакомства, продолжают эту гуманистическую деятельность. Только ситуация изменилась. Церковь у нас больше никто не притесняет. Напротив, она начала сливаться с государством. Президент показывается по телевизору на службах, в школе ввели обязательный предмет, на искусство наступает цензура. И защищать уже надо начинать другую сторону.
Еще чуть-чуть, и нам будут "сверху" указывать, чего нам делать и как жить, а художникам - какие произведения создавать нужно, а за что они будут подвергнуты остракизму. Вы вот - уже этим занимаетесь. Дальше - больше, путь известен по смутному прошлому нашей страны: тюремное заключение, изгнание, физическое уничтожение тех, кто "высовывается".
Ведь творческий человек свободен, поэтому непредсказуем. А непредсказуем - значит опасен? Его искусство нуждается в непрерывном оттачивании и развитии, его творческий процесс происходит летом и зимой, в пост и в праздник, днем и во сне. У него своя миссия, но всегда есть желающие покричать "Ах, он в пост в руки гитару взял! Ату его!"
Так вы заранее знаете за Бога, что Ему угодно, а что нет?
А ведь Он создал человека "по образу и подобию". В чем это подобие? Уж не в том ли, что две руки, две ноги и по десять пальцев на руках и ногах? Или в способности к ТВОРЧЕСТВУ?
Знаете, я пела и пою православные песни по движению души, не по заказу. Если меня будут заставлять это делать и запрещать делать что-то другое, то я, боюсь, решу, что мне не по пути с церковниками. Буду петь свои православные песни в андеграунде, искать слушателей искренних и не испорченных разнарядками на "процент духовности". Или вообще - катакомбно, как первые христиане, будем собираться и тайно петь православные песни хором. Только чтобы церковь не узнала... Не смешно?
Получается, вы разделяете баррикадами, например, творчество и православие. И любой верующий, но свободный художник попадает под нож - как например, сейчас я. Ведь "художник поет как птица, и его пение нельзя объяснить" (Лорка). А вам надо, чтобы все было заранее предсказуемо и благонадежно, согласовалось с инструкциями сверху. Вам надо, чтобы художник выражал ВАШЕ мнение, а не свое. Но это невозможно, так как нечестно. Получается, одним своим существованием творческий человек покушается на "святое" (в кавычках, потому что действует механизм подмены понятий). Ведь вы путаете (намеренно?) святую небесную церковь - и церковь как общественный институт нашего государства.
Именно общественный институт сейчас заигрывает с властью, освящает баллистические ракеты и строит частные дворцы (при этом церкви в деревнях и провинции откровенно бедствуют). Именно общественный институт сейчас ведет себя напористо - громит выставки, избивает демонстрантов, делая это руками людей незрелых, но агрессивных, готовых с радостью присоединиться к любому "ату его", лишь бы громить.
Господь нам дал свободу воли.
А в конституции нашего государства декларируется свобода совести. То есть, "право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними."
Итак, ни по божественным, ни по человеческим законам вы не вправе указывать другому человеку, как ему жить. Вокруг нас живут другие люди, с другими системами ценностей, и мы должны уважать их свободу, даже если они ошибаются или просто нам не нравятся.
Когда кто-то пытается насильственным образом контролировать чужую жизнь и чужое творчество, то знаете, что получается? Инквизиция, фашизм, полицейское государство. Или ещё что-то подобное. Плюрализм в обществе - механизм, предотвращающий образование диктатуры.
Под давлением насилия слабые будут делать лояльный вид и внешне подстраиваться под систему, а сильные будут протестовать. Уже сейчас ситуация в обществе начинает напоминать душную эпоху застоя, если не хуже. Но вы не можете залезть в МЫСЛИ другого человека, в его сознание и подсознание. Духовный выбор может быть сделан только самим человеком. Можно лишь призывать к лучшему, да и то не прямо. Люди на призывы реагируют как на рекламу или навязывание. А вот лучшие произведения искусства вызывают у людей возвышенные переживания и иногда бывают действеннее проповедей. Только в клетке они не рождаются. Художник может создать великое произведение свободно и искренне, а не по приказу. А свобода обоюдоостра. Нельзя выделить в оранжерею зону "свободы", оградив ее решеткой. Это тоже будет клетка. Такова природа свободы - она либо есть, либо ее нет.
Дух и мораль надо взращивать, культивировать, люди могут прийти к возвышенным нормам культуры и поведения только добровольно. И начинать надо с себя. Бревно в своем глазу сначала заметить, потом уже чужие соломинки искать. Это гораздо дольше и сложнее, чем что-то разгромить, но это - единственный легитимный путь, все остальное - от лукавого. У нас светское государство, и все его граждане имеют права и свободы. Хотите насильно всех в рай загнать? А сами-то в себе уверены, вы точно туда идете? Благими намерениями знаете, куда дорога вымощена. Между прочим, Христа именно фарисеи распяли - уважаемые люди, церковники, знатоки буквы религиозного закона.
Духовные люди красивы и мудры, фанатики уродливы, крикливы и опасны. И те, и другие плоды произрастают на земном древе религиозности - и истинно, и ложно понятой. Мне больно видеть, что поведение фанатиков и погромщиков бросает тень на всю церковь и на нормальных людей в ней. Вот в чем настоящий духовный вред! Люди отвращаются от православия, узнавая о погромах, избиениях и заявлениях в прокуратуру на художников. Комментарии на ваши открытые письма в интернете, сами видите, в основном отрицательные. И верующим, и неверующим одинаково неприятно видеть попытки силового решения духовных вопросов, "геометрию лома в хрустальных пространствах".
Я против погромов выставок и музеев, даже если мне не нравятся произведения. Я против избиения демонстрантов, даже если это геи. Все не так однозначно-просто, как вы пытаетесь представить. Мир не черно-белый. У противоположной стороны тоже есть жизнь, права, убеждения, и без их выслушивания может получиться только одно: мракобесие. Организаторам этой выставки есть, что сказать. Они сознательно спровоцировали дискуссию о свободе творчества, а также о правах атеистов и иноверцев и государстве, стремительно превращающемся в клерикальное.
Мы вовсе не стремились участвовать в этой войне ни на чьей стороне, но имели неосторожность совпасть с этой выставкой в одном времени и пространстве. Запланировано выступление было задолго, когда мы понятия не имели, что имеется в виду под "Запретным искусством". Тогда же были составлены и анонсы. И когда выставка была смонтирована, мы не стояли возле дырочек, а репетировали в пустом пространстве белых фанерных стен. О содержании выставки знаем в основном благодаря вашей пропаганде. Чуть-чуть глянули, не заинтересовались и занялись своим делом. Выступление - крайне технически, творчески и организационно сложный процесс. Так как во время наших этюдов планируется театральный свет, мы договорились, что освещение экспозиции будет выключено, следовательно, увидеть картины зрители на нашем выступлении не смогут. Могли в другие дни, если кто-то хотел.
Но наше рабочее выступление - этюды, лаборатория - вашими лично усилиями приобрело чрезмерную рекламу. Боюсь, что показ работ, который мы так готовили, будет сорван, во-первых, ненормальным количеством зрителей, а во-вторых, присутствием агрессивных посторонних людей, заинтересованных лишь в скандале. А искусство - вещь хрупкая. Не может тягаться с грубой силой.
И теперь я вынуждена сформулировать свое отношение к происходящему.
Вы цитируете описания, представляющие выставку в чудовищном, отвратительном свете, в этом описании эмоции и эпитеты занимают главенствующую роль. Это, знаете, формирует "мнения". А мнения - не факты. Три буквы на заборе можно так возмущенно описать, что поднимется общественное движение против мела и за круглосуточное связывание рук школьникам, а там недалеко и до законодательных инициатив по отрубанию им пальцев.
Не нравится чье-то творчество - проходите мимо, а не создавайте ему скандальную рекламу. Можете что-то создать свое: ярче, сильнее - все поднимут головы и будут смотреть на ваше произведение или результаты доброго дела, а не на плевки под ногами.
Бог поругаем не бывает. Язвы церкви и общества - да, - так их и стоит бичевать. Я не за "корпоративную этику", когда каждый член корпорации обязан не выносить мусора из избы и молчаливо подписываться под любыми пороками и мерзостями своей корпорации. Давайте уж мухи отдельно, котлеты отдельно. Художнические намеки на язвы общества вызывают у вас бурю эмоций? Церковь погрязла в стяжательстве, общество - в американизме, в армии процветает гомосексуализм, а в советское время образ Ленина пытались подставить на место икон? Так это же правда! Есть и другая сторона правды: Святая Церковь, армия-защитница, государство-Родина. Но это не зоны вне критики. Процессы добра и зла идут одновременно и во всех областях. И нуждаются в непрерывном трезвом взгляде, иначе снаружи останется раскрашенный фасад, а внутри будут гробы повапленные. И не спешите записывать меня во враги православия - иной друг вроде вас способен нанести больше вреда.
Мне выставка не нравится, но она не вызывает у меня бури чувств. И не такое видали и видим каждый день на каждом шагу, да хоть телевизор и газеты гляньте. По мне, порнография оскорбляет человеческое достоинство гораздо больше, а ею полон интернет (при этом, я считаю, что человеческое тело - самое прекрасное творение Господа, танец и фото в лучших проявлениях могут это адекватно выразить). Меня потрясает, что в нашем районе Щукино вырубают 64 дерева и 222 кустарника, подводя коммуникации к монструозному развлекательному комплексу на месте бывшего небольшого рынка при метро. Вот тут - и правда, дело дрянь. И это происходит во всех районах Москвы. Повсюду казино и развлекательные комплексы, а вам правозащитный центр не угодил.
В моем интервью "Фоме", на которое вы ссылаетесь, я говорю нечто подобное, сейчас перечитала - согласна, хотя и прошло несколько лет. А вы его прочитали? Ведь там все, что сейчас обсуждается, прямо сформулировано. И что ни в коем случае нельзя веру навязывать, и что бессмысленно руководствоваться ярлыками, рассуждая об искусстве, и что невозможно заглянуть в душу другого человека, потому не стоит его судить. Раньше огульно гнали рок - по одному только названию, теперь с ним заигрывают. Зато готовы громить правозащитный центр. Сколько раз еще сменится политическая погода нашей церкви? И должны ли мы, по-вашему, "колебаться вместе с линией партии"?
Вообще, я много общаюсь и с неверующими, и с инославными, и с людьми иной веры. Я никогда не навязываю им своей религии. Бог один на всех, на все страны и все нации. Люди возводят перегородки и используют религии как повод для войн. Это все от дремучести и греховности человечества. Но перегородки эти - не до небес. Нет монополии на истину ни у какой системы взглядов и ритуалов, есть только путь, который каждый проходит лично, один на один с Богом, лицом к лицу.
Бог бесконечен и нами не познан ввиду нашей ограниченности, но мы ощущаем призвание двигаться к Нему. Как двигаться? Куда двигаться? Счастлив тот, кто переживает личное познание Бога и Его воли как свою индивидуальную внутреннюю миссию. Независимо от рода занятий - будь ты плотник, врач или торговец, мусорщик или артист. Граница между добром и злом проходит не по границам государств - потому что все государства - это монстры. Не по границам религий и конфессий - потому что абсолютно везде есть люди высокие и низкие, мудрые и примитивные, искренние и лживые. Граница режет непосредственно по сердцу каждого человека. Каждый непрестанно и ежесекундно стоит перед выбором - и ответ не всегда прост и описан в учебниках.
Когда кто-то нуждается в духовном руководстве, он обращается к человеку мудрому, вызывающему у него уважение, с просьбой о наставничестве. Тогда он готов принять его советы, и семена упадут на вспаханную почву. Но уважение людей и право на духовное наставничество надо заслужить собственной праведной жизнью. Надо работать прежде всего над СОБОЙ. Вы же, не обладая ни достаточной мудростью, ни даром духовного рассуждения, беретесь судить других людей, представляя их поступки в злобном, искаженном свете. Вы проявили завидную активность, распространив, пока мы отсутствовали, свое "открытое письмо" по многим интернет-ресурсам. Откуда в вас столько чернухи? Может быть, чужое творчество у вас вызывает зависть? Или вы на стороне негативных процессов, которые сейчас происходят в нашей стране? Вы, за цензуру, погромы, духовное насилие - или все же способны осознать опасность такого пути для самого же православия? Может быть, вам стоит оглянуться вокруг и заметить, что есть куда более отвратительные явления, чем эта выставка? По мне, засилье попсы и рекламы, продажность чиновников, хищническое разрушение природы - вот истинная дьявольщина. Вот что разрушает мораль общества и молодежи. А вы на правозащитников нападаете... Они и ВАШИ права защищают от государства, аппетиты которого растут и будут расти. Если этому не противостоять, то скоро все будут ходить строем, а честные творческие люди погибнут или уедут.
Сегодня потратила полдня на ответ вам, и вовсе не рада этому. Мне есть, чем заниматься в жизни, кроме писания ответов. Это время оторвано у творчества и у моей группы, которая как раз сейчас очень нуждается в моем присутствии и внимании. Я с сожалением узнала, что с вами, оказывается, знакома, и раньше думала о вас лучше. Вы молоды и пока недостаточно духовно опытны, но надеюсь, что мои слова все же не пропадут втуне и этот навязанный вами диалог будет конструктивен. Если вы разумный человек, то вам станет стыдно за тот огород, который вы тут нагородили.

С уважением
Ольга Арефьева

Previous post Next post
Up